Цель урока:
- создать условия, в которых дети смогут применить уже имеющиеся у них знания и открыть разновидности неполной омонимии;
- развивать логическое мышление, умение сопоставлять и анализировать предложенный материал;
- учить видеть значение слова в его звуковой и буквенной оболочках.
Ход урока
I Орфографическая пятиминутка (проводится всегда)
На экран (доску) вынесены слова:
С...б...рают, прол...тевший, пр...п...д...ватель, о врем...ни, завис...л...вый, ...брад...вался, пр...кр...щ...(нн,н)ый, ути(н,нн)ый, навзнич..., ц...клон, ш...потом, на те(р...)итори...
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить(устно).
II Постановка задачи через повторение изученного
/Создание ситуации вопроса/
Оформление доски
Homonyma Homos - одинаковый onyma - имя = Омонимия, тип связи, основанный на внешней одинаковости. |
Двадцать третье февраля Классная работа |
[афтамАт] [кл,уч,] [рот] [т,Омный,] [зАмък] [св,Этлый,] [лук] [жгут] [ч,Орный,] [прут] |
Работа с центральной частью доски
1) - Объясните, что за схемы на доске, достроив их. Приведите обязательно примеры по каждому понятию.
2) - Подтвердите эти схемы словами, предложенными на доске справа. Начнем с последней схемы. (По ходу стираю слова, подтвердившие схемы.)
3) Остаются слова:
[рот], [ зАмък], [жгут], [прут]
Ситуация затруднения!
- Почему эти слова вызвали спор?
- К какой схеме их отнесем?
- Почему это не получается?
- А что дословно означает слово "омонимы"? Напомните, пожалуйста.
(Повторение, что такое омонимы, запись на левой части доски, т. к. она нужна будет для правильного образования терминов "омофоны", "омографы", "омоформы".)
- В русском языке есть понятие "омонимия", попробуйте сформулировать, что это такое.
Далее делаем запись на доске (или высвечиваем, если это интерактивная доска), что такое "омонимия".
Слово "ключ" соответствует схеме омонимов?
А слово [рот]?
Почему нет?
А слово [ зАмък]?
Так все нам понятно об омонимии?
Можем поставить точку в этой теме?
В чем же предстоит разобраться?
(Запись на доске:
Сформулируйте, какую проблему будем решать.
(Что такое неполная омонимия...)
III РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1) Работа в группах
Даю каждой группе в помощь карточки.
- 1 гр. род, мука, лечу
- 2 гр. гиб, замок, жгут
- 3 гр. плот, окуни, рой
- 4 гр. код, стих, пугало
- 5 гр. парить, дог, мой
- 6 гр. три, смог, село
На столах в помощь толковые словари.
IV ОБСУЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗ УЧАЩИХСЯ
- Что вы для себя открыли?
- Можно все слова карточек подвести под одну схему?
- Сколько у вас получилось случаев неполной омонимии?
- Какие случаи?
- Можно их изобразить в схемах?
(Помогаю в оформлении схем)
Попробуйте дать названия этим явлениям неполной омонимии
(После того как учащиеся называют понятия -если нужно, помогаю, исправляю - подписываем на доске схемы соответствующими названиями.)
V ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРБЛЕМЫ
- Назовите омофоны в ваших карточках, доказывая.
- Назовите омографы в ваших карточках, доказывая.
- Назовите омоформы в ваших карточках, доказывая.
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
- Над какой проблемой вы работали?
- Что значит "частичная омонимия"?
- Сколько явлений частичной омонимии вы увидели?
- Какие?
VII ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ
- Интересная тема?
- Будем еще работать с этими понятиями?
VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Подберите к каждому случаю неполной омонимии по 6 слов, пользуясь словарями.