Цели:
|
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что мы узнали о деепричастии, деепричастном обороте, о постановке знаков препинания
II. Синтаксическая пятиминутка
(Один ученик у доски, остальные работаем в тетрадях.)
– Запишите предложение, разберите его по членам предложения.
Девочка ползла по болоту, не поднимая головы. (М.Пришвин)
Вопросы для беседы
- Чем осложнено это простое предложение?
- Какие знаки препинания вы поставили? Объясните их постановку.
- Устно произведите морфологический разбор деепричастия.
III. Проверка усвоения темы
Проводим цифровой диктант. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру “1” , если нет-“0”.Ответы записываем в виде трехзначных чисел.
Я утверждаю, что:
- Деепричастие – неизменяемая часть речи
- Только тогда, когда деепричастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми.
- Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
- Не с деепричастиями всегда пишется раздельно
- Деепричастия несовершенного вида образуются от основ начальной формы глагола путем прибавления суффиксов -в, -вши, -ши-
- Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос: что сделав?
- Деепричастие и деепричастный оборот в предложении является обстоятельством
- Суффиксы -а-(я) характерны для деепричастий несовершенного вида 9. Деепричастие –это часть речи , которая имеет признаки глагола и прилагательного
Давайте сверим свои результаты с правильными ответами, записанными на доске
Итог: 101 001 110
IV. Работа с текстом
Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Прочитайте его, пожалуйста, знаки препинания не расставлены.
- Лось обдирая осинку с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку как на всякую ползающую тварь.
- И ничего не видя кроме своей клюквы ползет она и ползет к большому черному пню. Лось ее и за человека не считает.
- Девочка ползла по болоту не поднимая вверх головы. И так она приползла к горелому пню… (М.Пришвин)
а) Вопросы по тексту:
– Из какого произведения этот отрывок?
– Каков стиль речи этого отрывка?
– Назовите глаголы, обозначающие основные
действия. (Лось глядит, она ползет, лось не
считает, девочка ползла, она приползла)
– С помощью каких языковых средств автор
уточняет действия, выраженные глаголами? (В
тексте много деепричастий, основная функция
деепричастий в речи – Дописывать, дорисовывать
основное действие)
б) Выпишите из текста деепричастия, определите их вид (два человека у доски) (Обдирая, не видя, не поднимая)
в) От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов они образованы? (От основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -а-, -я-)
г) Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (Объясняем по предложению – по цепочке)
д) Что называется деепричастием, есть ли они в тексте, каким членом предложения является деепричастный оборот? (Ответы учеников.)
V. Практическая работа (раздаточный материал)
1. Ребята, у вас на партах лежат листы с заданиями, которые мы сейчас будем выполнять. Внимательно прочитайте.
2. Выполните задание первое (Приложение 2)
а) Выглянув из-за дерева, я увидел тигра.
б) Я не шел, а крался, останавливаясь,
прислушиваясь, озираясь по сторонам.
в) Человек шел, ничего не замечая, а тигр
по-прежнему лежал на брюхе.
г) Сделав нужные распоряжения, мы взяли ружье и
пошли на разведку.
– Назовите глаголы-сказуемые, которые вы нашли
в предложениях
– Какую роль они выполняют в предложениях?
(обозначают основное действие)
– Назовите деепричастия, которые вы нашли. Какую
роль они выполняют в предложениях? (обозначают
добавочное действие)
3. Молодцы! А сейчас выполняем задание №2 (вставить пропущенные буквы (Приложение 2)
Постро..в дом, увид..в корабль, посмотр..в вверх, возненавид..в людей.обид..вшись на друга, почу..в добычу ,услыш..в разговор, громко зала..в, уничтож..в следы.
– Какое правило вы применили для выполнения этого задания?
4. Задание №3. Запишите, раскрывая скобки (Приложение 2)
(Не)вытащив невода, рыбою(не)хвались.(Не)давши слова, крепись, а давши держись.(Не)зная броду, (не)суйся в воду.(Не)покоря (ни)чего (не)купишь, а (не)похваля, (ни)чего (не)продашь.(Не)положа (не)ищут. (Не)учась и лаптя (не)сплетешь.(Не)срубить дуба, (не)отдув губы.(Не)терши, (не)мявши, (не)будет калач.(Не)убив медведя, (не)сули кожи. (Пословицы)
5. Вспомните, как образуются деепричастия. Выполним задание №4 (Приложение 2)
– Образуйте от данных глаголов деепричастия, обозначьте их морфемный состав.
1. Заплакать, выбраться, улыбаться, набирать.
2. Заметить, приблизиться, волноваться, сгибать.
6. Задание №5.Преобразуйте предложения, заменив в них причастия деепричастиями (Приложение 2)
- Весело щебетавшие птицы уселись на раскидистой вишне.
- Вернувшиеся туристы рассказали нам много интересного.
- Переждавшие грозу путники покинули гостеприимных хозяев.
VI
. Проверочная работа (тест)Все молодцы! А сейчас небольшая тестовая работа по вариантам (Приложение 3)
Вариант-1
1. В каком случае надо писать не слитно?
а) (Не)построив
б) (не)рассчитывая
в) (не)навидел
г) (не)освещая
2. В каких случаях надо писать и ?
а ) увид..в
б ) зате..вши
в ) посе..в
г) замет..в
3. Расставьте недостающие знаки препинания.
Я не понимал, что все это значит и стоя на одном месте бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.
Вариант 2
1. В каком случае не следует писать раздельно?
а) (Не)доумевая
б ) (не)взирая на лица
в) (не)задумываясь
г ) (не)навидя
2. В каких случаях надо писать е?
а) услыш..в
б) постро..вшись
в) посе..в
г ) обид..вшись
3. Расставьте недостающие знаки препинания.
Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником и не останавливаясь направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.
VII. Рефлексия
Какие правила мы сегодня вспомнили на уроке? (Учащиеся отвечают.)
– Что такое деепричастие
– Как образуются деепричастия
– Какую роль они выполняют в предложениях
– Каким членом предложения являются
– Как пишутся с -не-
– Виды деепричастий