Цель:
- формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными, учить подбирать проверочные слова;
- развивать информационную компетентность, орфографическую зоркость, внимание, речь, умение ставить учебную задачу и решать её;
- воспитание культуры общения при совместной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Урок русского языка, я сегодня хочу начать с пословицы: «Сила человека в знаниях».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Если человек много знает – у него всё получается, он много добивается в жизни, с ним приятно общаться.
Сегодня на уроке мы вновь с вами будем раскрывать тайны русского языка, узнаем много нового. Будем работать в парах, и каждый сам. А какие качества нам для этого необходимы.
II. Минутка чистописания.
Посмотрите, какие буквы я вам прописала?
Д Т В Л
Чем они похожи?
(Согласные.)
- Эти буквы в русском языке особенные, а вот почему, я думаю вы мне скажите в конце урока.
Прописывают в тетради буквы, сочетания СТН, ВСТ, ЗДН, СЛН, ЗДР
III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.
- Прочитайте внимательно слова и разделите их на группы по орфограммам. Работаем все вместе. (слова написаны на карточках)
ВОДА, ЛЁГКИЙ, ОШИБКА, ДВЕРНОЙ, СЕРДЦЕ
На какие группы разделили слова?
Безударная гласная |
|
|
ВОДА |
|
|
ДВЕРНОЙ |
|
СЕРДЦЕ |
Какое слово не подходит ни к одной группе слов?
Почему?
Давайте, я произнесу ещё раз слово, а вы меня внимательно послушайте?
Что вы заметили? (Буква Д не произносится.)
Запишем это слово по звукам. (СЭРЦЭ))
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?
IV. Сообщение темы и цели урока.
НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА.
Что бы вы хотели узнать на уроке?
Какие буквы являются непроизносимыми?
Как проверить слова с непроизносимой согласной?
V. Работа по теме урока.
1. Объяснение нового материала
Вернёмся к слову СЕРДЦЕ и попробуем доказать, надо ли писать букву Д.
СЕРДЦЕ – СЕРДЕЧКО, СЕРДЕЧНЫЙ.
Что за слова подобрали?
Что заметили в них интересного?
Я вам приготовила ещё одно слово. Это слово словарное, когда мы его произносим, то желаем друг другу здоровья. Так какое же это слово?
Сильный и слабый ученик записывают на доске, если допустили ошибку пытаются доказать, класс помогает.
- Учитель обращается к этимологическому словарю:
ЗДРАВСТВУЙ - собственно – русское от слова «здравствовать», приветствовать, желать здоровья. Даря это слово окружающим, мы желаем себе и другим ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВИЯ. Даже военные приветствуя старшего по званию говорят «ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЮ»
Давайте и мы произнесём слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» и пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ.
Так какая же буква в этом слове пишется , но звук не произносится?
(Выставляю карточку).
Ребята, как вы думаете есть ли ещё буквы , которые в словах пишутся , но не произносятся?
2. Работа над правилом.
Для того, чтобы найти ответ на вопрос, давайте откроем учебник и познакомимся с информацией, которую предлагают авторы учебника (с.111)
Что вы узнали?
Какие буквы являются непроизносимыми? (Выставляю карточки В Д Т Л )
3. Работа в парах.
В начале урока мы обратились к пословице «Сила человека в знаний» . Человек на протяжений вей жизни стремиться узнать, открыть как можно больше нового. Вот и я вам предлагаю поработать в парах и открыть способ проверки слов с непроизносимой согласной. У вас на парте карточки со словами. Посмотрите, что необходимо сделать? Писать можно прямо на карточке, договоритесь между собой, кто какое слово записывает.
Грус…ный -
Радос…ный -
Звёз…ный -
Праз…ник -
Какой вывод вы сделали?
(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, так чтобы этот звук слышался чётко, или стоял гласный звук)
4. Работа с информацией
Для того, чтобы убедиться правильно ли вы сделали вывод, я предлагаю вам поработать с правилом. Но так как в учебнике оно недостаточно полно, я вам даю его на листочках. Прочитав его, ответьте на вопросы:
- Какие согласные являются непроизносимыми?
- Как проверить непроизносимую согласную?
В корнях некоторых слов звуки (В), (Д), (Л), (Т) не произносятся, а буквы В, Д, Л, Т пишутся .Чтобы проверить непроизносимую согласную нужно подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный
- слышится чётко,
- после согласного может стоять гласная
- или другая согласная
Вывод: Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной?
5. Составление алгоритма
- Произношу слово.
- Определяю, может ли в слове быть непроизносимая согласная.
- Подбираю проверочное слово.
- Если в слове чётко слышится звук, значит пишу букву.
6. Физкультминутка
VI. Закрепление материала.
Задание компетентстного характера.
Ключевая компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Стимул: тебе надо написать грамотно письмо бабушке и сообщить о приезде.
Инструкция: Прочитай текст. Выбери и вставь подходящие слова по смыслу в текст, для этого прочитай слова в справке. Запиши грамотно текст, выполни задание.
- ….., бабушка!
- У нас скоро наступят зимние каникулы.
- Я к тебе приеду на ….
- Для нас он станет самым …. и ….. днём.
- Мы весело проведём время.
Задание:
Записать номера предложений, в которых встретились слова с непроизносимой согласной:
Ответ:________________
Выписать из текста одно слово с непроизносимой согласной подобрать проверочное слово.
Ответ:_________________
3.Обведите в кружок буквы которые могут быть непроизносимыми согласными:
М Т Д А Л В З.
Проверка: (за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу)
- 1, 3, 4
- РАДОСТЬ – РАДОСТНЫЙ, ЗДРАВИЕ – ЗДРАВСТВУЙ, СЧАСТЬЕ –СЧАСТЛИВЫЙ, ПРАЗДНИК – сл. слово
- Т Д Л В
Встаньте те, кто поставил себе 3 балла. Молодцы. Я теперь думаю, что вы сможете грамотно написать письмо используя слова с непроизносимой согласной..
VII. Итог урока.
Давайте вернёмся к началу урока и прочитаем все вместе пословицу.
Что же нового узнали на уроке?
В чём особенность букв, которые писали на минутке чистописания?
VIII. Домашнее задание.
- Выучить правило с. 111
- Упражнение 295 или написать письмо другу, используя слова с непроизносимой согласной.