Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся – одна актуальных задач преподавания русского языка и литературы.
Как показывает практика, учащиеся испытывают трудности в оформлении связного высказывания. Их речь характеризуется невыразительностью, отсутствием логики изложения, бедным словарным запасом. Поэтому большую роль в формировании связной речи у учащихся нужно уделять работе над текстом. При этом в тексте нужно рассматривать не только логико-смысловую сторону, но и собственно языковую их организацию.
В своей учительской работе практикую проведение комплексного анализа текста на уроках развития речи. Хочу поделиться опытом проведения такого урока.
Тема: «Редкие птицы Якутии».
Цель:
- получение информации о редких птицах Якутии (журавль, стерх);
- дальнейшее совершенствование работы над текстом;
- повторение видов разборов на материале текста;
- составление текста по аналогии;
- воспитание чувства бережного отношения к родной природе.
Ход урока
I. Беседа до чтения текста.
Сегодня мы поговорим о редких птицах, занесенных в Красную книгу, которые обитают у нас в Якутии. Кто-нибудь из вас видел живого журавля? Как относится наш народ к этой птице?
Перед вами текст, над которым мы сейчас будем работать и задания по этому тексту.
(Учащиеся работают по группам. Задания у групп разные. Работу внутри группы распределяют между собой.)
II. Чтение учителем текста.
Журавли – это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только «умны», они красивы. Красивы особой законченной грацией изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, «продуманной» гаммой окраски. У журавлей удивительный голос – грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный – будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно – и печальное! обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - вопрос только времени, для одних видов потребуется несколько десятилетий, для других – считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно... Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля – большой грех.
В. Флинт
III. Задания. Работа по группам.
1 группа.
- Определите тему текста.
- Найдите образные средства: эпитеты.
- Пересказ первого абзаца.
- В словаре найдите значение этих слов: гамма окраски, грация, жизнеутверждающий.
- Подберите к ним синонимы, потом родственные слова. Составьте 1-2 предложения с ними.
- Проставьте пропущенные орфограммы, сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца.
- Разберите по составу прилагательные первого абзаца, составьте с ними словосочетания.
2 группа.
- Сформулируйте идею текста.
- Найдите образные средства: сравнение.
- Пересказ второго абзаца.
- Объясните значение этих словосочетаний: в критическом положении, обречены, придет на помощь.
- Подберите к ним синонимы, антонимы. Составьте 1-2 предложения с ними.
- Разберите по составу причастия второго абзаца.
- Объясните знаки препинания второго абзаца.
3 группа.
- Определите стиль и тип речи текста.
- Найдите образные средства: олицетворение.
- Пересказ третьего абзаца.
- Найдите в третьем абзаце незнакомые слова. Установите их значение по словарю,
обратите
внимание на правописание этих слов. - Подберите к этим незнакомым словам родственные слова, переведите. Составьте 1-2 предложения.
- Жестко, сухо, несъедобно, волокнисто – какая часть речи?
- Разберите по составу глаголы третьего абзаца, проспрягайте по лицам, составьте словосочетания.
IV. Выступления групп.
В своем выступлении учащиеся определяют, что это текст о журавлях, основная идея текста – «Берегите журавлей!». Тип речи – соединение описания с рассуждением. В тексте затронута злободневная тема общечеловеческой важности, четко выражена авторская позиция. Автор стремится убедить читателя в своей правоте. Поэтому текст публицистического стиля. Находят образные средства: эпитеты – удивительное (чувство), умны (журавли), нежной (гаммой окраски), удивительный, грустный, торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный (голос), печальное (обстоятельство), в критическом (положении), считанные (годы); сравнение – мелодичный, будто серебряный (голос); олицетворения – чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком (у журавлей), умны (журавли). Делают разборы, работают со словарем, слушают выступления групп, задают вопросы.
Вывод. Мы узнали, что журавли удивительные, особые птицы. Их в мире осталось не так много. Убить журавля – большой грех. А у нас в Якутии есть еще одна удивительная птица, которая является символом счастья – это стерх.
- Что вы знаете об этой птице?
Ребята рассказывают, что для якутов стерх – символ счастья. Увидевший танцующего стерха – самый счастливый человек. Эта благородная птица воспета в песнях, стихотворениях.
В качестве домашнего задания предлагается написать текст по подобию текста «Журавль».
- Мы поговорили о редких птицах нашей Якутии. Они украшение нашей природы. Любите и берегите родную природу.