Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. В связи с этим в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.
Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять.
Путь воспитания квалифицированного читателя чрезвычайно труден. Для этого ученики должны не просто овладеть суммой литературоведческих понятий, хотя без знания основ интерпретации текста нельзя обойтись, прежде всего, это обучение диалогу с писателем, формирование умения воспринимать художественный текст как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа, обучение самостоятельному глубокому анализу художественного произведения, умению рассуждать и желанию рассуждать. Вот поэтому во главу угла в работе по анализу художественного произведения я ставлю именно это : умение следовать за мыслью автора, думать над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самим формулировать эти проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, не соглашаться, переживать и радоваться, грустить и смеяться, быть пораженным неожиданно открывшимися истинами, но не оставаться равнодушным. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок.
С чего начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли человека, поиску ответа на предложенный вопрос.
В старших классах мной разработаны так называемые лабораторные работы по поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина. Суть творческой работы такова: перед учащимся ставится определенный вопрос- проблема, ответить на который он может после самостоятельного изучения лирики поэта. При этом использую два типа заданий: одни, в которых указываются стихи, необходимые для ответа на поставленный вопрос, другие, в которых ученик сам должен их подобрать. Подобные задания пользуются большой популярностью у школьников именно в силу того, что дают возможность проявления личностного подхода к анализу произведения. Считаю, что такие работы позволяют реализовать творческий потенциал самого учителя, ведь проблемы, предлагаемые в лабораторных работах, в основном выходят за рамки непосредственной школьной программы, на них нет глянца программной «затертости», результат ее зачастую непредсказуем, значит, особенно интересен и для учителя и для ученика, которые становятся соавторами, коллегами в их микроисследовании.
В профильном классе активно использую курсовую работу - более глубокое исследование определенной темы, определенного произведения. Самыми удачными исследованиями являются курсовые работы сравнительного характера. Так, ученицей 10 класса отлично была выполнена и защищена курсовая работа по теме «Проблема» лишнего человека» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и драме А.Вампилова «Утиная охота». В результате исследования учащаяся пришла к самостоятельным выводам о своеобразии подхода двух художников к сходной проблеме. В этом учебном году ученики 11-х классов готовят подобные курсовые проекты по следующим темам: « Мир и человек в драматургии А. П. Чехова и Б.Шоу», «Мир и человек в драматургии А.П. Чехова и Теннеси».
Важнейшей частью моей работы стало внедрение технологии междисциплинарного обучения (М Д О). Данная методика особенно эффективна в организации исследовательской и проектной работы учащихся. Связь с МД - темой реализуется на уровне межпредметного взаимодействия - через использование компьютерных технологий в изучении литературы.
На уроках русского языка также уделяю особое внимание развитию навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей учащихся. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Считаю, что лучший способ пробудить интерес к уроку - эвристическая беседа, эвристическая задача. Например, стандартное задание - вставить буквы в текст упражнения- я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы редактор, вы должны увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете, задание для своих учеников и должны отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес. На уроке позиция учеников может меняться. « Я – ученик », « я - экзаменующийся» и « я - учитель», « экзаменующий». Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют беседе.
В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется.
Изучение нового материала строю на основе логико-структурных схем, в добывании информации из которых и выстраивании ее участвует сам ученик. Это достигается с помощью пропуска слов или фраз, сокращений, символов, при этом объяснение сопровождается системой вопросов, рассчитанных на проверку степени понимания. Такой принцип работы актуален, так как детей уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Поэтому они ждут новых форм работы с учебным материалом, где могли бы воплотиться их активность, деятельный подход мышления, тяга к поиску действий. Как раз алгоритм и является упражнением для развития мыслительных способностей - главного двигателя письменной речи, произвольного внимания и осознанной устной речи. Практически каждый алгоритм «прячет» несколько привычных школьных правил, систематизированных и обобщенных. Алгоритм помогает выбрать нужную букву или знак препинания, служит тренировкой интеллектуальных способностей, повышает успешность обучения, закрепляет уверенность в себе.
Диаграмма «Уровень интеллектуальных умений учащихся»
Современный урок требует использования новых инновационных технологий.
При осмыслении орфографического или пунктуационного правила учащимися использую компьютер.
В обучающем режиме школьнику материал для наблюдений и сравнений, задания, которые готовят с самостоятельной формулировке орфографических и пунктуационных правил, привожу примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает ученика к активному включению в работу.
В ходе обучения использую программу поэтапного формирования основных орфографических умений и навыков:
- формирование орфографической зоркости;
- умение правильно квалифицировать орфограмму;
- осознанный выбор правильного написания;
- проверка правильности решения орфографической задачи.
В десятом классе в связи с переходом на профильное обучение, когда меняется состав учащихся в классах, в начале учебного года я провожу диагностическую работу в форме тестирования с целью определения уровня знаний учащихся по заданиям «А» и «В». Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они выявили пробелы в знаниях, и чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. В связи с этим учащимся прилагается приобрести не только материалы по подготовке к ЕГЭ, но и справочную литературу, словари, справочники по орфографии, пунктуации, культуре речи и орфоэпии. Пробелы в знаниях школьников фиксируются в специальной тетради. Эта информация помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.
Из ныне действующих учебников русского языка, рекомендованных Министерством образования РФ, мною выбран учебник «Русский язык» А. Д. Дейкиной, Т.М.Пахновой. Этот учебник способствует реализации современного подхода к лингвистическому образованию и решению актуальных проблем обучения.
Опорной, ключевой единицей моих уроков русского языка с использованием учебного пособия А.Д.Дейкиной является текст. Целенаправленный выбор материала создает на уроках развивающую речевую среду, что способствует подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С). Работа с текстовыми упражнениями имеет ряд явных и ярких достоинств. Она основательно расширяет масштабы творческой деятельности школьников на уроках русского языка, делает ее разноплановой, неординарной, универсальной. Ребята научились анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста; писать аннотации, рефераты, рецензии; самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа, адекватные ситуации общения и стилевым нормам, характерным для данного жанра.
В общей системе мероприятий школы по повышению качества образования, приобщения учащихся к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитии художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, соревнований, викторин, тематических вечеров, конференций, экскурсий. На протяжении нескольких лет веду спецкурсы «Культура и речь» (5 – 7 классы.); «Слово и живопись» (10 – 11 классы.); кружок «Юный корреспондент». Данные факультативные занятия способствуют созданию положительной мотивации старшеклассников к выбору профессии в гуманитарной сфере, вовлекают ребят в серьезную исследовательскую деятельность. На этих уроках ученики научились извлекать необходимую информацию из словарей, справочников, энциклопедий; использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности Интернета; анализировать литературу по определенной теме, редактировать школьные сочинения. Результаты этой работы отразились в научных докладах на школьных конференциях по русскому языку и литературе.
Мои учащиеся постоянно участвуют в лингвистических викторинах, вечерах, краевых конкурсах, пишут очерки, статьи, выпускают стенгазету « Русский язык», « Литературная карусель». Эта внеучебная деятельность требует от меня организаторского умения и педагогического мастерства.
С целью привития интереса к предмету стараюсь создавать на своих занятиях ситуацию успеха, даю возможность ученикам проявиться; поощряю фантазию, неожиданные ассоциации – словом, творю сама и учу своих учеников творить. С удовлетворением замечаю, что мои питомцы становятся коммуникабельней, душевней, они открыты, тонко чувствуют произведения искусства, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств.
Успешное решение задач, стоящих перед учителем русского языка, зависит от того, какие методики, технологии и средства обучения используются в учебном процессе, насколько эффективно происходит управление познавательной деятельностью обучающихся. Использование мною вышеописанных технологий и методик позволило достичь заметного роста качества знаний при стопроцентной успеваемости:
- 2009-2010 учебный год (русский язык) - 47%;
- 2010-2011 учебный год (русский язык) - 54%
- 2009-2010 учебный год (литература) - 69%;
- 2010-2011 учебный год (литература) - 76%
Особым показателем качества знаний являются результаты выступления учащихся на олимпиадах. Проведение олимпиад предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению творчества поэтов, писателей, различных разделов русского языка, чтения научно-популярной литературы, работы с энциклопедиями, словарями, участие в работе факультативов.
Участие школьников в предметных олимпиадах
Учебный год |
Класс |
Предмет |
Место |
2007-2008 |
10 |
Литература |
I |
2008-2009 |
11 |
Литература |
I |
2009-2010 |
10 |
Литература |
I |
2010-2011 |
11 |
Литература |
I |
Опыт работы по моей теме обобщен в школе под названием «Применение инновационных технологий на уроках русского языка». С анализом и результатом данного творческого исследования я выступала в творческой группе учителей русского языка и литературы, на методическом семинаре в коллективе, на районном МО. По этой теме проведено несколько открытых уроков внутри школы, среди учителей района, где были показаны новые формы и методы при выполнении практических упражнений. Многие преподаватели одобрили мой опыт, взяли на вооружение, и был сделан вывод об использовании инновационных педагогических технологий для повышения учебной мотивации учащихся, формировании коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций.