Цели.
Образовательные:
- повторить материал о непостоянных морфологических признаках глагола и имени существительного;
- повторить материал о способах морфологического выражения главных членов предложения;
- дать понятие об односоставных предложениях;
- познакомить обучающихся с видами односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена;
- выявить функции употребления односоставных предложений в тексте;
- показать стилистическую сферу употребления односоставных предложений в тексте.
Развивающие:
- закрепить умение определять непостоянные морфологические признаки глагола и имени существительного;
- закрепить умение определять способ морфологического выражения главного члена предложения;
- сформировать умение находить изучаемые явления в тексте;
- сформировать умение определять тип односоставного предложения по значению и способу морфологического выражения главного члена;
- сформировать умение употреблять односоставного предложения в устной и письменной речи;
- сформировать умение определять функцию употребления односоставных предложений в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза сравнения и группировки.
Оборудование: учебник (Русский язык 8 класс /Под ред. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; М: 2010 г.); таблица; сигнальные карточки, интерактивная доска.
План урока.
1. Разминка.
- Игра “Проще простого”.
- Игра “Угадай слово по значению”.
2. Повторение изученного материала.
- Полный синтаксический разбор предложения со словом “актёр”.
3. Знакомство с односоставными предложениями.
- Работа по таблице.
- Самостоятельное определение типов односоставных предложений по значению и форме морфологического выражения главного члена.
- Работа по опорному конспекту: рассказ учителя, рассказ двух учеников.
4. Формирование умения применять изученный материал.
- Упражнение 205-е (аналитическое, устное).
- Работа с сигнальными карточками (аналитическое, письменное).
5. Наблюдение над функционированием односоставных предложений в текстах.
- Работа с отрывком из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
- Стилистический эксперимент с заданием к упражнению 205-му.
- Самостоятельный вывод о стилистической сфере употребления определённо-личностных предложений.
- Работа с пословицами.
- Сообщение об употреблении в научной речи неопределённо-личностных предложений.
6. Подведение итога урока, выставление комментирование оценок.
7. Объяснение домашнего задания.
Ход урока
1. Учитель: Здравствуйте ребята, наш урок мы начинаем с игры, фрагмент которой взят из игры “Проще простого”. Назовите верное значение слов из трёх, которые вам предложены:
Пандект
- Большая люстра – или многогнездовой подсвечник в церкви.
- Наклонная плоскость в здании.
- Сборник извлечений из классического сочинения римских юристов.
Обучающийся: верно третье значение.
Учитель: Бунчук
Обучающийся: верно первое значение.
Учитель: А теперь игра “Угадай слово по значению”. Определите слово по его лексическому значению.
- Широкое оповещение о потребительских свойствах товаров, видов услуг с целью создания спроса на них. (Реклама).
- Высший показатель спортивных соревнований. (Рекорд).
- Профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актёр).
- Регулярное денежное пособие, выдаваемое обучающимся в учебных заведениях. (Стипендия).
2. Учитель: Обратите внимание на употребление последнего слова в контексте одного предложения. Запишите на доске предложение. Сделайте полный синтаксический разбор.
Актёр сильно побледнел, произнося последнюю фразу (повест., невоск., простое, двусос., распр., полное, осложнено обстоятельством).
Ответ обучающихся.
3. Учитель: В характеристике предложения нас интересует термин “двусоставное”. Какое предложение называется двусоставным?
Обучающийся: Это предложение, в котором есть оба главных члена предложения – подлежащее и сказуемое.
Учитель: Но в русском языке есть по строению грамматической основы предложения бывают и с одним главным членом предложения. Посмотрите на доску, где записано несколько предложений. (Одна часть доски закрыта).
1) Выделите главные члены предложения и определите их функцию. Люблю грозу в начале мая (опред.-личностное).
2) Определите, чем выражены главные члены предложения, т.е. определите у глагола непостоянные морфологические признаки. (Наклонение, время, число, род и время. У ИС – падеж). В колхозах готовятся к севу. В дверь постучали (неопред.-личностное).
3) Определите распространённость предложений. Светает. Меня знобит (безличные). Зима. Лёгкий морозец (назывные).
Учитель: Ребята, обратите внимание на грамматическую основу предложений, скажите, что у них общего?
Обучающийся: В этих предложениях один главный член.
Учитель: Верно, эти предложения объединяет то, что они являются односоставными, т.е. имеют один член предложения. Односоставные предложения делятся на несколько видов по значению и способу выражения главного члена. В двусоставных предложениях названы действия и делитель. В односоставных – либо действие, либо делитель. Вернёмся к предложениям.
Учитель: Что называется в первом предложении?
Обучающийся: В первом предложении называется действие.
Учитель: Можно ли определить действующее лицо и сказать, кто любит грозу?
Обучающийся: Действующее лицо можно определить, это говорящий.
Учитель: Восстановите подлежащее в предложении, поставив местоимение. Какое местоимение можно подставить?
Обучающийся: Можно подставить местоимение 1 л. ед.ч., а также 1 л. мн.ч., 2 л. ед.ч.
Учитель: Подразумевается ли в этих предложениях деятель и почему?
Обучающийся: Деятель подразумевается, т.к. в предложении можно восстановить подлежащее, поставив местоимение 3 л. мн.ч.
Учитель: Конкретно ли это лицо?
Обучающийся: Нет.
Учитель: Т.е. конкретно нельзя сказать, кто совершил действие, оно совершено неопределённым лицом, поэтому этот вид называется неопределённо-личным.
Учитель: Мыслится ли активный деятель в третьем предложении? Почему?
Обучающийся: Нет, т.к. нельзя восстановить подлежащее.
Учитель: Т.е., в каких предложениях нет и не может быть действующего лица, следовательно, эти предложения безличные.
Учитель: На что указывается в последующих предложениях?
Обучающийся: Указывается на наличие какого-либо явления, предмета.
Учитель: Таким образом, эти предложения назывные. Из всего вышесказанного можно составить опорный конспект.
Учитель: Предложения по наличию грамматических основ делятся на двусоставные и односоставные. В свою очередь, последние по значению и способу морфологического выражения главного члена делятся на следующие виды: (рассказывая по конспекту, обучающиеся приводят собственные примеры).
1) Определённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
2) Неопределённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа.
3) Безличные – это предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего.
4) Назывные – это односоставное предложение, с главным членом – подлежащим.
4. Учитель: Найдём изучающие языковые явления в упражнении 205-м стр. 96. Прочтите задание к упражнению. Определите вид односоставного предложения и способ морфологического выражения главного члена.
Учитель: Таким образом, мы убедились, что в односоставном предложении есть только один главный член предложения.
Учитель: Синтаксические конструкции с одним главным членом предложения очень часто используются писателями, поэтами. Не является исключением и С.Есенин. Определите вид предложения по характеру грамматической основы в строчках стихов поэта. Поднимите карточку, соответствующую виду односоставные предложения запишите в тетрадь, определите вид и способ морфологического выражения главного члена.
Обучающийся:
1) Выткался на озере алый цвет зари.
2) Пахнет яблоком и мёдом по церквам (безлич.).
3) Вяжут кружева над лесом в жёлтой пене облака.
4) За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень.
5) Мутно гляжу на окна (опред.-личн.).
6) Поцелуй названия не имеет.
7) Топи да болота, синий плат небес (назыв.).
Учитель: Не только С. Еленин использовал в своих произведениях односоставные предложения, но и другие поэты. Вспомните или сами придумайте односоставные предложения на тему “Осень”. Запишите их в тетрадь.
Обучающийся:
1) Холодный дождь (назыв.).
2) Люблю солнечное, яркое бабье лето (опред.-личн.).
3) Во дворах жгут жёлтые листья (неопред.-личн.).
4) Грустно смотреть на облетающие листья (безлич.).
Учитель: Мы ещё не всё знаем об односоставных предложениях. Часто употребление односоставных предложений играет определённую стилистическую роль.
Учитель: На доске отрывок из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Прочтите его (ст. повесть “Тамань”). Какие типы предложения использованы автором в этом отрывке?
Обучающийся: В этом отрывке определённо-личные предложения.
Учитель: Убедимся, действительно ли необходимы определённо-личные предложения в этом отрывке. Вставьте местоимения, т.е. восстановите подлежащее.
Учитель: Скажите, при каком прочтении картина, изображённая автором, динамичнее, а в каком статичнее?
Обучающийся: При первом прочтении динамичнее, при втором – статичнее.
Учитель: Верно, поставьте в определённо-личные предложения подлежащих делает речевые конструкции более тяжеловесными, а картины менее динамичными. К тому же, повторения местоимения “я” вызывает неблагозвучие. Используются определённо-личные предложения в научной речи. Возьмём, к примеру, упражнение 205, задание к этому упражнению состоит из определённо-личные предложений. Прочтите его.
Обучающийся: Прочитайте. Найдите двусоставные предложения, затем односоставные с главным членом – сказуемым. Укажите наклонение, время, лицо глагола-сказуемого в этих предложениях.
Учитель: Восстановите подлежащее в предложениях. Удобен ли сейчас текст для чтения?
Обучающийся: Нет, снизилась степень понимания текста.
Учитель: Таким образом, определённо-личные предложения делают текст ясным, точным, лаконичным. Подобное строение формулировок заданий является речевой нормой. Итак, в каких стилях речи используют определённо-личные предложения?
Обучающийся: Определённо-личные предложения используются в художественном, научном, разговорном, публицистическом стилях речи.
Учитель: Сфера применения неопределённо-личных предложений не менее широка. Послушайте предложения.
И мутную воду пьют в невзгоду. Птицу кормом, а человека лестью обманывают. Дарёному коню в зубы не смотрят. Иглою шьют, чашею пьют.
Учитель: Что это за предложения?
Обучающийся: Это пословицы.
Учитель: Почему в пословицах так много неопределённо-личных предложений?
Обучающийся: Пословицы носят обобщённый характер, т.е. в них важен не деятель, а действие. А неопределённо-личных предложения позволяют сосредоточить внимание слушателя на действие, оставляя в тени понятие о действующем лице.
Учитель: Приведите примеры пословиц, определите их лексическое значение.
Обучающийся: От добра не ищут – доброе дело о выгоде не думает. Цыплят по осени считают – результат работы необходимо учитывать в конце.
Учитель: Неопределённо-личных предложения используются ив научной речи – при описании экспериментов и научных процессов. Почему, как вы думаете?
Обучающийся: Так как при их описании важно действие, а не тот, кто конкретно проводит эксперимент.
Учитель: Итак, неопределённо-личных предложения используются в научной и устной речи. Вывод о сфере применения безличных предложений сделайте самостоятельно, посмотрев художественную, научную, публичестическую.
5. Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с односоставными предложениями. Какие предложения называются односоставными.
Обучающийся: Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.
Учитель: Какие типы односоставных предложений по значению и способу выражения главных членов вы знаете?
Обучающийся: Односоставные предложения бывают: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
6. Домашнее задание: знать, какие предложения называются односоставными, типы этих предложений, подготовить рассказ об односоставных предложениях по опорному конспекту. Подобрать примеры односоставных предложений, которые употребляются в разных стилях речи. До свидания.