Цели урока:
- Повторить и закрепить понятие об однородных членах предложения и постановке при них знаков препинания.
- Способствовать развитию памяти, мышления, воображения, самостоятельности.
- Способствовать воспитанию любви к родному русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы повторим, какие члены предложения называются однородными, как при них ставятся знаки препинания, потренируемся находить ряды однородных членов в тексте.
II. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. Выделим их основные признаки:
- Относятся к одному и тому же слову.
- Отвечают на один и тот же вопрос.
- Связаны сочинительной связью.
- Характеризуются перечислительной интонацией.
– Что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах предложения?
(Запятая ставится, если однородные члены соединены без союзов или с помощью союзов а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночным союзом и. Если пред однородными членами стоит обобщающее слово, то после него ставится двоеточие. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.)
III. Проверка домашнего задания.
– На дом было задано составить карточки с четырьмя предложениями, выписанными из произведений художественной литературы и содержащими ряды однородных членов. Из предложений необходимо было изъять те знаки препинания, постановка которых связана с однородными членами.
1. Проверка наличия выполненной домашней работы.
– Надеюсь, что все справились с домашним заданием и подобрали интересный материал.
(Учитель проходит по рядам. На случай невыполнения задания у учителя подготовлены запасные карточки. Например:
- Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И.А.Крылов)
- Он не лёг в постель а присел на стул у двери и схватился за голову. (И.С.Тургенев)
- Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки. (А.С.Серафимович)
- Волчата ничего не поняли но замахали хвостами. (А.П.Чехов)
1. Работа по карточкам в статических парах.
– Необходимо выявить все ряды однородных членов, устно расставить знаки препинания и объяснить их.
(Учитель ходит по кабинету и контролирует проведение работы.)
IV. Основная работа по теме урока.
– Теперь, когда мы вспомнили, что такое однородные члены предложения, давайте попробуем составить их схемы.
(Предложение – образец заранее приготовлено на доске, а схема составляется совместно с учениками.)
На солнце снег будто посыпан борной кислотой и сверкает синими, зелеными, жёлтыми искорками. (В.Катаев)
– Какие члены являются однородными? Докажите. А теперь составим схемы. Их будет две, т.к. у нас два ряда однородных членов.
(На доске две схемы: I ряд и II ряд однородных членов.)
– У каждого лежит на столе карточка. Задание у всех одно, а предложения разные. Давайте прочитаем задание.
Общее задание, которое дано в каждой карточке:
Списать, расставив недостающие знаки препинания, подчеркнуть однородные члены, составить схемы однородных членов по образцу на доске.
Индивидуальные карточки (4варианта):
- Человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. (В.А.Сухомлинский)
- Полумрак белой ночи недвижно и призрачно дремлет над водой над потоплёнными лесами над едва синеющей полосой берега. (А.С.Серафимович)
- Болото терялось за горизонтом светилось окнами воды желтело островами цветов шумело сероватой осокой. (К.Г.Паустовский)
- Забавно щеголяли пестрели своими розовыми лиловыми палевыми шляпками приземистые сыроежки. (И.С.Тургенев)
2. Взаимопроверка в вариационных парах.
3. Мини-итог.
– Давайте подведём мини-итог, вспомнив, как ставятся знаки препинания при однородных членах предложения.
4. Устная работа над предложениями с однородными членами.
– Вы хорошо справляетесь с работой по написанному тексту, а сможете ли вы выполнить ту же работу на слух?
(Учитель читает предложение, а ученики находят однородные члены, указывают, к какому слову они относятся и на какой вопрос отвечают, какие знаки препинания нужно поставить.)
1. На пароходах, в поездах, на автомашинах они проехали огромный путь. (Т.Сёмушкин)
2. Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра. (К.Г.Паустовский)
5. Работа с литературным текстом (текст на экране).
– А теперь ещё больше усложняю задачу: необходимо найти однородные члены в связном литературном тексте. Но сначала мы должны прочитать его и озаглавить.
Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья, силы и красоты. Это исп..линские лаборатории, они выр..батывают кислород и улавл..вают ядовитые газы и пыль.
В больших городах в кубическ.. метре воздуха находи..ся около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическ.. метре их всего двести-триста, а то и меньше. Там вы дыш..те воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха в городе. Он целебен и возрождающ, удлиняет жизнь и повышает нашу жизненную силу. Кто испытал на себе, как даш..тся в прогретых солнц..м сосновых лесах, тот знает это уд..вительное состояние безотчетной радости и силы.
– Запишем его, вставляя недостающие буквы и расставляя знаки препинания. Укажите (выделите) попарное соединение однородных членов и прочитайте их вслух.
- Вдохновения и здоровья, силы и красоты.
- Вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
- Целебен и возрождающ, удлиняет и повышает.
– Скажите, а для чего служит попарное соединение однородных членов?
(Оно делает текст более выразительным, публицистически заостренным.)
V. Итог урока.
– Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. Как ставятся знаки препинания при однородных членах предложения?
VI. Домашнее задание (объяснение).
– Собрать рабочие материалы для описания внешности знакомого вам человека. Думаю, что вы не обойдётесь без предложений с однородными членами. Давайте попробуем описать некоторые детали.
Одежда (какая может быть у человека одежда?) мала, не по росту, поношенная, старенькая, новая, с иголочки и т.д.
Глаза карие, голубые, сияющие, со смешинкой и т.д.
Держится уверенно, застенчиво, без зазнайства, независимо и т.д.