УЭ-0 |
Интегрирующая цель:
- Определить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика»; систематизировать знания о частях слова и их назначении, о чередовании звуков, беглых гласных, вариантах морфем,
- Проверить умение подбирать однокоренные слова и формы слова,
- Проверить умение определять ударение в словах,
- Развивать умение морфемного анализа слова
|
|
УЭ-1
30 мин.
(20 м. на работу + 10 м. на обсуждение) |
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика. Части слова».
- Запишите в тетрадях дату, тему урока «Морфемика. Части слова».
- Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите в той форме, которую от вас требует вопрос.
|
Работайте самостоятельно в тетради |
|
Проверочная работа по теме
«Морфемика. Части слова».
- Вопросы, на которые следует ответить да или нет:
- Есть ли в русском языке слова, которые не образуют форм слова?
- Можно ли говорить, что нулевое окончание не выражено звуком?
- Можно ли сказать, что изменяемое слово «оканчивается на…»?
- Могут ли согласные чередоваться с нулём звука?
- Вопросы-задания типа «Запиши пример»:
- Запишите два слова, которые имеют нулевое окончание.
- Запишите два слова, которые оканчиваются на о.
- Запишите два слова, соответствующих схеме:
- Запишите слова с вариантами приставки.
- Вопросы, на которые нужно отвечать кратко, не объясняя свой ответ:
- Сколько форм имеет слово чтобы?
- Почему все части слова значимые?
- В какой части слова содержится лексическое значение?
- Какое значение имеют суффиксы –ик-, -очк-, -оньк-?
- В какой части слова не бывает беглых гласных?
- Как называются морфемы, в которых имеются чередования звуков?
- Перепишите слова и поставьте ударение: квартал, звонит, досуг, (на) доску, поняли, вихор, ремень.
- Запишите 2 формы слова Юрой.
- Поставьте слова место, дело в форму родительного падежа множественного числа.
- Выпишите только однокоренные слова: гористый, горевать, горка, пригорок; вода, водяной, водитель, подводный.
- Выпишите те слова, основа которых состоит из приставки, корня и суффикса: уралец, уснуло, уборка, посадка, потолок, растает, растение.
- Выпишите те слова, в которых есть беглая гласная о: городок, костюм, угол, конфета, воздух, сон, мешок, бездонный, лиловый.
- Выделите суффиксы в словах:
- исследователь,
- кисловатого,
- велосипедистками,
- вывезут,
- освещает,
- подорвать,
- кормлю,
- поняли.
- Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
КЛЮЧ
- 1. Да. 2. Да. 3. Нет. 4. Нет.
- 1. Существительные женского рода 3 склонения в форме И.п. ед.ч. (ночь, власть), существительные мужского рода 2 склонения в форме И.п. ед.ч. (день, стол), существительные в форме Р.п. мн.ч. (рук, рек), кр. прилаг. в форме м.р. ед.ч (добр), глаголы в форме прош.вр. ед.ч. м.р. (шёл, писал)
2. Наречия (быстро, весело)
3. Наушник, заоблачный
4. Подъехал-подошёл
- 1. Нет форм. 2. Каждая имеет своё смысловое значение. 3. В корне. 4. Уменьшительно-ласкательное. 5. В окончании. 6. Варианты морфем.
- 1. КвартАл, звонИт, досУг, (на) дОску, пОняли, вихОр, ремЕнь.
2.Юра, Юры.
3.Мест, дел.
4. Гористый, горка, пригорок; вода, водяной, подводный.
5. Уборка, посадка.
6. Городок, угол, сон, мешок, бездонный.
7. а) -ова-, -тель-; в) -оват-; с) -ист-, -к-; d) -, e) -а-; f) -а-, -ть-; g) -; h)-л-.
Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов (всего 21 задание)
Критерии оценки
Количество правильных ответов |
Оценка |
Свыше 17
15-16
13-14
12
Менее 12 |
5
4
3
2
1 |
|
Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-1
|
|
Если вы выполнили работу раньше других, возьмите дополнительное задание у учителя.
Обсудите результаты работы в классе. |
Работайте вместе с классом. |
УЭ-2
15 мин. |
Цель: систематизировать знания о частях слова и их назначении, о чередовании звуков, беглых гласных, вариантах морфем.
I. Работая парами, дайте объяснение (определение) частей слова, расскажите друг другу о назначении морфем (в том числе о лексическом и грамматическом значении слова, об однокоренных словах и формах одного и того же слова).
II. Выполните письменную работу.
Письменная работа
- Определите, какой части речи принадлежит окончание и на что указывает: -ЕТ, - ОМУ, -Ю.
- Выпишите только формы слова лесной: лесному, лесник, лесок, лесная, лесником, лесистый, лесного, лесочек.
- Запишите по два примера слов с суффиксом –ач-, -тель-, - ник-. Какое значение имеют эти суффиксы?
- Найдите третий лишний, объясните графически:
-ночка, банка, ручка;
-перчик, зайчик, стульчик;
-окно, звено, давно
- Выпишите только те слова, которые оканчиваются на а: страна, издавна, группа, никогда, граница, написала, оттуда, добра, зелена.
- От корней черн-, рад- образуйте существительное, прилагательное, глагол.
III. Поменяйтесь работами, проверьте их, пользуясь ключом.
КЛЮЧ
- -ЕТ – глагол в форме наст.вр. 3лица ед.ч.; - ОМУ – прилаг. в форме .м.р. ед.ч. Д.п.;- Ю - сущ. в форме ед.ч.
- лесной: лесному, лесная, лесного.
- –ач- скрипач, трубач; -тель- учитель, водитель; - ник- пожарник, дворник. Обозначают лицо по профессии.
- банка – нет суффикса –К-; стульчик – суффикс–ЧИК-, в остальных-ИК-; давно – О- суффикс, в остальных –О- окончание.
- издавна, никогда, оттуда.
- черн- чернота, черный, чернеть; рад- радость, радостный, радоваться.
Оцените работу товарища, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов
Критерии оценки
Количество правильных ответов |
Оценка |
6
4-5
3
Менее 3 |
5
4
3
2 |
|
Работа парами. Устно. Если возникли трудности, обратитесь к учителю.
Оценку поставьте в оценочный лист.
|
УЭ-3
15 мин. |
Цель: систематизировать знания о чередовании звуков, беглых гласных, вариантах морфем.
I. Работая парами, дайте объяснение чередования звуков, расскажите друг другу о беглых гласных и вариантах морфем.
II. Выполните письменную работу.
Письменная работа
- Выпишите из предложений слова с чередующимися согласными, докажите:
- Вот затрещали барабаны.
- И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
- Выпишите слова с чередованием при образовании слов, обозначьте чередующиеся звуки:
Подруга – друзья,
Друг – друзья,
Сказать – скажу,
Насыпать – сыплю,
Кормить – кормлю,
Воздух – воздушный.
- Выпишите только те слова, в которых встречается беглая гласная в суффиксе: камень, огонек, огонь, боец, кашель, листок, снежок, мешок, мешочек.
- Выпишите слова с вариантами приставок, обозначьте в них чередующиеся гласные и согласные: разолью, растение, половик, вошёл, ворона, разлить, подумал, въехал, изогнутый, избушка, изрезать, надежда, надорвать, надкусить, надомный.
- Подберите и запишите слова с вариантами соответствующих морфем к словам: день, работать, удивление, гудок, сожаление.
III. Поменяйтесь работами, проверьте их, пользуясь ключом.
КЛЮЧ
- Затрещали – треск, грозной – угрожать, сечи – подсекать.
- Подруга – друзья, насыпать – сыплю, воздух – воздушный.
- Огонек, боец, листок, снежок, мешочек.
- Разолью – разлить, вошёл - въехал, изогнутый - изрезать, надорвать - надкусить.
- День - дня, работать – зарабатывать, рабочий, удивление - диво, гудок - гудка, сожаление - списать.
Оцените работу товарища, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов
Критерии оценки
Количество правильных ответов |
Оценка |
5
4
3
Менее 3 |
5
4
3
2 |
|
Работа парами. Устно. Можно поменять состав пар, если за УЭ-2 получена оценка «5».
Оценку поставьте в оценочный лист.
|
УЭ -4
15 мин. |
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика».
ТЕСТ
- В каком слове правильно выделен ударный звук?
- КвАртал
- звонИт
- дОсуг
- понЯли.
- В каком слове есть окончание -Е?
- Легче
- Больше
- Синие
- Удивление.
- Укажите лишнее слово.
- Прилечу
- Вылечить
- Летчик
- Перелётный.
- В каком слове нет суффикса?
- Беглец
- Хлебец
- Удалец
- Перец.
- В каком слове нет приставки ПО-?
- Подорожник
- Подоходный
- Подвинуть
- Подогреть.
- Укажите слово с чередованием в корне.
- Земля
- Гитара
- Балкон
- Диван.
- Укажите слово, в котором есть вариант приставки в слове ВСХОДИТЬ.
- Выход
- Вход
- Сход
- Восход.
- Укажите слово, в котором встречается беглая гласная в суффиксе.
- Ключик
- Резчик
- Чулок
- Орешек.
- Какое слово неправильно разбито на морфемы?
- ПОДО-ЖД-А-ТЬ,
- НЕ-ПО-ДВИЖ-Н-ЫЙ
- С-ВЕРК-А-ЕТ
- У-ДИВЛ-ЕНИ-Е.
- Какое слово состоит из приставки, одного корня, суффикса и окончания?
- Перевозчик
- Небольшой
- Отразилась
- Облетели.
Контроль учителя. Ключ.
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
4 |
7 |
4 |
3 |
2 |
8 |
4 |
4 |
4 |
9 |
3 |
5 |
4 |
10 |
1 |
Учитель оценивает работы, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитывается количество правильных ответов
Критерии оценки
Количество правильных ответов |
Оценка |
10
8-9
6-7
Менее 7 |
5
4
3
2 |
|
Работайте самостоятельно. Контроль учителя по мере выполнения тестов. Помощь в проверке учащихся, справившихся с работой.
Поставьте оценку в оценочный лист. Подсчитайте итоговое количество баллов.
|
УЭ-5
5 мин. |
Цель: подведение итогов урока.
- Прочитайте цели урока (УЭ-О).
- Как вы думаете, какие цели урока достигнуты?
- Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
- Я все понял, могу этот материал объяснить другому.
- Я сам все понял, но объяснять другому не берусь.
- Для полного понимания мне нужно повторить тему.
- Я ничего не понял.
|
Самооценка. Оценку (соответствующую букву) поставьте в графу УЭ-5. |
УЭ-6
5 мин. |
Цель: выбор домашнего задания.
Сумма набранных баллов |
Домашнее задание |
20 |
Повторить тему по ранее сделанным записям |
15-19 |
Прочитать &70-81, повторить тему по ранее сделанным записям |
Менее 15 |
Прочитать &70-81, повторить тему по ранее сделанным записям, подобрать свои примеры |
|
|
|
Творческое задание (по желанию): попробуйте сочинить сказку об однокоренных словах, или составить диалог беглых гласных, или рассказать случай из жизни частей слова. Спасибо за работу! |
|