Система уроков русского языка "Имя числительное". Использование метода проектов на уроках русского языка. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Учебный проект  – это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. В школе данный метод  можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую  деятельность учащихся – партнеров, имеющую единую цель,  направленную на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для участников проекта. 

Приложение 1. Слайд № 2

Цели и задачи раздела:

Приложение 1. Слайд № 3

  • Обучающие: дать понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его
  • речевую функцию.
  • Развивающие:  развивать творческую, речевую и мыслительную активность путем использования проектной  деятельности.
  • Воспитательные:  формировать интерес и уважение к родному языку.

Методы и формы организации учебной деятельности

Приложение 1. Слайд №4

Методы:

  • Исследовательский метод
  • Метод анализа и сопоставления
  • Метод стимулирования интереса к предмету изучения (метод  учебного проекта)

Формы:

  • Индивидуальная работа и работа в группах
  • Составление и обработка анкет
  • Работа с диаграммами
  • Творческие задания
  • Оформление и защита компьютерных презентаций

Ожидаемые результаты

Приложение 1. Слайд № 6

  1. Научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа.
  2. Различать числительные количественные и порядковые; определять разряды количественных числительных.
  3. Уметь правильно склонять числительные в сочетании с существительными.
  4. Научиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания с использованием числительных.
  5. Совершенствовать умение употреблять числительные в речи (верно их произносить, склонять, писать)

Планирование по теме «Имя числительное»

Приложение 1. Слайд № 7

1 урок
2 /3 урок
4/5  урок
6 урок
7 урок
8 урок
9/10 урок
Что обозначает имя числительное
Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Изменение порядковых числительных.
Соединение в тексте разных типов фрагментов.
Употребление числительных в речи. Проект по теме «Эти замечательные числительные».
Контрольная работа с последующим анализом. Тест по теме «Имя числительное»
1 час
2 часа
2 часа
1  час
1  час
1 час
2 часа

Приложение 1. Слайд №8

Урок по теме «Употребление числительных в речи»

Учебный проект «Эти замечательные числительные»

Цели урока:

  • Закрепить умения и навыки в употреблении числительных в устной речи.
  • Повторить типы и стили речи.
  • Развивать творческое мышление, память, любознательность.
  • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, сотрудничество, общительность.

Приложение 1. Слайд № 9

Для достижения успеха  в работе проекта класс делится на группы и получает индивидуальное задание.

Группа историков

Тема исследования:    «Из истории имен числительных»
Проблемный вопрос:  Как отличить числительное от других частей речи?

Группа языковедов

Тема исследования:    «Имя числительное – самая молодая часть  речи»
Проблемный вопрос:  Почему  чисел больше, чем «счетных  слов»?

Группа аналитиков

Тема  исследования:   Употребление числительных в речи
Проблемный вопрос:  Что такое экология языка?

Приложение 1. Слайд № 10

Результаты исследования группы аналитиков

Тема исследования:    Употребление числительных в речи

Проблемный вопрос:   Что такое экология языка?

Гипотеза исследования:   Мы предполагаем, что для сохранения чистоты языка необходимо умение правильно употреблять числительные в речи.