Форма занятия: урок-путешествие.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
- по характеру познавательной деятельности – иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский;
- по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала, работа с компьютерной презентацией.
Средства: речь учителя, диалог с учащимися, компьютерная презентация.
Оборудование: презентация, портреты писателей, карточки-жетоны.
Цели:
- показать детям красоту родного языка;
- прививать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к слову.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слово учителя.
– Дорогие друзья! В школе продолжается неделя
русского языка.
Сегодняшнее занятие у нас не совсем обычное. В
гостях у нас сказочный герой Винни-Пух со своими
друзьями. Они – иностранцы, не совсем овладели
русским языком , но им очень этого хотелось.
Поэтому мы должны им в этом помочь.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой
говорил: «Русский язык – настоящий, сильный, где
нужно строгий, серьезный, где нужно – страстный,
где нужно – бойкий и живой».
Как будто продолжает его высказывание русский писатель И.С.Тургенев : «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса!»
Я, думаю, что мы возьмем на вооружение эти слова и поможем Винни-Пуху и его друзьям.
Наш класс разделен на команды – «Алфавит» и
«Абвгдейка»
Команды, представьте, пожалуйста, ваших
капитанов.
Домашним заданием было сочинение-миниатюра «Что
такое русский язык»
Условия соревнования команд.
За правильно выполненное задание команда
получает карточку с изображением наших гостей,
победит та команда, которая соберет больше всего
карточек.
Послушаем представителей команд и поможем персонажам – нашим гостям. (Чтение работ учащимися)
Самый неугомонный друг Винни-Пуха – Тигра.Он
никак не может разобраться в словах. Задание
«Превращение слов» (задание-шутка)
Превратите «Волка» в «Козу», изменяя в каждом
последующем слове только одну букву.
Ответ: волк-полк-пола-поза-коза
Таким же образом превратите «ночь» в «день»
Ответ: ночь-ноль-соль-село-сено-сень-день
Может это задание и показалось немного сложным, но Винни Пух не унывает. Он хорошо знает, что от ударения зависит смысл слова, но, прочитав загадки, призадумался. Давайте поможем ему и Пятачку.
1. Я – травянистое растенье,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударенье,
И превращаюсь я в конфету.2. Я – сборник карт,
От ударенья зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я .3. Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, подставь-ка
Нам другое ударенье –
Осторожней будешь с нами, забодаем мы рогами!
А знаете ли вы , что …
Слово командам (Приложение 1)
Ослик Иа считает, что труднее всего именно ему разобраться с русским языком.
И следующее задание – «Загадки-складки».
1. Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется …
А Пятачок очень быстро догадался, о чем идет речь.
2. На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется …
3. Стелют на матрас меня,
Называюсь…
4. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…
«Как весело заниматься русским языком!» – прокричал Тигра.
Но ответить на вопросы не смог.
Давайте поможем ему.
– Какое государство можно носить на голове?
– Какая европейская столица стоит на скошенной
траве?
– Какой город летает?
– Какую реку можно срезать ножом?
– Какая земля никогда не старится?
– Какое крыло никогда не летает?
– В каком гнезде никогда не бывает яиц?
Физминутка «Матрешки»
«Может мы немного поиграем?» – предложил Винни-Пух
Игра «Отгадай слово»
Один из участников команды – противника
выходит за дверь, в это время задумывается какое
–нибудь слово, например, коса. Тот кто вышел,
возвращается и задает своей команде наводящие
вопросы . Ему отвечают, пока он не назовет
загаданное слово.
Например,
– Это он,он или она?
– Она.
– Какая она?
– Она бывает длинная, густая, светлая, темная.
– Где еще она бывает?
– Еще она бывает на реке, на озере, песчаная,
узкая и т.д.
Вдруг Винни-Пух и Пятачок нашли два письма, в них знатоки русского языка попросили о помощи. Как не было трудно, но друзья правились с заданиями. А вы?
Карточки командам. (Приложение 2)
– В каком слове он сделал ошибку? Обьясните, почему так не следует писать в данном случае.
А знаете ли вы, что…
Слово командам (Приложение 3)
«Язык – это инструмент, надо учиться языку,
надо расширять свой лексикон, учиться облекать
свои впечатления в более совершенную, яркую,
простую форму».
(А.М.Горький.) И в дальнейшем мы будем изучать наш
русский язык и гордиться тем, что живем в Такой
стране как Россия.
– Я думаю, что наши гости узнали о русском языке много интересного. А сейчас давайте подведем итоги.
– Самыми активными участником нашего
занятия были…
– По количеству собранных жетонов победила
команда…
Награждение победителей.