Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок литературы.
Слайд №2
Вопросы эвристической беседы.
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Слайд №2 Щелчок.
Просмотр.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.
– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
Слайд №13
Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.
Откройте тетради.
Запись в тетрадь. Запишите число, классная работа, Тему урока.
Слайд №14
Для нашего урока я предлагаю следующие Цели и задачи:
– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”;
– Научимся составлять образную картину;
– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.
– Чем мы будем заниматься на уроке? (обратная связь)
– Анализировать
– Составлять образную картину
– Писать творческую работу.
– Откроем учебник на стр. 246.
Слайд №15. Портрет Фета, постепенно возникают строчки стихотворения “Весенний дождь”.
Послушаем стихотворение. Учитель читает стихотворение (учебник).
Чтение учащимися про себя и вслух (2-3 человека)
– Дадим оценку нашим чтецам. Что удалось при прочтении, над чем надо работать?
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
Запись в тетрадь Образный ряд стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”: …
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому?
– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Сколько строк?
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
Динамику. Движение.
Вопрос № 4 учебника.
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
Слайд №15 (показана завеса дождя)
– Как вы понимаете слово завеса?
– Подберите слова синонимы.
Запись в тетрадь: Завеса.
Слайд №16 Словарная статья.
Прочитаем и запомним значение этого слова.
– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)
Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.
Что такое метафора?
Вспомним определение
Слайд № 17
– Есть ли у нас ещё во втором четверостишье сравнение?
(Будто в золотой пыли)
Слайд №18
Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение
– Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его.
Вспомним определение
Слайд №19
Поработаем с вопросом учебника Задание № 5 прочитайте
– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.
Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.
Слайд№20
Прочитайте их еще раз
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
– Что подошло к саду?
– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.
(Олицетворение)
Вспомним определение.
Слайд № 21
В образный ряд, который мы составили в начале урока этот образ не вошёл.
– Почему?
(Потому что сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду)
– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
Слайд №22
(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи?
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Запись на доске: По одному определению, по очереди.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?
Слайд №23, №24
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.
Ответы детей.
– Посмотрим, что получилось у меня.
Слайд №25
Запишите наиболее понравившийся пример.
Запись в тетрадь:
– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.
Слайд №26
Вспомните в начале урока, вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.
Слайд №27
Читают 2–3 ученика свою работу.
Слайд №28
Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
Достигли мы целей поставленных в начале урока?
Слайд № 29
Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.
Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.
Слайд №30
Слайд № 31
Домашнее задание на выбор.
Спасибо за урок.