Урок по модульной технологии "Морфемика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


УЭ-0

Интегрирующая цель:

  • Определить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика»; систематизировать знания о частях слова и их назначении, о чередовании звуков, беглых гласных, вариантах морфем,
  • Проверить умение подбирать однокоренные слова и формы слова,
  • Проверить умение определять ударение в словах,
  • Развивать умение морфемного анализа слова

 

УЭ-1

30 мин.

(20 м. на работу + 10 м. на обсуждение)

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика. Части слова».

  1. Запишите в тетрадях дату, тему урока «Морфемика. Части слова».
  2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите в той форме, которую от вас требует вопрос.

Работайте самостоятельно в тетради

 

Проверочная работа по теме

«Морфемика. Части слова».

  1. Вопросы, на которые следует ответить да или нет:
    1. Есть ли в русском языке слова, которые не образуют форм слова?
    2. Можно ли говорить, что нулевое окончание не выражено звуком?
    3. Можно ли сказать, что изменяемое слово «оканчивается на…»?
    4. Могут ли согласные чередоваться с нулём звука?
  2. Вопросы-задания типа «Запиши пример»:
    1. Запишите два слова, которые имеют нулевое окончание.
    2. Запишите два слова, которые оканчиваются на о.
    3. Запишите два слова, соответствующих схеме:
    4. Запишите слова с вариантами приставки.
  3. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко, не объясняя свой ответ:
    1. Сколько форм имеет слово чтобы?
    2. Почему все части слова значимые?
    3. В какой части слова содержится лексическое значение?
    4. Какое значение имеют суффиксы –ик-, -очк-, -оньк-?
    5. В какой части слова не бывает беглых гласных?
    6. Как называются морфемы, в которых имеются чередования звуков?
  4. Перепишите слова и поставьте ударение: квартал, звонит, досуг, (на) доску, поняли, вихор, ремень.
    1. Запишите 2 формы слова Юрой.
    2. Поставьте слова место, дело в форму родительного падежа множественного числа.
    3. Выпишите только однокоренные слова: гористый, горевать, горка, пригорок; вода, водяной, водитель, подводный.
    4. Выпишите те слова, основа которых состоит из приставки, корня и суффикса: уралец, уснуло, уборка, посадка, потолок, растает, растение.
    5. Выпишите те слова, в которых есть беглая гласная о: городок, костюм, угол, конфета, воздух, сон, мешок, бездонный, лиловый.
    6. Выделите суффиксы в словах:
      1. исследователь,
      2. кисловатого,
      3. велосипедистками,
      4. вывезут,
      5. освещает,
      6. подорвать,
      7. кормлю,
      8. поняли.
  5. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

КЛЮЧ

  1. 1. Да. 2. Да. 3. Нет. 4. Нет.
  2. 1. Существительные женского рода 3 склонения в форме И.п. ед.ч. (ночь, власть), существительные мужского рода 2 склонения в форме И.п. ед.ч. (день, стол), существительные в форме Р.п. мн.ч. (рук, рек), кр. прилаг. в форме м.р. ед.ч (добр), глаголы в форме прош.вр. ед.ч. м.р. (шёл, писал)
    2. Наречия (быстро, весело)
    3. Наушник, заоблачный
    4. Подъехал-подошёл
  3. 1. Нет форм. 2. Каждая имеет своё смысловое значение. 3. В корне. 4. Уменьшительно-ласкательное. 5. В окончании. 6. Варианты морфем.
  4. 1. КвартАл, звонИт, досУг, (на) дОску, пОняли, вихОр, ремЕнь.
    2.Юра, Юры.
    3.Мест, дел.
    4. Гористый, горка, пригорок; вода, водяной, подводный.
    5. Уборка, посадка.
    6. Городок, угол, сон, мешок, бездонный.
    7. а) -ова-, -тель-; в) -оват-; с) -ист-, -к-; d) -, e) -а-; f) -а-, -ть-; g) -; h)-л-.

Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов (всего 21 задание)

Критерии оценки

Количество правильных ответов Оценка
Свыше 17
15-16
13-14
12
Менее 12
5
4
3
2
1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-1

 

Если вы выполнили работу раньше других, возьмите дополнительное задание у учителя.

Обсудите результаты работы в классе.

Работайте вместе с классом.

УЭ-2

15 мин.

Цель: систематизировать знания о частях слова и их назначении, о чередовании звуков, беглых гласных, вариантах морфем.

I. Работая парами, дайте объяснение (определение) частей слова, расскажите друг другу о назначении морфем (в том числе о лексическом и грамматическом значении слова, об однокоренных словах и формах одного и того же слова).

II. Выполните письменную работу.

Письменная работа

  1. Определите, какой части речи принадлежит окончание и на что указывает: -ЕТ, - ОМУ, -Ю.
  2. Выпишите только формы слова лесной: лесному, лесник, лесок, лесная, лесником, лесистый, лесного, лесочек.
  3. Запишите по два примера слов с суффиксом –ач-, -тель-, - ник-. Какое значение имеют эти суффиксы?
  4. Найдите третий лишний, объясните графически:
    -ночка, банка, ручка;
    -перчик, зайчик, стульчик;
    -окно, звено, давно
  5. Выпишите только те слова, которые оканчиваются на а: страна, издавна, группа, никогда, граница, написала, оттуда, добра, зелена.
  6. От корней черн-, рад- образуйте существительное, прилагательное, глагол.

III. Поменяйтесь работами, проверьте их, пользуясь ключом.

КЛЮЧ

  1. -ЕТ – глагол в форме наст.вр. 3лица ед.ч.; - ОМУ – прилаг. в форме .м.р. ед.ч. Д.п.;- Ю - сущ. в форме ед.ч.
  2. лесной: лесному, лесная, лесного.
  3. –ач- скрипач, трубач; -тель- учитель, водитель; - ник- пожарник, дворник. Обозначают лицо по профессии.
  4. банка – нет суффикса –К-; стульчик – суффикс–ЧИК-, в остальных-ИК-; давно – О- суффикс, в остальных –О- окончание.
  5. издавна, никогда, оттуда.
  6. черн- чернота, черный, чернеть; рад- радость, радостный, радоваться.

Оцените работу товарища, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов

Критерии оценки

Количество правильных ответов Оценка
6
4-5
3
Менее 3
5
4
3
2

Работа парами. Устно. Если возникли трудности, обратитесь к учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценку поставьте в оценочный лист.

 

 

УЭ-3

15 мин.

Цель: систематизировать знания о чередовании звуков, беглых гласных, вариантах морфем.

I. Работая парами, дайте объяснение чередования звуков, расскажите друг другу о беглых гласных и вариантах морфем.

II. Выполните письменную работу.

Письменная работа

  1. Выпишите из предложений слова с чередующимися согласными, докажите:
    1. Вот затрещали барабаны.
    2. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
  2. Выпишите слова с чередованием при образовании слов, обозначьте чередующиеся звуки:
    Подруга – друзья,
    Друг – друзья,
    Сказать – скажу,
    Насыпать – сыплю,
    Кормить – кормлю,
    Воздух – воздушный.
  3. Выпишите только те слова, в которых встречается беглая гласная в суффиксе: камень, огонек, огонь, боец, кашель, листок, снежок, мешок, мешочек.
  4. Выпишите слова с вариантами приставок, обозначьте в них чередующиеся гласные и согласные: разолью, растение, половик, вошёл, ворона, разлить, подумал, въехал, изогнутый, избушка, изрезать, надежда, надорвать, надкусить, надомный.
  5. Подберите и запишите слова с вариантами соответствующих морфем к словам: день, работать, удивление, гудок, сожаление.

III. Поменяйтесь работами, проверьте их, пользуясь ключом.

КЛЮЧ

  1. Затрещали – треск, грозной – угрожать, сечи – подсекать.
  2. Подруга – друзья, насыпать – сыплю, воздух – воздушный.
  3. Огонек, боец, листок, снежок, мешочек.
  4. Разолью – разлить, вошёл - въехал, изогнутый - изрезать, надорвать - надкусить.
  5. День - дня, работать – зарабатывать, рабочий, удивление - диво, гудок - гудка, сожаление - списать.

Оцените работу товарища, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов

Критерии оценки

Количество правильных ответов Оценка
5
4
3
Менее 3
5
4
3
2

Работа парами. Устно. Можно поменять состав пар, если за УЭ-2 получена оценка «5».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценку поставьте в оценочный лист.

УЭ -4

15 мин.

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика».

ТЕСТ

  1. В каком слове правильно выделен ударный звук?
    1. КвАртал
    2. звонИт
    3. дОсуг
    4. понЯли.
  2. В каком слове есть окончание -Е?
    1. Легче
    2. Больше
    3. Синие
    4. Удивление.
  3. Укажите лишнее слово.
    1. Прилечу
    2. Вылечить
    3. Летчик
    4. Перелётный.
  4. В каком слове нет суффикса?
    1. Беглец
    2. Хлебец
    3. Удалец
    4. Перец.
  5. В каком слове нет приставки ПО-?
    1. Подорожник
    2. Подоходный
    3. Подвинуть
    4. Подогреть.
  6. Укажите слово с чередованием в корне.
    1. Земля
    2. Гитара
    3. Балкон
    4. Диван.
  7. Укажите слово, в котором есть вариант приставки в слове ВСХОДИТЬ.
    1. Выход
    2. Вход
    3. Сход
    4. Восход.
  8. Укажите слово, в котором встречается беглая гласная в суффиксе.
    1. Ключик
    2. Резчик
    3. Чулок
    4. Орешек.
  9. Какое слово неправильно разбито на морфемы?
    1. ПОДО-ЖД-А-ТЬ,
    2. НЕ-ПО-ДВИЖ-Н-ЫЙ
    3. С-ВЕРК-А-ЕТ
    4. У-ДИВЛ-ЕНИ-Е.
  10. Какое слово состоит из приставки, одного корня, суффикса и окончания?
    1. Перевозчик
    2. Небольшой
    3. Отразилась
    4. Облетели.

Контроль учителя. Ключ.

1 2 6 1
2 4 7 4
3 2 8 4
4 4 9 3
  5     4    10    1  

Учитель оценивает работы, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитывается количество правильных ответов

Критерии оценки

Количество правильных ответов Оценка
10
8-9
6-7
Менее 7
5
4
3
2

Работайте самостоятельно. Контроль учителя по мере выполнения тестов. Помощь в проверке учащихся, справившихся с работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте оценку в оценочный лист. Подсчитайте итоговое количество баллов.

УЭ-5

5 мин.

Цель: подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цели урока (УЭ-О).
  2. Как вы думаете, какие цели урока достигнуты?
  3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
    1. Я все понял, могу этот материал объяснить другому.
    2. Я сам все понял, но объяснять другому не берусь.
    3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.
    4. Я ничего не понял.

 

 

Самооценка. Оценку (соответствующую букву) поставьте в графу УЭ-5.

УЭ-6

5 мин.

Цель: выбор домашнего задания.

Сумма набранных баллов Домашнее задание
20 Повторить тему по ранее сделанным записям
15-19 Прочитать &70-81, повторить тему по ранее сделанным записям
Менее 15 Прочитать &70-81, повторить тему по ранее сделанным записям, подобрать свои примеры

 

 

Творческое задание (по желанию): попробуйте сочинить сказку об однокоренных словах, или составить диалог беглых гласных, или рассказать случай из жизни частей слова. Спасибо за работу!