Цели:
образовательные:
- обобщить изученный материал по теме "Предложение", отработка умения различать простые и сложные предложения,
- формирование навыка построения схем простого и сложного предложений;
развивающие:
- развитие интереса к русскому языку,
- развитие орфографической зоркости;
воспитательные:
- воспитание самостоятельности и умения оценивать себя и другого.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
II. Вступительное слово учителя. Языковая разминка. (Приложение 1 Слайд № 1)
- Ребята, мы с вами закончили изучать тему "Предложение", и сегодня на уроке отправимся в путешествие по архипелагу Предложение. Скажите, всё ли понятно вам в названии темы урока? (Мы не знаем, что обозначает слово "архипелаг").
- А где можно узнать лексическое значение данного слова. (В толковом словаре).
Работа с толковым словарем С. И. Ожегова. (Слайд № 2)
Архипелаг. -а, м. Группа близко расположенных друг к другу морских островов.
- Скажите, пожалуйста, а в каком значении употреблено данное слово? (В переносном).
- Итак, то мы с вами отправляемся по островам предложения. А какие предложения мы изучали? (Дети называют виды изученных предложений) (Слайд № 3)
- Но, чтобы отправиться в путешествие, нам надо размяться. Помогите мне прочитать схемы предложений. (Слайд № 4)
1) [- =] - простое
2) [- =], a [- =] - сложное, сложносочиненное, состоит из двух равноправных частей, объединены союзом а.
3) [вв. сл, - = ] - простое, осложнено вводным словом.
4) [O, O, O, O - O =] - простое, осложнено однородными членами с обобщающим словом.
5) (когда = -), [- =] - сложное, сложноподчиненное, первая часть предложения подчиняется второй.
6) [ - =], [ = ], [ - = ] -сложное, бессоюзное.
7) [ O, - =] - простое, осложнено обращением.
III. Закрепление. Обобщение изученного.
- Ребята, мы с вами говорили о предложениях, читали схемы, а где же нам взять предложения? (В тексте.) (Слайд № 5)
Работа с текстом.
а) Самостоятельное, ознакомительное чтение текста. (Приложение 2)
б) Выразительное чтение текста "Дорога по святым местам".
Беседа.
- Докажите, что перед нами текст. (Перед нами текст, так как это группа предложений связанных между собой грамматически и по смыслу, он имеет заголовок).
- Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема - дорога по святым местам, основная мысль текста - соседство святых и простого люда).
- К какому стилю речи относится текст? (К художественному)
- Если вы говорите, что текст относится к художественному стилю речи, тогда назовите его задачи. (Задача художественного стиля речи изобразить нарисовать словами картину, выразить свое отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.)
- А какому типу речи можно отнести данный текст? (Повествование с элементами описания). Ну, а теперь - в путь, по островам предложения.
Учащиеся выписывают предложение по заданию на доске под диктовку учителя, дают характеристику и составляют схему предложения. Вид работы повторяется после каждого задания.
Первый остров, который встретится на нашем непростом пути - это остров простого предложения. (Слайд № 6)
ЗАДАНИЕ: Среди предложений 5-8 найти простое нераспространенное предложение. (7 предложение).
Остров простого предложения с однородными членами. (Слайд № 7)
ЗАДАНИЕ: Среди предложений 6-9 найдите предложение с однородными членами (9).
Остров односоставного предложения. (Слайд № 8)
ЗАДАНИЕ: Среди предложений 5- 8 найти простое односоставное предложение (6).
Остров предложения с вводным словом. (Слайд № 9)
ЗАДАНИЕ: Среди предложений 4-6 найти предложение с однородными членами предложения и вводным словом (4).
Остров ССП. (Слайд №10)
ЗАДАНИЕ: Среди предложений 1-2 найдите сложное, сложносочиненное предложение (1).
Остров СПП (Слайд № 11)
ЗАДАНИЕ: Среди предложений 2-3 найдите сложное, сложноподчиненное предложение (2).
IV. Подведение итогов урока.
- Я вижу, что с заданиями вы справились. Из данного списка начала предложений выберите для себя, о чем бы вы хотели сказать в заключение нашего путешествия. (Слайд № 12)