СТРУКТУРА УРОКА
1. Постановка целей и задач урока.
2. Вступление. Слово о писателе И.С.Шмелеве.
3. Беседа по содержанию рассказа "Егорьев день с использованием самостоятельно подготовленного учащимися материала.
4. Погружение в языковую картину рассказа путем анализа лексики (работа сопровождается просмотром презентации).
5. Выявление роли народных песен в главе "Егорьев день".
6. Подведение итогов.
7. Выполнение заданий по русскому языку и литературе по типу ЕГЭ.
8. Проверка работы.
9. Выставление оценок.
10. Запись домашнего задания.
Урок позволит получить информацию о разговорной лексике русского купеческого сословия 19 века, проследить взаимосвязь между русским языком и литературой, закрепить навыки работы с художественным текстом.
Ключевые слова:
- Художественный мир - мир, созданный автором и существующий в читательском восприятии. Это словесный, образный мир; все то, что изображено как жизнь человека.
- Поэтика (от греч. poietike techne - творческое искусство) - 1) система художественных средств и приемов, специфических для литературы как вида искусства; 2) раздел теории литературы, изучающий структуру художественного произведения и средства его создания.
- Просторечие - простая, ненормированная, разговорная речь.
- Устаревшая лексика - слова, вышедшие из активного употребления.
- Комплексный анализ - разбор художественного текста как литературного произведения и как единицы системы языка.
Цель урока: комплексный анализ главы "Егорьев день".
Задачи:
- развитие навыков комплексного анализа текста,
- углубление знаний по теме "Лексика русского языка",
- воспитание интереса к русской лексике.
Оформление урока:
- портрет И.С.Шмелева,
- презентация по рассказу "Егорьев день",
- запись народной обрядовой песни.
К данному уроку учащиеся выполняют домашнее задание по группам:
- 1 группа - дать развернутый ответ на вопрос, какая информация заключена в названии рассказа;
- 2 группа -прочитать главу "Егорьев день", выписать просторечные слова, объяснить их лексическое значение по словарю В.Даля;
- 3 группа - прочитать главу "Егорьев день", ответить на вопрос "Какова роль народных песен в этой главе?" .
- 4 группа - выписать устаревшую лексику, объяснить лексическое значение слов.
Ход урока
1. Беседа с использованием самостоятельно подготовленного учащимися материала.
- Что мы знаем о русском писателе Иване Сергеевиче Шмелеве и его романе "Лето Господне"?
И.С. Шмелев (1873 - 1950 год) родился в Замоскворечье в семье купца-подрядчика Сергея Ивановича Шмелева. Детство и юность писателя прошли в родительском доме на Большой Калужской улице. Предки Шмелева принадлежали к московским старообрядческим кругам. Учился Шмелев в частном пансионе и гимназии, где пристрастился к чтению. Он успешно закончил юридический факультет Московского университета. Был женат на Ольге Александровне Охтерлони.
По окончании университета Шмелев работал в адвокатуре, а с 1905 года начинает регулярно публиковаться в журналах. Жизнь семьи, жизнь купеческого и рабочего Замоскворечья, общая атмосфера в стране - все это влияло на формирование художественного мира писателя.
Началась Первая мировая война, в 1915 году сын Шмелева Сергей был призван в армию и отправлен на фронт. Во время гражданской войны сын Шмелева воюет в Добровольческой армии Деникина. Позднее , в 1921 году, Сергей был расстрелян большевиками.
В 1922 году Иван Сергеевич Шмелев выезжает с женой в Берлин, а в 1923 году они переезжают в Париж. Живое участие в устройстве их жизни и литературных связей принимает И.А.Бунин.
В Париже и в Булони Шмелев работает над книгой "Лето Господне".
Мы знаем, что писатель с детства был влюблен в Москву, образ Москвы он воссоздал в своем романе "Лето Господне". Этот роман пронизан любовью к отцу, к людям, окружавшим писателя в детстве. Художественное повествование идет от лица семилетнего мальчика. По жанру "Лето Господне" - это повествование в рассказах, хотя чаще его называют романом. Рассказы о праздниках через восприятие ребенка необычно красочны и зримы. Рядом с мальчиком его наставник Горкин, его родные, простые люди - жители Замоскворечья. Роман состоит из 3 частей: "Праздники", "Праздники - Радости" , "Скорби". Глава "Егорьев день" входит во вторую часть "Праздники - Радости".
Глава также входит в различные сборники рассказов Шмелева как отдельное произведение.
- О каком празднике повествуется в этой главе и что вы узнали об этом празднике? (домашнее задание 1 группы)
В главе "Егорьев день" рассказывается о весеннем Егории, который праздновали 6 мая. В "Русском земледельческом календаре" о нем говорится, что на Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, затем служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: "Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!". В некоторых губерниях этот праздник называли Юрьев день (Георгий, Егорий, Юрий - варианты имени). Это праздник пастухов. Их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде "коровок", "лошадок", "барашков" и прочих животных. Крестьяне верили, что Егорий сам, неведомо от людей, выезжает в поле на белом коне и пасет скот, охраняет его. Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить и уберечь коров, лошадей, овец: "Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь".
Существует множество поговорок об этом празднике: "Юрий на порог весну приволок", "Пришел Егорий и весне не уйти", " Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет", "Святой Георгий красную весну на красную горку пригнал".
Шмелев в рассказе создает простую и неподражаемо поэтическую картину русского быта, по- своему описывает, как встречали Егорьев день в Замоскворечье.
Молодой пастух - главный герой в этом рассказе. Он "в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим крылышком". Он пришел сказать, что завтра "погонят коровку в стадо".
Марьюшка дала ему пару яиц , а назавтра обещала яичницей накормить. В Замоскворечье пекли накануне праздника кресты и кормили печеным крестом коровку - "так уж от старины ведется, чтобы с телком была". В главе повествуется о том, как старый пастух (хозяин) уступает свое первенство молодому пастуху Ване. На зорьке в Егорьев день играл сначала на рожке старый пастух, хозяин. Играл он в последний раз, так как уже решил отойти от дел. После него заиграл Ваня.
" Рожок его был негромкий, мягкий. Играл он жалобное, разливное так, что щемило сердце:вдруг перешел на лихую-плясовую:Гришка, стоявший на мостовой с метелкой, пустился выделывать ногами. И пошла плясать улица и ухать: Смотревшая из окошка Маша свалила на улицу горшок с геранью, так ее раззадорило:".
Горкин потом пересказал мальчику песенку, которую пел народ на Егорьев день и еще добавил : " Москва этот день особо празднует: святой Егорий сторожит щитом и копьем Москву нашу:потому на Москве писан:"
В рассказе , как и в других главах "Лета Господня", множество просторечной и диалектной лексики, которая помогает автору воссоздать атмосферу праздника и передать сущность русского характера, русской души.
Просторечная лексика и ее роль : (домашнее задание 2 группы)
- Затаилась, затаить - скрыв от других, сохранить в себе.
- Будя, будет - полно, довольно, достаточно.
- Для почину, почин - начало чего-либо.
- Приверженный (человек) - преданный чему-либо, какому-то делу, верный.
- Дикие (ворота) - необработанные, грубые, из неотесанных досок.
- Жальчей - жалобнее, печальнее.
- Раздольно-весело - привольно, широко.
- Доказал-то себя - проявил себя, показал свои возможности.
- Закрутил с радости - запил, загулял.
- Разливное (играл) - широкая с переливами мелодия.
- Щемило (сердце) - сжималось сердце.
- Дробить - мелко топать .
- Ерзать и перехватывать - изменять темп и ритм игры.
- Певун - певец.
- Пустился выделывать ногами - начал приплясывать.
- Раззадорило ее - ей стало интересно.
- Пошли гурьбой - пошли толпой.
- Бойчей - быстрее.
- Шабаш - хватит, достаточно.
- Луговинка - небольшой луг.
- Воспретить - запретить.
- Шляется - бродит, ходит.
- Захаживать - иногда приходить.
- Гнулое (деревце)- погнутое, изломанное.
- Нонче - ныне, сегодня.
- Кручинушка, кручина - тягота, тоска.
- Обыкли - привыкли.
Кроме собственно разговорной лексики, в рассказе "Егорьев день" встречаются слова с яркой разговорной стилистической окраской : с нарушением произносительной нормы литературного языка. Например, в диалоге скорняка и Горкина : пондравилось (понравилось), строгой стал (строгий), стракулисты (нигилисты), бонбы (бомбы), к ихнему царю (к их царю), вьюнош (юноша), малыи робяты, с чегой-то и другие.
- Какова роль просторечной лексики в рассказе?
Как мы видим, просторечная лексика выполняет в основном характеризующую и оценочную функции. Через просторечные слова выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья, слушающих игру старого и молодого пастухов. Например, просторечные слова и выражения характеризуют Горкина, дядьку героя-рассказчика, как доброго, честного и совестливого человека.
Устаревшая лексика и ее роль: (домашнее задание 3 группы)
Устаревшая лексика используется в главе "Егорьев день" для создания портретов персонажей и для характеристики их быта.
- Лапти - плетеная обувь из лыка или мочалы.
- Порты - штаны из грубого холста, крестьянская одежда.
- Кафтан - верхнее мужское пальто обычно из сукна.
- Поярковая шляпа - сделанная из шерсти овцы.
- Подручный - пособник, помощник.
- Поддевка - безрукавый кафтанчик
- Сермяга - кафтан из некрашеного грубого сукна.
- Мироеды-мужики - богатые мужики, нанимающие работников-батраков.
- Книгочий - читатель, начитанный человек.
- Шарабан - открытая повозка с поперечными скамьями.
- Староверы (церковное) - раскольники, приверженцы старой веры.
По поводу праздника Егорьева дня молодой пастух Ваня принарядился: надел белую вышитую рубаху, синие порты, шляпу с петушьим перышком.
Отец мальчика-рассказчика по весне рад, что "повалили подряды", что мост большой строить заказали. Ваня говорит Горкину: "Никогда не бывал такой веселый, так и машет чесучевый его пиджак. Подхватит меня, потискает, подкинет под потолок, обольет флердоранжем, так, ни с чего:".
- Какова роль народных песен в главе "Егорьев день"?
Мотив русской песни - сквозной мотив в романе "Лето Господне". В песнях народ выражал отношение к миру, свои чувства и переживания.
Одну из песен пересказал мальчику Горкин. Вот она:
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет -
Выговаривает:
Выгоняйте вы скотинку
На зелену луговинку!
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малыи робяты,
Гонят стары старики,
Мироеды-мужики,
Гонят старые старушки,
Мироедовы женушки,
Гонит Филя, гонит Пим,
Гонит дяденька Яфим,
Гонит бабка, гонит дед,
А у них и кошки нет,
Ни копыта, ни рога,
На двоих одна нога!..
Это веселая обрядовая песенка. В ней отразились следующие особенности народной песни:
- нарушение произносительных норм,
- наличие множества лексических повторов,
- анафоры,
- языковая шутка,
- наличие имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
- множество аллитераций, создающих звуковой образ праздника.
Следующую песню поет пастух Ваня. В ней отразилась печальная судьба молодого пастуха. Из рассказа читатель узнает, что Ваня родом из Твери, сирота, "с мальчишек все в пастухах". Сам он тихий, душевный, кроткого нрава, только "высокий и силач". По словам Горкина, Ваня как дите. Можно сказать, что этот персонаж Шмелева из категории "русских литературных праведников". Песенка, которую поет Ваня "маленькая совсем, а на рожке играть - длинная":
Эх, и гнулое ты деревце крушинушка,
Куды клонишься - там и сломишься.
Эх, и жись моя ты - горькая кручинушка:
Где поклонишься - там и сломишься:
Песня, которую поет Ваня, рассказывает о тяжелой доле подростка-сироты, заставляет слушателей сопереживать герою песни, жалеть его. В любой народной песне заключено какое-либо поучение. Так и здесь: если будешь кланяться тому, кто сильнее тебя, то сломишься, пропадешь.
Мальчик, слушая пастуха, "много про него понимает".
- В чем по-вашему смысл главы "Егорьев день"?
В этой главе, как и во всем романе "Лето Господне", достоверно, с большой теплотой Иван Сергеевич Шмелев запечатлел народный быт и национальный характер. Герои рассказа - простые русские люди, чьи поступки и отношение к жизни говорят о духовности и глубине их чувств. Персонажи рассказа - люди поэтичные, одаренные, мудрые. Для них чрезвычайно важны родственные отношения. Их отличает чувство любви к родному дому, к Москве.
Сейчас перед русской нацией со всей остротой стала проблема сохранения культурного и духовного наследия предков. Историческая память - одно из условий выживания нации. Образцы русского разговорного языка, понимание жизни русским народом, отношение его к вере, к дому, к родной земле - все эти составляющие запечатлены в романе И.С. Шмелева.
Невозможно не согласиться с оценкой, которую дал Шмелеву известный философ И.А.Ильин: "Замечательный художник, художник страдающего и поющего сердца сказал здесь некую великую правду о России:"
2. Выполнение заданий по русскому языку ( глава "Егорьев день").
А1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Определяя значение непонятных слов,
1) мной овладели сомнения.
2) обращайтесь к словарю.
3) учитывается контекст.
4) некоторые из них оказались устаревшими.
А2. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.
1) В главе "Егорьев день" говорится о празднике, который открывал начало пастбищного сезона.
2) Роман "Лето Господне" был издан в Париже, в России отдельные главы печатались в журнале "Новом мире".
3) Радость - этим словом автор чаще всего обозначает состояние своих персонажей.
4) Егорьев день - день памяти великомученика Георгия Победоносца - отмечается 23 апреля.
Прочитайте текст и выполните задания А3 - А7.
(1) Накануне Егорьева дня Горкин наказывает мне не проспать, как на травку коров погонят, - "покажет себя пастух наш". (2) Как покажет? (3) А вот, говорит, узнаешь. (4) Да чего узнаю? (5) Так и не сказал.
(6) И вот в самый Егорьев день, на зорьке, еще до солнышка, впервые в своей жизни, радостно я услышал, как хорошо заиграл рожок. (7) Это пастух, который живет напротив, - не деревенский простой пастух, а городской, богатый, собственный дом какой, - вышел на мостовую перед домом и заиграл. (8) У него четверо пастухов-подручных(1) они и коров гоняют(2) а он только играет для почину(3) в Егорьев день(4) когда первый раз коровки на луговинку выходят. (9) И все по улице выходят смотреть-послушать, как старик хорошо играет. (10) В это утро играл он "в последний раз", - сам так и объявил. (11) Это уже после он объявил, как поиграл. (12) Спрашивали его, почему так, - впоследок. (13) "Да так: - говорит, будя, наигрался:" (14) Невесело так сказал. (15) Сказал уж после, как случилась история.
(16) И все хвалили старого пастуха, так все и говорили: "вот какой приверженный человек:а делу уступает".
А3. Какое слово или сочетание слов является основой в одном из предложений текста или в одной из частей сложного предложения?
1) Горкин наказывает мне (предл.1)
2) коров погонят (предл.1)
3) который живет (предл. 7)
4) спрашивали его (предл. 12)
А4. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.
1) сложноподчиненное
2) простое осложненное
3) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
4) бессоюзное сложное
А5. Укажите значение слова ПРИВЕРЖЕННЫЙ в предложении 16.
1) старательный
2) верный своему делу
3) умелый
4) добросовестный
А6. В предложении (7) замените придаточную часть обособленным определением, запишите обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
А7. В предл.(8) знаки препинания не расставлены. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.
- 1, 2
- 2) 2, 3, 4
- 3) 1, 2, 3, 4
- 4) 1, 2, 4
Прочитайте текст еще раз и выполните задания В1 - В6
В1. Из предложения (6) выпишите все местоимения.
В2. Укажите номера предложений с вводными словами и конструкциями.
В3. Укажите номер предложения с обособленным уточняющим обстоятельством.
В4. Из предложения (6) выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В5. Из предложения (7) выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В6. Среди предложений 1 - 7 найдите сложное предложение, которое включает неопределенно-личное. Напишите номер.
Выполнение заданий по литературе (глава "Егорьев день").
1. Назовите литературное направление, которое характеризуется достоверным изображением действительности и традиции которого отразились в романе Шмелева.
2. Укажите имя героя, от лица которого ведется повествование.
3. Как называется форма общения между персонажами, обменивающимися репликами?
4. В речи персонажей встречаются выражения: "не такая еще скотина шляется", "загодя говорил ребятам чистить скворешни". Как называется речь, выходящая за рамки литературной нормы?
5. В главе "Егорьев день" раскрыты чувства и переживания мальчика, который слушает игру пастуха. Как называется способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев?
Проверка выполненной работы.
Подведение итогов.
- Какие выводы можно сделать, проанализировав текст главы "Егорьев день"?
В чем, по-вашему, заключается своеобразие художественного мира И.С. Шмелева?
Шмелев видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни. Автор видит то, чем живет народ, что определяет его выживаемость в исторических условиях - верность православию, умение радоваться живой жизни. Мастер слова и образа, Шмелев создает незабываемые картины русского быта, русских праздников. Даже животные разделяют радость людей. Мягкий юмор - тоже неотъемлемая часть шмелевского повествования. Озаренная этим юмором, светлеет и отступает печаль и пошлость быта. Простой с виду текст Шмелева очень богат, насыщен всеми перлами живой русской речи. В романе создан особый мир жизни московской окраины 19 века, наблюдаемый глазами ребенка.
Домашнее задание.
1) Прочитайте следующую главу романа "Лето Господне", главу "Радуница", ответьте на вопросы:
- Что вы узнали, прочитав главу, о празднике Радуница?
- Почему глава начинается изображением утра и "райского света"?
- Как в семье Вани отмечали Радуницу?
- Каким показан отец Вани? Какие качества отца явились причиной несчастья?
- Как можно прокомментировать слова Горкина: "У-у, злая сила!"
- Какими цветовыми образами выражен в этой главе мотив жизни и смерти?
2) Напишите сочинение- рассуждение "Проблема сохранения культурного и духовного наследия". (Надо ли помнить о том, каким был язык наших предков, их вера и образ их жизни?) Объем сочинения - не менее 150 слов.
Список литературы.
1. Даль В.И. .Толковый словарь. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1955.
2. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи. Речи. Лекции. М., 1992.
3. Карпов И.П. Шмелев в школе. М., Дрофа, 2007.43. Смирнова М.И. Шмелев: Время и судьба // Согласие. 1991, №1.
4. Черников А.П. Проза И.С.Шмелева: Концепция мира и человека. Калуга, 1995.
5. Шмелев И.С. Избранное. М., Правда, 1989.