Цели урока.
- Образовательная: обеспечить понимание учащимися правила написания слов с разделительным Ъ знаком.
- Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы).
- Воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в группе.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft PowerPoint;
- раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинаем наш урок.
2. Чистописание.
Учитель: - Найди закономерность и продолжи строку.
б/ в б/ вв б/ ввв
Замени в слове "бок" третью букву.
Бок боб бой бот
3. Повторение изученного.
Слайд 2
Учитель: - Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов или животных.
Запиши получившиеся слова.
Дерево, ручей, воробей, муравей, колос.
Слайд 3
Кроссворд.
Учитель: - Запиши слова с разделительным ь и раздели их для переноса.
1. Снежная буря.
2. Домики для пчел.
3. Мать, отец и дети.
4. Животное.
Учитель:
- Что общего в правописании этих слов?
- Почему в этих словах написали разделительный ь?
- Перед какими буквами пишется разделительный ь?
4. Работа по теме урока.
Учитель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру "Верю - не верю". Возьмите листочки с таблицей.
Я буду вам читать высказывания, если вы согласны с ними, вы ставите в первой строчке под номером вопроса "+", если не согласны " - " .
- Верите ли вы, что:
- Ъ знак пишется в конце слова?
- В слове объявление пишется разделительный Ь?
- Ъ знак разделяет приставку и корень?
Учитель:- Мы вернёмся к этим вопросам в конце нашего урока, ответим на них снова, после того, как вы получите на уроке какие - то новые знания и сравним так же вы ответите или измените свою точку зрения.
5. Наблюдение над правописанием слов с разделительным ъ.
Учитель: - Предлагаю вам поработать в группах, проанализировать слова (съёмка, воробьи, объявление, печенье, предъюбилейный, отъехал) и ответить на вопросы:
После какой части слова пишется ъ?
На гласную или согласную заканчивается приставка?
С каких букв начинаются корни?
Учитель: - После какой части слова пишется ъ?
Ученики: - После приставки.
Учитель: - После любой приставки?
Ученики: - Которая заканчивается на согласную.
Учитель: - С какой буквы начинается корень?
Ученики: - С букв е, ё, ю, я.
6. Формулирование темы и целей урока.
Учитель: - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: - Разделительный ъ.
Учитель: - Какие цели вы перед собой поставите?
Ученики: - Научиться правильно писать слова с разделительным ъ.
Слайд 4
Учитель: - Образуйте с корнем -езд- имена существительные, используя приставки вы-, пере-, про-, за-. Запишите слова, выделите приставку.
- А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-. Запишите слова, выделите приставку.
- Почему в этих словах вы написали разделительный ъ? На какие буквы заканчиваются приставки?
Слайд 5
- Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн-
(съёжился, съедобный, объяснить).
- Перед какими гласными пишется разделительный ъ?
Учитель:- Сформулируйте правило, когда пишется разделительный ъ?
Учитель: - Попробуйте составить сигнальную карточку, когда нужно писать разделительный ъ.
Ученики работают в группах, а потом представляют свой продукт.
Учитель: - Давайте немного потренируемся.
Вставьте в слова разделительный ъ или ь.
Ученики работают в парах (жил:ё, с:ёжился, под:езд, обез:яна, про:езд, об:яснить).
Учитель: - Зачем нужны разделительные ъ и ь знаки?
- Как узнать, где писать разделительный ъ, а где разделительный ь?
Слайд 6
Слайд 7
Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните твердый знак и гласную после него.
Необ,..ятная страна, под...ем в гору, с...ёмка фильма, с..добные грибы, с...езд писателей, в...ехать в квартиру, под...ездные пути, необходимые раз...яснения, раз...ярённый зверь, об...явление в газете, первый под...езд.
7. Физкультминутка.
8. Работа по теме урока.
Списывание или запись под диктовку (упр. 351).
Словарная работа (упр. 352).
Выборочный диктант. Выпишите слова с ъ
Все вокруг объято страхом -
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С. Бондаренко
Слайд 8
Раздели слова на две группы.
- Объявление
- Льдина
- Подъём
- Крылья
- Здоровье
- Разъренный
9. Рефлексия.
Учитель: - Вернёмся к нашей игре "Верю - не верю".
Как сейчас вы ответите на эти же вопросы?
- Кто в начале урока ответил неправильно, а сейчас изменил свой ответ на правильный?
Значит, наш урок прошёл не зря.
Вы узнали, что-то новое?
Достигли мы тех целей, которые вы ставили перед собой в начале урока?
Как достигли целей, что помогло?
10. Домашнее задание: (детям даётся право выбора)
А) Повышенной сложности:
Реши орфографические задачи, спиши правильно.
1. Девоч?ка села (на)п:нёк и с?ела пирожок.
2. Сем?я с?ела обедать.
3. Кол?я не захотел есть суп.
Б) Средней сложности:
Найди и исправь все ошибки. Запиши предложения в тетрадь.
1. Девочька села напинёк и села пирожок.
2. Семъя села обедать.
3. Колья не захотел есть суп.
В) Низкой сложности:
Спиши предложения в тетрадь. Отметь все ошибкоопасные места.
1. Девочка села на пенёк и съела пирожок.
2. Семья села обедать.
3. Коля не захотел есть суп.