Цели:
1) знакомство с предметом изучения синтаксиса, ролью знаков препинания в понимании смысла предложения;
2) формирование умения связывать слова в предложении по смыслу, правильно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, умения разграничивать знаки препинания по их функции.
Ход урока
Сегодня мы начинаем изучение важного раздела, который называется “Синтаксис и пунктуация”.
На уроках мы должны познакомиться с основными понятиями синтаксиса: словосочетанием, предложением, текстом. Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. На сцену выбежали слова поодиночке. Видят они, что никто их не понимает. Зачем выбежали? Слайд №2. Презентация
С, ты, учиться, если, работать, жизнь, охотно, для, правильно, умело, увлечение, строить, отдыхать.
Попробовали они распределиться по частям речи. Каким? Слайд №3.
Потом объединились в две большие группы. Какие? Слайд №4
Но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным. Но вот кто-то начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. Давайте и мы их передвинем, чтобы получилось предложение. Слайд №5
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно
- Прочитайте предложение. Что затрудняет чтение? (Отсутствие знаков препинания.)
- Расставьте знаки препинания. Слайд №6.
- Как вы поняли смысл высказывания? (Это правило, по которому надо жить.)
- С какого момента начал действовать синтаксис? (Когда мы начали изменять формы слова.)
- Когда на помощь пришла пунктуация? (Когда начали расставлять знаки препинания.)
- Как образовалось слово “синтаксис”? (Сообщение ученика.)
(Синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает способы построения различных предложений и словосочетаний. Синтаксис помогает словам так объединиться в словосочетания предложения, чтобы в них был полный порядок. Слово синтаксис придумали древние греки.
Syn по-древнегречески обозначает совместимость (так же, как русская приставка со- в словах “сотрудник, соучастник”. Слово taxis употребляли древнегреческие воины. Оно обозначало “строй”. Когда syn и taxis объединились, получилось слово, которое обозначает “строй совместный; построение порядок”)
Слайд №7.
Синтаксис (от греческого “синтаксис” - построение, составление) – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц (словосочетаний и предложений).
- Что такое пунктуация? Обратимся к истории возникновения знаков предложения.
Слайд №8.
Пунктуация ( от греческого “пунктум”) – раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. В Древней Руси (в письме) не было знаков препинания.
Вот как выглядело письмо. Слайд №9
Сообщение ученика.
(Пунктуация – это свод правил о расстановке знаков препинания . В Древней Руси чтение было очень трудным , так как не было знаков препинания. Но вот появилась точка. Это был первый “дорожный указатель” в лабиринте слов. После точки появились и другие знаки: , ; … Начали действовать ? !, - - ( ) и “”.
Так постепенно к концу 18 века сложилась система знаков препинания. Четыре века ушли на то, чтобы текст приобрел привычный для нас вид.)
- Какие знаки препинания вам известны?
- Кто бывал в цирке, тот знает, что представления там начинаются с парада-алле. Все актеры выходят на сцену, чтобы зрители познакомились с ними. Приглашаем на сцену знаки препинания.
Слайд №10. Парад-алле знаков препинания.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак.)
- Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
- А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения? (Кавычки, скобки, многоточие.)
Задание №1.
Казнить нельзя помиловать. Слайд №11.
- Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора.
И вот приговор готов, однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или помилуют. Попробуйте решить его судьбу. Слайд №12.
Задание-исследование. Как работают знаки препинания в художественных текстах?
(Учащиеся получают небольшие отрывки из стихотворений русских поэтов и наблюдают, какие знаки препинания чаще всего встречаются в стихах. Делают вывод.)
Задание №3. Рассыпались четыре предложения из сказки Х.К.Андерсена “Соловей”. Слайд № 13 (Портрет Андерсена)
Расставьте их на свои места так, чтобы получился текст. Слайд №14.
1) Его песня хватала за сердце.
2) Придворные императора вырядились в пух и прах.
3) Император пришел в восторг.
4) Пение Соловья имело огромный успех.
Проверим! Слайд № 15.
- Можно ли назвать это текстом? Что такое текст?
- Найдите предложение, которое связано с первым лексическим повтором (4), притяжательным местоимением и однокоренным словом (с предыдущим предложением) (3с 2).
- Дайте толкование фразеологизмов “в пух и прах”, “хватала за сердце”.
(“В пух и прах” – совершенно, до основания; “хватала за сердце” - трогала, доходила до сердца, впечатляла.)
Делаем вывод: что такое текст и каковы его признаки.
- Что могут знаки препинания?
Остроумный английский писатель Бернард Шоу говорит: “Есть пятьдесят способов”сказать слово “да” и пятьсот способов сказать слово “нет”, а чтобы написать эти слова, есть только один способ. Какой? Слайд №16.
- От чего зависит постановка знака в конце слова да? (От интонации.)
Задание №4. Выразительное чтение диалога. В нем собрались все вместе разные “да”. Насколько важны разные знаки препинания? Как связана интонация со знаками препинания? Слайд №17.
Вывод по теме: что же изучает синтаксис и пунктуация? почему очень важно изучить этот раздел?
Домашнее задание.
Сделайте рекламу разделу. В ней расскажите о важности и необходимости изучения. (Уважай пунктуацию, и ты всегда будешь понят правильно.)