Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;
  • повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
  • усвоение знаний в их системе,
  • определение роли наречий в художественном тексте.

2. Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса,
  • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

  • Словарь наречий, правописание которых запоминается;
  • компьютер, медиапроектор;
  • презентация к уроку (Приложение);
  • карточки дифференцированных заданий;
  • карточки индивидуальных заданий;
  • на рабочем столе учащихся:
    • учебник, тетради, ручки и карандаши,
    • сигнальные карточки, перфокарты,
    • справочные тетради,
    • карточки морфологического разбора,
    • тесты, сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»;
  • высказывания о русском языке;
  • аудиозапись «И.С.Тургенев «Бежин луг».

Методы контроля на уроке:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Эпиграф к уроку:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые
делают нашу речь точной, образной, выразительной».
М.Горький.

(Приложение 4)

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, рапорт дежурного).

2.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали нового. Сегодня на уроке мы проведём лингвистическое путешествие по стране «Наречие», систематизируем и обобщим знания, повторим правила написания наречий, поговорим о роли наречий в художественном тексте. Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (Приложение. Слайд 5)

Эти слова подтверждает и стихотворение (ученица читает наизусть):

Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомните наречие «светло» –
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно,
Если скажешь «ароматно» ты.
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!

3. Проверка домашнего задания.

Во время проверки домашнего задания у доски работают 2 ученика по карточкам (Приложение 1).

Нескольким учащимся раздаю карточки с индивидуальным заданием (Приложение 2).

- Дома надо было выписать отрывки из рассказов И.С.Тургенева, подчеркнуть наречия и определить их роль в тексте. (Слайд 6)

Учащиеся читают и анализируют отрывки:

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)

В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность.

Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.

4. Работа со словарными словами.

Ребята, а сейчас проведём словарную работу и проверим, хорошо ли вы усвоили написание наречий. Откройте ваши справочные папки, найдите задание «Пиши правильно». Выпишите наречия на букву «Н», вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Когда напишете, откройте учебник на с.180 и проверьте, правильно ли вы написали.

В это время проверяю работу у доски, ставлю оценки.

5. Итак, проверив домашнюю работу и поработав со словарными словами, мы прибываем на первую станцию «Наречие как часть речи». (Слайд 7)

- Кто будет экскурсоводом? Кто расскажет, что называется наречием?

(Устный ответ по таблице, затем работа по карточке у доски.)

(Приложение 1)

- А мы в это время проведём выборочный диктант.

Прослушайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» и выпишите только наречия, которые в нём встретятся, обозначьте смысловую группу.

(Дети слушают аудиозапись и выполняют задание.)

Фронтальная проверка задания.

6. Морфологический разбор наречия. (Слайд 8)

На листочках – трафаретах выполнить морфологический разбор наречий.

1 вариант – (находиться) вблизи.

2 вариант – (доносится) изредка.

7. Впереди станция «Одна и две н в наречиях на -о, -е». (Слайд 9)

- Кто будет гидом? (Ученик рассказывает правило, получает карточку, выполняет задание на доске.) (Приложение 1)

- А мы с вами выполним следующее задание:

Распределите слова по 2 столбикам – с одной н и с двумя н:

  • Медленно, интересно, священно, нечаянно, ужасно, торжественно, грустно, рассеянно, взволнованно, внимательно.

- Обозначьте суффиксы, подчеркните орфограмму.

Взаимопроверка.

8. Следующая станция «Не с наречиями на -о, -е». (Слайд 10)

(Выступление следующего гида, работа по карточке у доски.)

(Приложение 2)

Графический диктант:

  • Сделать (не)умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не)высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить далеко (не) весело; совсем (не) громко; вовсе (не) ласково; произнести (не) громко, а тихо.

Проверка:

9. Физкультурная минутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

10. Остановка на станции «О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-». (Слайд 11)

- Кто будет экскурсоводом?

(Учащийся рассказывает орфограмму, получает индивидуальное задание и работает у доски.) (Приложение 1)

Работа с перфокартами:

слева
сгоряча
издалека
досыта
набело
влево
известно
издавна
  снова
задолго
начерно
изредка
начерно
вправо
досрочно
искоса
  досыта
засветло
заново
докрасна
справа
дочерна
дотемна
дочиста

Проверка.

11. Следующая станция «Наречия с дефисом». (Слайд 12)

(Выступление следующего гида, работа у доски.) (Приложение 2)

Дифференцированное задание по тестам. (Приложение 3)

12. Групповая работа (творческое задание).

Группа учащихся получает задание составить небольшой рассказ по картинкам и словарю наречий.

13. Прибываем на станцию «Не – ни в отрицательных наречиях». (Слайд 13)

- От чего зависит выбор гласной буквы в наречиях никуда – некуда?

- В каких ещё наречиях выбор гласной зависит от ударения?

(Учащиеся рассказывают правила, один из них получает карточку и выполняет на доске.) (Приложение 1)

Работа с сигнальными карточками «И – Е», «О –Ё»:

  • Нигде, ниоткуда, нисколько, неоткуда, негде, ничуть, никуда, некуда, никак, незачем, горячо, свежо, певуче, волнующе, ещё, хорошо.

14. И, наконец, последняя станция «Мягкий знак на конце наречий». (Слайд 14)

- Кто будет гидом?

(Учащиеся рассказывает правило, получает индивидуальное задание.) (Приложение 2)

Задание классу: замените словосочетания синонимичными наречиями с шипящей на конце.

  1. Лошади мчались быстро (вскачь).
  2. Распахнуть до конца (настежь).
  3. Уйти в сторону (прочь).
  4. Засеять густо (сплошь).
  5. Ударить размахнувшись (наотмашь).
  6. Нет терпения (невтерпёж).
  7. Упасть вверх лицом (навзничь).

- Сколько слов вы записали без ь?

15. Проверка творческого задания.

(Учащиеся зачитывают свои тексты.)

На днях нам на дом задали стихотворение. Его надо было выучить на память. А меня учитель особо предупредил: «Учи на совесть! Завтра вызову!» А я, сказать по совести, до смерти не люблю рассказывать стихи по памяти. Мне их выучить не под силу!

16. Обобщение и вывод.

Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

- Что вы можете сказать о наречии?

- Какие правила надо знать, чтобы правильно писать наречия?

- Какую роль играют наречия в нашей речи?

(Ответы учащихся.)

(Приложение 5)

17. Выставление оценок.

18. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту по теме «Наречие», группе учащихся написать сказку «О бедном наречии», остальным – комплексный анализ текста №13. (Слайд 15)