Цели.
- формировать умение обосновывать написание слов, распознавать орфограммы;
- развивать внимание и память, обогащать речь учеников;
- воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование урока: сигнальные карточки с гласными буквами, наборы слов с безударными гласными в корне, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Начинаем урок!
2. Мобилизующий этап
А чтобы лень и скуку прогнать, я предлагаю выполнить "зарядку" для ума.
Найдите в каждой строчке лишнее слово. Объясните свой выбор, добавьте своё слово. Слайд 1
3. Гимнастика для кисти руки
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево (10 раз). Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке и 5 - против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
4. Чистописание
Слайд 2
- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали?
- Что вы знаете о гласных звуках?
- В какой части слова мы изучаем правописание безударных гласных?
- Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне?
5. Постановка учебной цели
Исследуйте картинку и объясните, чем мы будем заниматься на уроке? Слайд 3
6. Работа со словарными словами
На доске записаны словарные слова с окошками, если вы правильно вставите пропущенную букву, то окошко откроется. По моей команде будете поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой (а, о, и, е, я). Слайд 4
Почему в этих слова нужно запомнить безударные гласные в корне?
А что можно сделать? Как написать без ошибки слова с непроверяемыми гласными в корне?
7. Письмо по памяти
Прочитайте отрывок из стихотворения Лебедева - Кумача. Слайд 5
- На какие правила встретились слова?
- Как проверяют безударные гласные в корне слова?
- Какими способами можно проверить безударные гласные?
- Запишите слова, обозначьте ударения, подчеркните безударные гласные в корнях слов.
8. Закрепление пройденного материала
Проведём игру "Эстафета" - соревнования между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Слайд 6
- В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?
- В каком столбике написание гласных в словах можно проверить подбором однокоренных слов?
9. Физкультминутка
10. Самостоятельная работа
Игра "Закончи стихотворение". Я прочитаю вам отрывки из стихов известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Запишите слова в соответствующий столбик, устно подбирая проверочные. Подчеркните орфограммы. Слайд 7
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на (пОлях). А. Плещеев
Блеснул мороз, и рады мы
Показам матушки (зИмы). А. Пушкин
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать (снЕжок). И. Никитин
Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля:
В море солнечного света
Погружается (зЕмля). А. Алексин
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне (пОлОса). А. Блок
Тихо дремлет река,
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт
И дергач не (крИчит). С. Есенин
Зима недаром злится -
Прошла её пора:
Весна в окно стучится
И гонит со (двОра). Ф. Тютчев
Иду по тропинке.
У самой сосны
Синеет подснежник -
Фонарик (вЕсны). А. Чепурнов
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною:
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется (лИствою). А. Плещеев
Вьюга по полю не скачет,
У ворот не вьётся.
Под окном сосулька плачет -
Солнышко (смЕётся). А. Чепурнов
11. Развитие речи
Откройте учебник на странице 81, упр. 39. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
Используя опорные слова и словосочетания, составьте рассказ по рисунку. Слайд 8
- Каким словом можно заменить слово "малыши"?
- Как можно озаглавить рассказ?
- Письменно ответьте на вопрос, где живёт лиса с лисятами?
- Подчеркните в предложении однокоренные слова?
- Нужно ли в этих словах проверять гласные корня?
- Какие ещё слова с данной орфограммой есть в предложении?
- Какие ещё орфограммы есть в предложении?
- Укажите над словами предложения части речи.
- Проверьте работу в парах друг у друга.
12. Итог урока
Давайте уточним последовательность действий при записи слов с проверяемыми безударными гласными в корне. Слайд 9
Дети последовательно выстраивают памятку. Слайд 10
13. Рефлексия
- Какие цели мы ставили?
- Чему научились на уроке?
14. Самооценка работы на уроке
- Оцените свою работу на уроке с помощью цветовых сигналов:
- красный - работал в полную силу
- зеленый - работал хорошо
- желтый - мог работать лучше