Цель: отработка навыков написания сочинения, отвечающего требованиям части 3 (С): умение формулировать проблему, комментировать ее, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Оборудование: материалы по подготовке к ЕГЭ, текст, использование мультимедиа
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
1. Назвать цели и задачи урока.
- Текст по определению известного филолога М. Бахтина является «объектом для исследования и мышления». Исследовать текст и мыслить по поводу прочитанного мы будем по определенному плану.
- Давайте вспомним, как строится сочинение по прочитанному тексту. Из каких частей состоит. (Слайд 1)
- Вступление.
- Основная часть:
-тема;
-проблема;
-комментарии к проблеме;
-позиция автора;
-собственное мнение (2 аргумента по проблеме). - Заключение.
2. Прослушайте текст, с которым мы будем работать. (Текст читает учитель.)
Текст 9
(1)Однажды мы ехали в нью-йоркском метро — сабвее. (2)Я был с женой и дочкой. (3)Сижу, читаю газету.
(4)На остановке ворвались молодые люди. (5)Человек пять. (6)Один с гитарой, у другого — транзистор... (7)Куртки, бутылки, сигареты...
(8)Это были нехорошие, дурно воспитанные молодые люди. (9)Они шумели, толкались, сквернословили. (10)Они, как говорится, нарушали...
(11)Публика вела себя не лучшим образом.
(12)Один газету читает. (13)Другой в окошко загляделся. (14)(Благо, за окном сплошная тьма.) (15)И так далее...
(16)В России я бы знал, как поступить. (17)Я бы подошел к этим молодым людям и сказал:
- (18)Заткнитесь!
(19)И добавил бы:
- (20)Вон отсюда!
(21)А если надо, треснул бы кого-то по затылку...
(22)А тут я испугался... (23)Языка толком не знаю. (24)Порядков не знаю. (25)Скажут что-то — не пойму. (26)То ли извиняются, то ли дальше оскорбляют. (27)А вдруг — стрелять начнут? (28)Может, у каждого — по пистолету? (29)Или ножом — по физиономии...
(30)Наш хулиган — он родной и понятный. (31)Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом то есть знакомыми вещами.
(32)А у этих что на уме?
(33)Короче, сижу, читаю газету. (34)Хулиганы продолжают нарушать. (35)Старуху толкнули.
(36)Из горлышка хлебнули. (37)Музыку включили на полную мощность. (38)В общем — ничего хорошего...
(39)Читаю газету.
(40)Вдруг поднялся мужчина средних лет. (41)Американец. (42)Худой такой. (43)И ниже меня ростом. (44)Подошел к хулиганам и говорит:
- (45)Заткнитесь!
(46)И затем:
- (47)Вон отсюда.
(48)Чувствовалось, если надо, он может кого-то и по затылку треснуть.
(49)И молодые люди заткнулись. (50)И на остановке — вышли.
(51)А мужчина сел и задремал.
(52)К чему я это все рассказываю? (53)А вот к чему. (54)Я знал все английские слова, которые он произнес. (55)И сам все это мог произнести без акцента. (56)Однако — не произнес. (57)Я газету читал.
(58)Как вы сейчас... .
(По С. Довлатову)
3. Вопросы и задания.
-Определите тему текста. Какова тема текста?
-Прежде напомните, что такое тема текста. (Слайд 2)
Тема — это то, о чем идет речь в произведении, круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения.
(О чем надо рассказать? О человеческих отношениях, о поведении молодого поколения в общественном месте, о реакции старшего поколения на невоспитанность молодых людей.)
-Какова проблема данного текста? Что такое проблема? (Слайд 2)
Проблема — это основной вопрос, который поднял автор.
-Какова основная проблема, поставленная автором?
-С чем связана формулировка основной проблемы текста — с ситуацией, которую создали хулиганы, или с поведением пассажиров в вагоне?
-Найдите предложения, характеризующие атмосферу, которая создалась в вагоне с появлением хулиганов? (4-10, 35-38)
-Поведение окружающих? (12-15, 22-33)
-Сформулируйте основную проблему.
(Почему мы так трусливо ведем себя в подобных ситуациях, а затем стыдимся собственной трусости).
-Чем вызвана эта нравственная проблема?
(Наше безразличие в подобной ситуации, ведет к безнаказанности, вседозволенности).
-В чем причина такого поведения молодых людей?
-В чем причина поведения публики?
(Обыкновенная трусость, прикрытая маской заинтересованности содержанием книги, либо глубокого сна).
-А вот психолог Н. Петровский утверждает, что поведение людей в подобной ситуации зависит от чувства (собственного достоинства): если человек мириться с хамством или старательно его не замечает, то есть основания предполагать, что это самое чувство изначально либо раздавлено, либо отсутствует вовсе. (Слайд 3)
-О каком чувстве идет речь? Слайд 4)
а) патриотизма,
б) гуманности,
в) собственного достоинства,
г) раздражения.
-Совершенно верно! Есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им собственно определяется, чего стоит человек, каков он?
-Что значит достойный человек? Наш научный консультант Герасименко Т. обратилась к словарю В. Даля. Как трактует это понятие словарь Даля. (Сообщение ученика)
Достойный — это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, «стоящий доверия, заслуживающий внимания, «надлежащий — такой, каким должен быть человек с большой буквы, «должный — обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, «приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах».
-Видите, как много смысла, в одном единственном слове, которое мы порой не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело и в так называемых неписанных законах человеческих отношений.
-Довлатов в своем тексте использует композиционный прием «зеркальности помыслов» рассказчика и действий американца. (16-21, 40-48)
-Объясните, в чем смысл этого композиционного приема?
(В подобной ситуации мы часто внутренне возмущаемся выходками молодых людей. Разница в том, что один думал об этом, а другой встал и ответил действиями, проявив свое человеческое достоинство). А ведь он был не один, если будем действовать сообща.
-Вот как говорят о человеческом достоинстве великие классики литературы.
(Слайды 5,6)
В.А. Сухомлинский: «Духовное богатство не мыслимо без чувства собственного достоинства... Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств».
«Чувство гуманности оскорбляется, - пишет В. Г. Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства».
Н. Островский: «Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?»
-Три разных человека, три разные эпохи, три героических — каждая по-своему,
неповторимых и прекрасных судеб, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие между собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем — чувство собственного достоинства, делающее человека воистину человеком. Жить достойно — значит жить по заповедям.
- Какова авторская позиция?
- Что утверждает Довлатов, анализируя поступок американца?
- Что даёт автору право на подобное ироничное утверждение?
- Изложите свой взгляд, приведя примеры из жизни.
- Подумайте и приведите примеры, где вы сталкиваетесь с поступками, достойными уважения.
-Человеческое достоинство – это, прежде всего, самоуважение, сознание своей правоты подкрепленное верой в идеалы справедливости. Оно является некой постоянной в поведении человека, то есть нельзя, например, сохранять его в одной ситуации и потерять в другой. Человек либо честен, либо нет. И этот принцип хорошо согласуется с представленным нам в «Капитанской дочке». Ведь Швабрин был бесчестным и в мирное время, он не гнушался никакими средствами для достижения своих целей, поэтому вполне естественно, что он ведет себя подобным образом и при Пугачеве. Гринев же, в противовес ему, всегда был человеком чистым и честным, и никакой Пугачев не сможет его заставить от этого благородства отказаться. Тема чести и достоинства в романе выражается именно в этойзакономерности.Неможет честныйчеловек поступать против совести:«Я смутился: признатьбродягугосударем - был я не в состоянии:это казалось мне малодушиемнепростительным.Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мнебесполезной хвастливостию. - Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург». И дело здесь даже не в том, чтоПетр Гринев«природный дворянин»,а в том, что он по природечестен и благороден. Вот отаких людяхипишутся романтические произведения,в которых они становятся, действительно, героями.
3. Итог урока.
Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство другого.
4. Домашнее задание.
Написать сочинение по прочитанному тексту.