Цели урока: развивать умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся (уметь анализировать, синтезировать, представлять результаты своей деятельности и хода работы)
Задачи урока: изучить и представить способы разграничения омонимов и многозначных слов; осознать и представить различия синонимов друг от друга; познакомиться со стилистической функцией данных языковых явлений в речи.
Данный урок – представление и защита работ по теме ( тема изучалась при помощи методов проектов, теме посвящено 3 урока и 3 часа дополнительных занятий). Представление и защита проектов – последний этап. Основополагающий вопрос проекта – как опознать и различить слова – близнецы? Три проблемных вопроса (предусмотренных программой) – содержательная часть проектов:
- Как омонимы отличить от многозначных слов?
- Чем различаются слова – синонимы друг от друга?
- Для чего нам нужны омонимы, синонимы и многозначные слова?
Класс был разбит на три рабочие группы:
- Оформила газету “Чем синонимы отличаются друг от друга?”, подготовила кроссворды, ребусы.
- Разработала презентацию “Как отличить омонимы от многозначных слов?”
Создала веб – сайт “Для чего нам нужны синонимы и омонимы?”
Структура урока – четыре этапа:
Вступительное слово учителя, защита проектов, творческая часть, подведение итогов, домашнее задание.
Проект первой группы – презентация на тему: “Как отличить омонимы от многозначных слов?”
Вторая группа подготовила проект – газету, защита которой проходила в сценической форме.
Текст защиты проекта 2 группы
Миша
– Что же такое синонимы?
– Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же.
Например:
Наташа
– Можно сказать красивый
Маша
– А можно сказать обаятельный, очаровательный, неотразимый
Аркадий
– И что же? Они совсем не отличаются?
Павел
– Нет. Они различаются оттенками значения. Например: шагать (Георгий шагает), шествовать (Аркадий шествует), семенить (Наташа семенит)
Миша
– Синонимы различаются еще и по сочетаемости с другими словами. Например: карие глаза, каштановые волосы. Наоборот не скажешь.
Маша
– Синонимы различаются и стилистически. Как сказать? “Пушкин – великий поэт?!”
Павел
– Пушкин – клевый, крутой поэт!
Миша
– И что тебе поставит учитель за такой ответ?
Аркадий
- А как появляются синонимы?
Наташа
Например, чтобы не обидеть человека, говорят, что он не толстый, а полный, плотный
Георгий
Ещё синонимы приходят из народной речи. Например: стежка – дорожка, нудный – надоедливый, слабый – хилый
Маша
– Синонимы приходят и из иностранных языков. Например: конь – лошадь, руководитель – лидер, шеф, босс
Павел
– А может и целая фраза заменить слово. Например: быстро – во весь опор, сломя голову; обманывать – вешать лапшу на уши
Георгий выходит и плачет
Миша
– В чём дело? Что случилось?
Георгий
– У меня нет синонимов. Я Дед Мороз (Санта Клаус, африканец, туркмен…)
Маша
Жалеет.
– Не плачь, успокойся, у имен собственных нет синонимов, как и у существительных, обозначающих географические названия, национальность человека
Миша
– если вы поняли, что такое синонимы, то вы быстро справитесь с нашим кроссвордом и решите наши ребусы.
2 мин. даем на решение ребусов плюс две минуты на работу с кроссвордом.
Далее выверяются ответы.
Всё, о чем мы рассказали, содержится в нашей газете под названием “Чем отличаются синонимы друг от друга?”
Третья группа учащихся подготовила веб – сайт на тему: “Для чего нам нужны в речи омонимы, синонимы и многозначные слова?”
Мы рады вас приветствовать на нашем сайте! Сайт посвящён вопросам использования омонимов, многозначных слов и синонимов в речи. Над сайтом работала группа учащихся 5 “ А ” класса гимназии № 1542 ЗАО города Москвы: 1.Бубнова Софья 2.Бокуняева Александра 3.Смирнов Никита 4.Корольченко Михаил 5.Макаровский Андрей
Веб-сайт: “Для чего нам нужны омонимы, синонимы и многозначные слова?”
- Домашняя страница с приветствием и кратким рассказом о содержании сайта.
- Вторая страница посвящена вопросам использования синонимов и омонимов в речи
- Вопросы и ответы. Посетив данную страницу, учащиеся познакомятся с занимательными вопросами-шутками, шарадами, основанными на явлениях синонимии, омонимии и многозначности слов.
- Ученическая страница содержит важный теоретический и вспомогательный материал по теме: определения основных терминов, способы различения изученных явлений и др.
- Учительская страница показывает, как можно использовать в речи данные явления с целью решения художественных задач.
Следующая страница была подготовлена преподавателем, на материале этой страницы проводилась творческая часть урока.
Рассмотрите авторскую правку А.С.Пушкина; мотивируйте синонимические замены слов:
1 вариант.
Жены не думают, как бы мужу угодить, а как бы понравиться офицерам. – …а как бы приглянуться офицерам.
2 вариант.
В салазки жучку посадив, себя в коня оборотив.– …себя в коня преобразив
3 вариант.
Я всё их помню, и во сне они смущают сердце мне. – …они тревожат сердце мне
Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры:
1вариант.
Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Эмиль Кроткий)
2 вариант.
Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.
3 вариант.
Народ был, народ есть, народ будет есть.
Проверка творческой работы проводилась самостоятельно по эталонам, предоставленным учителем. Самооценка.
Домашнее задание:
Составить тексты на лингвистические темы:
- “Способы разграничения омонимов и многозначных слов”
- “ Чем синонимы отличаются друг от друга?”
- “Для чего нам нужны омонимы, синонимы и многозначные слова?”
Ответы:
1 вариант.
1 задание: В слове понравиться не содержится отрицательных эмоций, оно нейтральное по стилистической окраске, а слово приглянуться подчеркивает низменность желаний женщины
2 задание:
Тронулся (лед) – стал вскрываться, ломаться
Тронулся (умом) – сошел с ума
Слово многозначное, так как общее значение “вышел из привычного состояния”
2 вариант.
1 задание:
Слово оборотив не подчеркивает игрового начала, что отличает мироощущение ребенка, а слово преобразовав именно его и содержит
2 задание:
Перья – перо из крыла птицы
Перья – инструмент, при помощи которого писали в начале 19 века, затем ручка со стальным пером
Это многозначные слова, так как есть общее значение “предмет, которым писали”
Крыло птицы (крылья)
Выросли крылья за спиной (переносное значение) – состояние духовного подъёма
Это многозначные слова, так как есть общее значение “подъём ввысь”
3 вариант.
1 задание:
Слова смущают и тревожат стилистической окраской.
Смущают, то есть соблазняют, а тревожат, то есть трогают
2 задание:
Глагол есть имеет два значения в этом предложении, между которыми нет общего значения “есть – существовать” и “есть – принимать пищу”, поэтому это омонимы.