Цели:
- Помочь учащимся в написании вступления и заключения к сочинению по картине.
- Учить определять главную тему картины.
- Учить отбору языковых средств при описании картины, подбирать наиболее точные и выразительные слова, устно и письменно излагать мысль.
- Развивать речь, обогащать словарь, употребляя различные грамматические средства, в частности, при описании пейзажа - это прилагательные, наречия, деепричастия.
- Закрепить навыки правописания суффиксов в прилагательных, безударных гласных в корне, окончаний глаголов.
- В процессе анализа картины собрать материал для её описания, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
- Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.
- Включить рассказ в сочинение, используя краеведческий материал.
Оборудование:
- Репродукции картин К.Ф. Юона.
- Фотографии дома, где жил художник(смотри приложение)
Ход урока.
- Вводное слово учителя.
- Знакомство с картиной в процессе беседы.
- Составление сложного плана.
- Повторение орфограмм.
- Рассказ по плану.
- Самостоятельная работа. Описание одного из пунктов плана.
I. Вводное слово учителя.
-Мы с вами побывали в Лигачёве, где долгие годы жил и работал К.Ф.Юон и где мы познакомились с прапраправнучкой художника Дарьей. Из её рассказа мы узнали много интересного из жизни Юона.
- Какие картины можете назвать и какая местность на них изображена?
( «Зимний синий день. Лигачёво», «Зимнее солнце», «Мартовское солнце», «Русская зима», «Августовский вечер. Последний луч», «Приволье. Водопой» и другие).
II. Беседа по картине.
- Перед вами репродукция картины «Конец зимы. Полдень».
-Картина написана в 1929 году и отражает мирную жизнь, благополучие, спокойствие.
- Что объединяет пейзаж, запечатлённый 80 лет тому назад, и сегодняшний вид местности?
-А что отличает?
-Что изображено?
- Какая главная тема картины?
-Что изображено на переднем плане? Почему?
-На втором?
-Вдали?
-Что говорит о том, что это конец зимы, полдень?
-Какое настроение вызывает эта картина?
-Какие изобразительные средства можно употребить при описании этой картины? Подберите эпитеты. Какие берёзы? Какие тени? Какой снег? Какие куры? Какой дом? Какой день?
III. Сбор языкового материала.
-Теперь всё, о чём говорили, запишите в таблицу. Раздаю карточки-таблицы.
План сочинения | Языковые средства |
|
|
2.Описание картины. | |
а) на переднем плане тени берёз, куры, петух; | |
б) на среднем плане дом, лыжники, постройка; | |
в) на заднем плане лесистые холмы; | |
|
Дети заполняют таблицу, затем зачитывают и обсуждают работы, записывая наиболее удачные словосочетания и выражения в таблице.
Раздаю карточки со словами и словосочетаниями.
-Этот материал вы также можете использовать в своих сочинениях.
- Вставьте буквы и объясните правописание.
Передний план: глубокие сл..ды, яркое солнце, дли..ые тени, коричн..ватые тона, в полдень самые к..роткие тени; яркие, как огоньки, куры и петух; (сер..вато) синие тени бел..ствольных берёз, безветре..ый день, тёплые и холодные тона, роз..ватый снег,( серо) коричневый дом, снег на крыше подта..л.
Средний план: ф..гурки лыжников, одни соб..рают..ся на пр..гулку, другие возвращают..ся; кажется, что они переговариваются, им радос..но; последние зимние д..нёчки; один лыжник ед..т, согнувшись; другой идет, держа лыжи в руках; третий встаёт на лыжи; стройные ели тянут..ся (в)верх, словно стремя..тся д..стать до неба; виднеется постройкато, одинокий невзрачный домик.
Задний план : (в)дали х..лмы, поросшие елями, кустарником.
IV. Раздаю карточки с вариантами начала сочинения.
- Передо мной репродукция картины К.Ф.Юона « Конец зимы. Полдень».
- Нам предложили написать сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».
- Не так давно мы побывали в Лигачёве. Это в 7 километрах от Зеленограда. Там подолгу жил и писал свои картины народный художник СССР К.Ф. Юон.
- Однажды мы с ребятами отправились на лыжную прогулку в Лигачёво, потому что там очень крутые горки. Случайно оказались в гостях у прапраправнучки знаменитого художника К.Ф.Юона...
Запишите свой вариант вступления.
V. Рассказ по плану.
Ученики сначала устно дают описание одного из пунктов плана, затем записывают в тетрадь.
Зачитываем и обсуждаем наиболее удачные работы.
Выводы по уроку.
Домашнее задание. Написать сочинение.