Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Вариативность образования предполагает вариативность подходов, деятельностей, скоростей движения, персональных проблем и интересов. Определяя проблемы, цели, задачи и основные инновационные направления и виды деятельности, мы остановились на теме «Этическая грамотность и этическая культура» на примере изучения темы «Деепричастие» в 7 классе.

Сегодня знать психологические особенности и возможности свои собственные и своих учеников, уметь применять психологические методы и приёмы в обучении становится просто необходимым.

Формирование устойчивого отношения, веры в такие ценности, как необходимость всегда говорит правду, выполнять данное обещание, слово, быть честным во всём и всегда, уважать права и обязанности других, воспитывать в себе самоуважение и самодисциплину, вести себя воспитанно по отношению к другим, быть отзывчивым и добрым. Все эти качества-отношения формируются в повседневном образовательном процессе, на всех уроках, переменах, встречах и проводах из школы.

Школа должна разработать состав поведенческих ценностей, принятых в ней, обучать и контролировать соответствие поведения детей этому  образцу (отношение к старшим и младшим, соблюдение правил посещения занятий, правил приветствия учителей и школьников, поведения в спорах и обсуждениях, обязанности по отношению к принятым правилам и процедурам).

Именно поэтому мы свой выбор остановили на этических нормах, которые были рассмотрены  в цикле уроков по теме «Деепричастие».

Изучение деепричастия нельзя сводить только к выяснению законов образования, их лексико-грамматических особенностей. Оно должно сопровождаться большим количеством упражнений в употреблении изучаемых форм и конструкций в речи. Поэтому, формируя навыки устной и письменной речи в связи с изучением деепричастия и синтаксических конструкций с ним, надо показать, как пользоваться этими языковыми фактами, как правильно и уместно включать их в непосредственное речевое общение.

Инновационность подхода к теме в том, что морфологическая тема изучается на материале об этических нормах.

Урок №1 «Деепричастие как часть речи». Эта тема изучается, опираясь на материал о культуре общения. Ведь основная форма человеческого общения – это речь. Поэтому речевой этикет является важнейшей составляющей культуры поведения. Оценивая культурный уровень человека, как правило, обращают внимание на то, владеет ли он нормами речевого этикета.

Урок №2 «Деепричастный оборот» должен закрепить основные правила поведения в гостях. Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации. Не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить.

Урок №3 «Раздельное написание НЕ с деепричастиями». В школе существуют определённые правила, которым нужно следовать. Этот урок закрепляет Нормы школьного этикета.

Урок №4 «Деепричастия несовершенного и совершенного вида». Этот урок продолжает формирование высоких нравственных качеств, в том числе совокупность норм поведения.

Урок №5 «Морфологический разбор деепричастия». Огромное количество правил этикета связано именно с внешним видом. И это не случайно, ведь он часто отражает и наше внутренне содержание. Первое впечатление о человеке люди составляют благодаря его внешнему виду.

Урок №6 «Повторение темы «Деепричастие» опирается на материал о культуре слова. Любое дело начинается со слова. За сказанное надо отвечать, обещанное – выполнять. Основа основ в человеческом общении – это слово.

На уроке №7 выполняется тестовая работа, которая продолжает лексическую тему, начатую на предыдущих уроках. Текст Д.С. Лихачёва, предложенный для анализа, рассказывает о том, что даёт  человеку чтение и каким оно должно быть, имеет огромное воспитательное значение.

Уроки №8,9 посвящаются развитию речи. Учащимся предлагается сочинение по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы». Даётся понятие о словесном портрете. Описание внешности человека развивает воображение учеников. Эта работа не только передаёт то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.

На уроках №10,11 проводится контрольный диктант, его анализ и работа над ошибками. Отрывок из романа «Мать» А.М. Горького плавно завершает лексическую тему, начатую на первом уроке. Этот текст о поведении людей.

Предлагаемый урок «Повторение темы «Деепричастие» опирается на материал о культуре слова. Любое дело начинается со слова. За сказанное надо отвечать, обещанное – выполнять. Основа основ в человеческом общении – это слово.

В этом цикле уроков мы подобрали задания, влияющие на способность группировать волю и прилагать необходимые усилия для их выполнения. Необходимо отметить, что весь дидактический материал для данных уроков подобран с учётом особенностей личностно-ориентированного подхода. Данный подход является основополагающим для любых инноваций в преподавании школьных предметов, в частности, русского языка.

Мы считаем, что лексический материал уроков способствует развитию инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания, желание и потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умении удивляться и развитое чувство любопытства.

В данном блоке уроков мы используем некоторые приёмы, предлагаемые ассоциацией «Петербургское новое образование» при создании Мастерских. Например, все уроки начинаются со «Слова». «Слово» (в нашем случае вступление к уроку) составляется так, что любой ученик ощущает себя  участником рассказа.

Каждый урок предполагает написание сочинения-миниатюры по лексической теме урока. Это прекрасная возможность для индивидуального осмысления проблемы. На уроке уже предлагаются стратегические направления сочинения: даётся эпиграф, заголовок, интрига. Таким образом происходит формирование креативности – творческого восприятия окружающей действительности, потребности создавать новое, получения высокого удовлетворения от творческого процесса.

Все уроки мы предлагаем заканчивать рефлексией, которая направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Это позволяет развивать аналитические способности. Семиклассники учатся оценивать обстановку, осознают и видят свои достоинства и недостатки.

Цели:

  1. Провести обобщение и систематизацию сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
  2. Выработать практические умения находить деепричастия, деепричастные обороты.
  3. Продолжать формирование высоких нравственных качеств, в том числе совокупность норм поведения.
  4. Совершенствовать навыки работы по развитию связной речи на заданную тему.

Оборудование:

  • доска, записи на доске, магнитофон;
  • таблицы, рисунок, выставка книг;
  • раздаточный дидактический материал;
  • аудиозапись Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
  • учебник «Русский язык.7 класс» 30-е издание, издательство «Просвещение», 2008 год. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и т.д.

Форма урока: синтез мыслей.

Записи на доске:

Установленный порядок поведения где-либо.

  1. Этикет – (фр. Etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления, отношения к людям (обхождение с окружающими, формы, обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда).
  2. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
  3. Мораль – (от лат. Moralis – нравственный), форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
  4. Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И. Ожегова).

Эпиграф урока:

Поступай с другими так,
как ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Золотое правило этики.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Что такое этикет?

Все очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли бабушке дарить старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти? Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобные вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

- Все, о чем мы будем говорить сегодня, будет опираться на материал об этикете. Задача сегодняшнего урока: мы должны повторить и обобщить изученное по теме «Деепричастие». Откроем тетради, запишем число.

Три человека получают индивидуальное задание. А остальная часть класса пишет орфографический диктант. Один ученик – у доски.

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости.

Проведем взаимопроверку по записям на доске.

II. Основная часть.

1. Контрольные вопросы по теме «Деепричастие».

Учебник страница 75, экспресс-опрос.

- Что общего у деепричастия и глагола и чем они отличаются?

- Какую роль играют деепричастия в тексте?

- Что называется деепричастием?

- Как образуются деепричастия НСВ и СВ?

- Как выделяются деепричастные обороты на письме?

Параллельно с ответами заполняется таблица.

2. Посмотрите на рисунок. Составьте три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используйте для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в ваших предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное?

3. Стихотворение Н. Рыленкова.

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Но слово правдивого
Остерегаться –
Не то же ль, что собственной
Тени бояться.

Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Я истины эти –
Знаю измлада,
А думать над ними
Всю жизнь мне надо.

  • Определите тему, основную мысль стихотворения. Какое слово мы можем назвать добрым?
  • Подберите синонимы и антонимы к словам добрый, правдивый, истина.
  • От глаголов в неопределенной форме образуйте деепричастия.

4. Этическая разминка «Кукла Комплиментина».

Кому она в руки попадет, тот начинает говорить комплименты. (Раскрывается смысл слова «комплимент».)

Сам учитель говорит комплимент кому-нибудь из учащихся, передавая ему куклу. И т.д. – работает шесть – семь человек.

5. Текст «Осторожно: слово!».

Прочитайте текст и скажите, почему он так называется. Какую задачу поставил перед собой автор?

Осторожно слово!

Люди почему – то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.

«Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали?» или «Чего сели?»; «А тебе чего надо!»; «Больно умные все стали»; «Чего глаза выпучили?» и т.д.

А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…

Я шел и думал, какие приятные слова еще можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. – Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли отвечать?!»

Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
(С.Львов)

  • Подумайте, какие еще приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.
  • Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
  • Скажите, как вы понимаете выражение «ни за что ни про что», подберите к нему синоним.

6. Обратимся ко второму заданию на листочках.

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы.

1 группа. (Встречаться) со взросл…ми или (входить) в п…мещение, здоровайся первым.(Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожме… руку.

2 группа. (Подавать) руку, сними с нее перчатку, немного накл…нись впере… . (Кланаться), нагни только голову, а не сг… байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

7. Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении.

Запишите значения этих слов в словари, в разделе «Этимологический словарь». (Ученики делают записи в словари.)

8. Умеем ли мы говорить? Как мы говорим?

- Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их. Проведем творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол деепричастием.

Образец. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих. (Выполняем устно).

Заповеди речевого поведения:

  1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
  2. Умей находить общий язык с любым собеседником.
  3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.
  4. Избегай многословия.
  5. Говори просто, понятно, четко.
  6. Избегай речевого однообразия
  7. Владей культурой языка
  8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
  9. Умей не только говорить, но и слушать.

9. Ребята, обратимся к вашим сочинениям-миниатюрам по теме нашего эпиграфа «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Зачитывается несколько работ.

III. Рефлексия.

- Ребята, ваше отношение к этической проблеме.

- Изменится ли ваше отношение к правилам хорошего тона после сегодняшнего урока?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Какое задание показалось трудным?

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

IV. Домашняя работа.

  1. Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова.
  2. Подготовиться к письму по памяти.