Комплексный анализ текста на уроках развития речи. Тема: "Редкие птицы Якутии". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся – одна актуальных задач преподавания русского языка и литературы.

Как показывает практика, учащиеся испытывают трудности в оформлении связного высказывания. Их речь характеризуется невыразительностью, отсутствием логики изложения, бедным словарным запасом. Поэтому большую роль в формировании связной речи у учащихся нужно уделять работе над текстом. При этом в тексте нужно рассматривать не только логико-смысловую сторону, но и собственно языковую их организацию.

В своей учительской работе практикую проведение комплексного анализа текста на уроках развития речи. Хочу поделиться опытом проведения такого урока.

Тема: «Редкие птицы Якутии».

Цель:

  1. получение информации о редких птицах Якутии (журавль, стерх);
  2. дальнейшее совершенствование работы над текстом;
  3. повторение видов разборов на материале текста;
  4. составление текста по аналогии;
  5. воспитание чувства бережного отношения к родной природе.

Ход урока

I. Беседа до чтения текста.

Сегодня мы поговорим о редких птицах, занесенных в Красную книгу, которые обитают у нас в Якутии. Кто-нибудь из вас видел живого журавля? Как относится наш народ к этой птице?

Перед вами текст, над которым мы сейчас будем работать и задания по этому тексту.

(Учащиеся работают по группам. Задания у групп разные. Работу внутри группы распределяют между собой.)

II. Чтение учителем текста.

Журавли – это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только «умны», они красивы. Красивы особой законченной грацией изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, «продуманной» гаммой окраски. У журавлей удивительный голос – грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный – будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.

Но еще одно – и печальное! обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - вопрос только времени, для одних видов потребуется несколько десятилетий, для других – считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.

А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно... Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля – большой грех.

В. Флинт

III. Задания. Работа по группам.

1 группа.

  1. Определите тему текста.
  2. Найдите образные средства: эпитеты.
  3. Пересказ первого абзаца.
  4. В словаре найдите значение этих слов: гамма окраски, грация, жизнеутверждающий.
  5. Подберите к ним синонимы, потом родственные слова. Составьте 1-2 предложения с ними.
  6. Проставьте пропущенные орфограммы, сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца.
  7. Разберите по составу прилагательные первого абзаца, составьте с ними словосочетания.

2 группа.

  1. Сформулируйте идею текста.
  2. Найдите образные средства: сравнение.
  3. Пересказ второго абзаца.
  4. Объясните значение этих словосочетаний: в критическом положении, обречены, придет на помощь.
  5. Подберите к ним синонимы, антонимы. Составьте 1-2 предложения с ними.
  6. Разберите по составу причастия второго абзаца.
  7. Объясните знаки препинания второго абзаца.

3 группа.

  1. Определите стиль и тип речи текста.
  2. Найдите образные средства: олицетворение.
  3. Пересказ третьего абзаца.
  4. Найдите в третьем абзаце незнакомые слова. Установите их значение по словарю, обратите
    внимание на правописание этих слов.
  5. Подберите к этим незнакомым словам родственные слова, переведите. Составьте 1-2 предложения.
  6. Жестко, сухо, несъедобно, волокнисто – какая часть речи?
  7. Разберите по составу глаголы третьего абзаца, проспрягайте по лицам, составьте словосочетания.

IV. Выступления групп.

В своем выступлении учащиеся определяют, что это текст о журавлях, основная идея текста – «Берегите журавлей!». Тип речи – соединение описания с рассуждением. В тексте затронута злободневная тема общечеловеческой важности, четко выражена авторская позиция. Автор стремится убедить читателя в своей правоте. Поэтому текст публицистического стиля. Находят образные средства: эпитеты – удивительное (чувство), умны (журавли), нежной (гаммой окраски), удивительный, грустный, торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный (голос), печальное (обстоятельство), в критическом (положении), считанные (годы); сравнение – мелодичный, будто серебряный (голос); олицетворения – чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком (у журавлей), умны (журавли). Делают разборы, работают со словарем, слушают выступления групп, задают вопросы.

Вывод. Мы узнали, что журавли удивительные, особые птицы. Их в мире осталось не так много. Убить журавля – большой грех. А у нас в Якутии есть еще одна удивительная птица, которая является символом счастья – это стерх.

- Что вы знаете об этой птице?

Ребята рассказывают, что для якутов стерх – символ счастья. Увидевший танцующего стерха – самый счастливый человек. Эта благородная птица воспета в песнях, стихотворениях.

В качестве домашнего задания предлагается написать текст по подобию текста «Журавль».

- Мы поговорили о редких птицах нашей Якутии. Они украшение нашей природы. Любите и берегите родную природу.