Винни Пух и его друзья в стране "Русский язык". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Форма занятия: урок-путешествие.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

  • по характеру познавательной деятельности – иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский;
  • по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.

Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала, работа с компьютерной презентацией.

Средства: речь учителя, диалог с учащимися, компьютерная презентация.

Оборудование: презентация, портреты писателей, карточки-жетоны.

Цели:

  • показать детям красоту родного языка;
  • прививать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать любовь к слову.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слово учителя.

– Дорогие друзья! В школе продолжается неделя русского языка.
Сегодняшнее занятие у нас не совсем обычное. В гостях у нас сказочный герой Винни-Пух со своими друзьями. Они – иностранцы, не совсем овладели русским языком , но им очень этого хотелось. Поэтому мы должны им в этом помочь.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой».

Как будто продолжает его высказывание русский писатель И.С.Тургенев : «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса!»

Я, думаю, что мы возьмем на вооружение эти слова  и поможем Винни-Пуху и его друзьям.

Наш класс разделен на команды – «Алфавит» и «Абвгдейка»
Команды, представьте, пожалуйста, ваших капитанов.
Домашним заданием было сочинение-миниатюра «Что такое русский язык»
Условия соревнования команд.
За правильно выполненное задание команда получает карточку с изображением наших гостей, победит та команда, которая соберет больше всего карточек.

Послушаем представителей команд и  поможем персонажам – нашим гостям. (Чтение работ учащимися)

Самый неугомонный друг Винни-Пуха – Тигра.Он никак не может разобраться в словах. Задание  «Превращение слов» (задание-шутка)
Превратите «Волка»  в «Козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Ответ: волк-полк-пола-поза-коза

Таким же образом превратите «ночь» в «день»

Ответ: ночь-ноль-соль-село-сено-сень-день

Может это задание и показалось немного сложным, но Винни Пух не унывает. Он хорошо знает, что от ударения зависит смысл слова, но, прочитав загадки, призадумался. Давайте поможем ему и Пятачку.

1. Я – травянистое растенье,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударенье,
И превращаюсь я в конфету.

2. Я – сборник карт,
От ударенья зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я .

3. Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, подставь-ка
Нам другое ударенье –
Осторожней будешь с нами, забодаем мы рогами!

А знаете ли вы , что …

Слово командам (Приложение 1)

Ослик Иа считает, что труднее  всего именно ему разобраться с русским языком.

И следующее задание – «Загадки-складки».

1. Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется …

 А Пятачок очень быстро догадался, о чем идет речь.

2. На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется …

3. Стелют на матрас меня,
Называюсь…

4. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…

«Как весело заниматься русским языком!» – прокричал Тигра.

Но ответить на вопросы не смог.
Давайте поможем ему.

– Какое государство можно носить на голове?
– Какая европейская столица стоит на скошенной траве?
– Какой город летает?
– Какую реку можно срезать ножом?
– Какая земля никогда не старится?
– Какое крыло никогда не летает?
– В каком гнезде никогда не бывает яиц?

Физминутка «Матрешки»

«Может мы немного поиграем?» – предложил Винни-Пух

 Игра «Отгадай слово»

Один из участников команды – противника выходит за дверь, в это время задумывается какое –нибудь слово, например, коса. Тот кто вышел, возвращается и задает своей команде наводящие вопросы . Ему отвечают, пока он не назовет загаданное слово.
Например,
– Это он,он или она?
– Она.
– Какая она?
– Она бывает длинная, густая, светлая, темная.
– Где еще она бывает?
– Еще она бывает на реке, на озере, песчаная, узкая и т.д.

Вдруг Винни-Пух и Пятачок нашли два письма, в них знатоки русского языка попросили о помощи. Как не было трудно, но друзья правились с заданиями. А вы?

Карточки командам.  (Приложение 2)

– В каком слове он сделал ошибку? Обьясните, почему так не следует писать в данном случае.

А знаете ли вы, что…

 Слово командам (Приложение 3)

«Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму».
(А.М.Горький.) И в дальнейшем мы будем изучать наш русский язык и гордиться тем, что живем в Такой стране как Россия.

– Я думаю, что наши гости узнали о русском языке много интересного. А сейчас давайте подведем итоги.

– Самыми активными участником нашего занятия  были…
– По количеству собранных жетонов победила команда…

Награждение победителей.