Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;
- повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
- усвоение знаний в их системе,
- определение роли наречий в художественном тексте.
2. Воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку;
- активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса,
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока:
- Словарь наречий, правописание которых запоминается;
- компьютер, медиапроектор;
- презентация к уроку (Приложение);
- карточки дифференцированных заданий;
- карточки индивидуальных заданий;
- на рабочем столе учащихся:
- учебник, тетради, ручки и карандаши,
- сигнальные карточки, перфокарты,
- справочные тетради,
- карточки морфологического разбора,
- тесты, сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»;
- высказывания о русском языке;
- аудиозапись «И.С.Тургенев «Бежин луг».
Методы контроля на уроке:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Эпиграф к уроку:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые
делают нашу речь точной, образной, выразительной».
М.Горький.
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие, рапорт дежурного).
2.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали нового. Сегодня на уроке мы проведём лингвистическое путешествие по стране «Наречие», систематизируем и обобщим знания, повторим правила написания наречий, поговорим о роли наречий в художественном тексте. Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (Приложение. Слайд 5)
Эти слова подтверждает и стихотворение (ученица читает наизусть):
Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомните наречие «светло» –
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно,
Если скажешь «ароматно» ты.
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
3. Проверка домашнего задания.
Во время проверки домашнего задания у доски работают 2 ученика по карточкам (Приложение 1).
Нескольким учащимся раздаю карточки с индивидуальным заданием (Приложение 2).
- Дома надо было выписать отрывки из рассказов И.С.Тургенева, подчеркнуть наречия и определить их роль в тексте. (Слайд 6)
Учащиеся читают и анализируют отрывки:
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.
Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)
В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность.
Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.
4. Работа со словарными словами.
Ребята, а сейчас проведём словарную работу и проверим, хорошо ли вы усвоили написание наречий. Откройте ваши справочные папки, найдите задание «Пиши правильно». Выпишите наречия на букву «Н», вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Когда напишете, откройте учебник на с.180 и проверьте, правильно ли вы написали.
В это время проверяю работу у доски, ставлю оценки.
5. Итак, проверив домашнюю работу и поработав со словарными словами, мы прибываем на первую станцию «Наречие как часть речи». (Слайд 7)
- Кто будет экскурсоводом? Кто расскажет, что называется наречием?
(Устный ответ по таблице, затем работа по карточке у доски.)
- А мы в это время проведём выборочный диктант.
Прослушайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» и выпишите только наречия, которые в нём встретятся, обозначьте смысловую группу.
(Дети слушают аудиозапись и выполняют задание.)
Фронтальная проверка задания.
6. Морфологический разбор наречия. (Слайд 8)
На листочках – трафаретах выполнить морфологический разбор наречий.
1 вариант – (находиться) вблизи.
2 вариант – (доносится) изредка.
7. Впереди станция «Одна и две н в наречиях на -о, -е». (Слайд 9)
- Кто будет гидом? (Ученик рассказывает правило, получает карточку, выполняет задание на доске.) (Приложение 1)
- А мы с вами выполним следующее задание:
Распределите слова по 2 столбикам – с одной н и с двумя н:
- Медленно, интересно, священно, нечаянно, ужасно, торжественно, грустно, рассеянно, взволнованно, внимательно.
- Обозначьте суффиксы, подчеркните орфограмму.
Взаимопроверка.
8. Следующая станция «Не с наречиями на -о, -е». (Слайд 10)
(Выступление следующего гида, работа по карточке у доски.)
Графический диктант:
- Сделать (не)умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не)высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить далеко (не) весело; совсем (не) громко; вовсе (не) ласково; произнести (не) громко, а тихо.
Проверка:
9. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
10. Остановка на станции «О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-». (Слайд 11)
- Кто будет экскурсоводом?
(Учащийся рассказывает орфограмму, получает индивидуальное задание и работает у доски.) (Приложение 1)
Работа с перфокартами:
слева сгоряча издалека досыта набело влево известно издавна |
снова задолго начерно изредка начерно вправо досрочно искоса |
досыта засветло заново докрасна справа дочерна дотемна дочиста |
Проверка.
11. Следующая станция «Наречия с дефисом». (Слайд 12)
(Выступление следующего гида, работа у доски.) (Приложение 2)
Дифференцированное задание по тестам. (Приложение 3)
12. Групповая работа (творческое задание).
Группа учащихся получает задание составить небольшой рассказ по картинкам и словарю наречий.
13. Прибываем на станцию «Не – ни в отрицательных наречиях». (Слайд 13)
- От чего зависит выбор гласной буквы в наречиях никуда – некуда?
- В каких ещё наречиях выбор гласной зависит от ударения?
(Учащиеся рассказывают правила, один из них получает карточку и выполняет на доске.) (Приложение 1)
Работа с сигнальными карточками «И – Е», «О –Ё»:
- Нигде, ниоткуда, нисколько, неоткуда, негде, ничуть, никуда, некуда, никак, незачем, горячо, свежо, певуче, волнующе, ещё, хорошо.
14. И, наконец, последняя станция «Мягкий знак на конце наречий». (Слайд 14)
- Кто будет гидом?
(Учащиеся рассказывает правило, получает индивидуальное задание.) (Приложение 2)
Задание классу: замените словосочетания синонимичными наречиями с шипящей на конце.
- Лошади мчались быстро (вскачь).
- Распахнуть до конца (настежь).
- Уйти в сторону (прочь).
- Засеять густо (сплошь).
- Ударить размахнувшись (наотмашь).
- Нет терпения (невтерпёж).
- Упасть вверх лицом (навзничь).
- Сколько слов вы записали без ь?
15. Проверка творческого задания.
(Учащиеся зачитывают свои тексты.)
На днях нам на дом задали стихотворение. Его надо было выучить на память. А меня учитель особо предупредил: «Учи на совесть! Завтра вызову!» А я, сказать по совести, до смерти не люблю рассказывать стихи по памяти. Мне их выучить не под силу!
16. Обобщение и вывод.
Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Что вы можете сказать о наречии?
- Какие правила надо знать, чтобы правильно писать наречия?
- Какую роль играют наречия в нашей речи?
(Ответы учащихся.)
17. Выставление оценок.
18. Домашнее задание.
Подготовиться к итоговому тесту по теме «Наречие», группе учащихся написать сказку «О бедном наречии», остальным – комплексный анализ текста №13. (Слайд 15)