Близнецы по форме и близнецы по значению

Разделы: Русский язык


Цели урока: развивать умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся (уметь анализировать, синтезировать, представлять результаты своей деятельности и хода работы)

Задачи урока: изучить и представить способы разграничения омонимов и многозначных слов; осознать и представить различия синонимов друг от друга; познакомиться со стилистической функцией данных языковых явлений в речи.

Данный урок – представление и защита работ по теме ( тема изучалась при помощи методов проектов, теме посвящено 3 урока и 3 часа дополнительных занятий). Представление и защита проектов – последний этап. Основополагающий вопрос проекта – как опознать и различить слова – близнецы? Три проблемных вопроса (предусмотренных программой) – содержательная часть проектов:

  1. Как омонимы отличить от многозначных слов?
  2. Чем различаются слова – синонимы друг от друга?
  3. Для чего нам нужны омонимы, синонимы и многозначные слова?

Класс был разбит на три рабочие группы:

  1. Оформила газету “Чем синонимы отличаются друг от друга?”, подготовила кроссворды, ребусы.
  2. Разработала презентацию “Как отличить омонимы от многозначных слов?”
  3. Создала веб – сайт “Для чего нам нужны синонимы и омонимы?”

Структура урока – четыре этапа:

Вступительное слово учителя, защита проектов, творческая часть, подведение итогов, домашнее задание.

Проект первой группы – презентация на тему: “Как отличить омонимы от многозначных слов?”

Презентация

Вторая группа подготовила проект – газету, защита которой проходила в сценической форме.

Текст защиты проекта 2 группы

Миша

– Что же такое синонимы?

– Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же.

Например:

Наташа

– Можно сказать красивый

Маша

– А можно сказать обаятельный, очаровательный, неотразимый

Аркадий

И что же? Они совсем не отличаются?

Павел

Нет. Они различаются оттенками значения. Например: шагать (Георгий шагает), шествовать (Аркадий шествует), семенить (Наташа семенит)

Миша

– Синонимы различаются еще и по сочетаемости с другими словами. Например: карие глаза, каштановые волосы. Наоборот не скажешь.

Маша

– Синонимы различаются и стилистически. Как сказать? “Пушкин – великий поэт?!”

Павел

– Пушкин – клевый, крутой поэт!

Миша

– И что тебе поставит учитель за такой ответ?

Аркадий

- А как появляются синонимы?

Наташа

Например, чтобы не обидеть человека, говорят, что он не толстый, а полный, плотный

Георгий

Ещё синонимы приходят из народной речи. Например: стежка – дорожка, нудный – надоедливый, слабый – хилый

Маша

– Синонимы приходят и из иностранных языков. Например: конь – лошадь, руководитель – лидер, шеф, босс

Павел

– А может и целая фраза заменить слово. Например: быстро – во весь опор, сломя голову; обманывать – вешать лапшу на уши

Георгий выходит и плачет

Миша

– В чём дело? Что случилось?

Георгий

– У меня нет синонимов. Я Дед Мороз (Санта Клаус, африканец, туркмен…)

Маша

Жалеет.

– Не плачь, успокойся, у имен собственных нет синонимов, как и у существительных, обозначающих географические названия, национальность человека

Миша

– если вы поняли, что такое синонимы, то вы быстро справитесь с нашим кроссвордом и решите наши ребусы.

2 мин. даем на решение ребусов плюс две минуты на работу с кроссвордом.

Далее выверяются ответы.

Всё, о чем мы рассказали, содержится в нашей газете под названием “Чем отличаются синонимы друг от друга?”

Третья группа учащихся подготовила веб – сайт на тему: “Для чего нам нужны в речи омонимы, синонимы и многозначные слова?”

Мы рады вас приветствовать на нашем сайте! Сайт посвящён вопросам использования омонимов, многозначных слов и синонимов в речи. Над сайтом работала группа учащихся 5 “ А ” класса гимназии № 1542 ЗАО города Москвы: 1.Бубнова Софья 2.Бокуняева Александра 3.Смирнов Никита 4.Корольченко Михаил 5.Макаровский Андрей

Веб-сайт: “Для чего нам нужны омонимы, синонимы и многозначные слова?”

  1. Домашняя страница с приветствием и кратким рассказом о содержании сайта.
  2. Вторая страница посвящена вопросам использования синонимов и омонимов в речи
  3. Вопросы и ответы. Посетив данную страницу, учащиеся познакомятся с занимательными вопросами-шутками, шарадами, основанными на явлениях синонимии, омонимии и многозначности слов.
  4. Ученическая страница содержит важный теоретический и вспомогательный материал по теме: определения основных терминов, способы различения изученных явлений и др.
  5. Учительская страница показывает, как можно использовать в речи данные явления с целью решения художественных задач.

Следующая страница была подготовлена преподавателем, на материале этой страницы проводилась творческая часть урока.

Рассмотрите авторскую правку А.С.Пушкина; мотивируйте синонимические замены слов:

1 вариант.

Жены не думают, как бы мужу угодить, а как бы понравиться офицерам. – …а как бы приглянуться офицерам.

2 вариант.

В салазки жучку посадив, себя в коня оборотив.– …себя в коня преобразив

3 вариант.

Я всё их помню, и во сне они смущают сердце мне. – …они тревожат сердце мне

Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры:

1вариант.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Эмиль Кроткий)

2 вариант.

Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

3 вариант.

Народ был, народ есть, народ будет есть.

Проверка творческой работы проводилась самостоятельно по эталонам, предоставленным учителем. Самооценка.

Домашнее задание:

Составить тексты на лингвистические темы:

  • “Способы разграничения омонимов и многозначных слов”
  • “ Чем синонимы отличаются друг от друга?”
  • “Для чего нам нужны омонимы, синонимы и многозначные слова?”

Ответы:

1 вариант.

1 задание: В слове понравиться не содержится отрицательных эмоций, оно нейтральное по стилистической окраске, а слово приглянуться подчеркивает низменность желаний женщины

2 задание:

Тронулся (лед) – стал вскрываться, ломаться

Тронулся (умом) – сошел с ума

Слово многозначное, так как общее значение “вышел из привычного состояния”

2 вариант.

1 задание:

Слово оборотив не подчеркивает игрового начала, что отличает мироощущение ребенка, а слово преобразовав именно его и содержит

2 задание:

Перья – перо из крыла птицы

Перья – инструмент, при помощи которого писали в начале 19 века, затем ручка со стальным пером

Это многозначные слова, так как есть общее значение “предмет, которым писали”

Крыло птицы (крылья)

Выросли крылья за спиной (переносное значение) – состояние духовного подъёма

Это многозначные слова, так как есть общее значение “подъём ввысь”

3 вариант.

1 задание:

Слова смущают и тревожат стилистической окраской.

Смущают, то есть соблазняют, а тревожат, то есть трогают

2 задание:

Глагол есть имеет два значения в этом предложении, между которыми нет общего значения “есть – существовать” и “есть – принимать пищу”, поэтому это омонимы.

Цитаты к уроку