Сбор материала к сочинению по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Помочь учащимся в написании вступления и заключения к сочинению по картине.
  2. Учить определять главную тему картины.
  3. Учить отбору языковых средств при описании картины, подбирать наиболее точные и выразительные слова, устно и письменно излагать мысль.
  4. Развивать речь, обогащать словарь, употребляя различные грамматические средства, в частности, при описании пейзажа - это прилагательные, наречия, деепричастия.
  5. Закрепить навыки правописания суффиксов в прилагательных, безударных гласных в корне, окончаний глаголов.
  6. В процессе анализа картины собрать материал для её описания, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  7. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.
  8. Включить рассказ в сочинение, используя краеведческий материал.

Оборудование:

  1. Репродукции картин К.Ф. Юона.
  2. Фотографии дома, где жил художник(смотри приложение)

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя.
  2. Знакомство с картиной в процессе беседы.
  3. Составление сложного плана.
  4. Повторение орфограмм.
  5. Рассказ по плану.
  6. Самостоятельная работа. Описание одного из пунктов плана.

I. Вводное слово учителя.

-Мы с вами побывали в Лигачёве, где долгие годы жил и работал К.Ф.Юон и где мы             познакомились с прапраправнучкой художника Дарьей. Из её рассказа мы узнали много интересного из жизни Юона.

- Какие картины можете назвать и какая местность на них изображена?

( «Зимний синий день. Лигачёво», «Зимнее солнце», «Мартовское солнце»,                        «Русская зима», «Августовский вечер. Последний луч», «Приволье. Водопой» и другие).

II. Беседа по картине.

- Перед вами репродукция картины «Конец зимы. Полдень».

-Картина написана в 1929 году и отражает мирную жизнь, благополучие, спокойствие.

- Что объединяет пейзаж, запечатлённый 80 лет тому назад, и сегодняшний вид местности?

-А что отличает?

-Что изображено?

- Какая главная тема картины?

-Что изображено на переднем плане? Почему?

-На втором?

-Вдали?

-Что говорит о том, что это конец зимы, полдень?

-Какое настроение вызывает эта картина?                  

-Какие изобразительные средства можно употребить при описании этой картины? Подберите эпитеты. Какие берёзы? Какие тени? Какой снег? Какие куры? Какой дом? Какой день?

III. Сбор языкового материала.

-Теперь всё, о чём говорили, запишите в таблицу. Раздаю карточки-таблицы.

План сочинения Языковые средства
  1. Вступление. Художник и его картины. Экскурсия в Лигачёво.
 
2.Описание картины.  
а) на переднем плане тени берёз, куры, петух;
б) на среднем плане дом, лыжники, постройка;  
в) на заднем плане лесистые холмы;  
  1. Заключение. Моё настроение и впечатление от картины.
 

Дети заполняют таблицу, затем зачитывают и обсуждают работы, записывая наиболее удачные словосочетания и выражения в таблице.

Раздаю карточки со словами и словосочетаниями.

-Этот материал вы также можете использовать в своих сочинениях.

- Вставьте буквы и объясните правописание.

Передний план: глубокие сл..ды, яркое солнце, дли..ые тени, коричн..ватые тона, в полдень самые к..роткие тени; яркие, как огоньки, куры и петух; (сер..вато) синие тени бел..ствольных берёз, безветре..ый день, тёплые и холодные тона, роз..ватый снег,( серо) коричневый дом, снег на крыше подта..л.

Средний план: ф..гурки лыжников, одни соб..рают..ся на пр..гулку, другие возвращают..ся; кажется, что они переговариваются, им радос..но; последние зимние д..нёчки; один лыжник ед..т, согнувшись; другой идет, держа лыжи в руках; третий встаёт на лыжи; стройные ели тянут..ся (в)верх, словно стремя..тся д..стать до неба; виднеется постройкато, одинокий невзрачный домик.

Задний план : (в)дали х..лмы, поросшие елями, кустарником.

IV. Раздаю карточки с вариантами начала сочинения.

  1. Передо мной репродукция картины К.Ф.Юона « Конец зимы. Полдень».
  2. Нам предложили написать сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».
  3. Не так давно мы побывали в Лигачёве. Это в 7 километрах от Зеленограда. Там подолгу жил и писал свои картины народный художник СССР К.Ф. Юон.
  4. Однажды мы с ребятами отправились на лыжную прогулку в Лигачёво, потому что там очень крутые горки. Случайно оказались в гостях у прапраправнучки знаменитого художника К.Ф.Юона...

Запишите свой вариант вступления.

V. Рассказ по плану.

Ученики сначала устно дают описание одного из пунктов плана, затем записывают в тетрадь.

Зачитываем и обсуждаем наиболее удачные работы.

Выводы по уроку.

Домашнее задание. Написать сочинение.