Цели урока: постановка комплексных задач обучения и воспитания.
- Образовательные задачи:
- сформировать умение выделять в предложении грамматическую основу;
- способствовать развитию умения определять части речи, задавать к ним вопросы, составлять словосочетания;
- способствовать развитию речи обучающихся, умению логически излагать свои мысли;
- способствовать развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию навыков графически правильного, чёткого и достаточно скоростного письма.
- Воспитание обучающихся на уроке:
- воспитание положительного интереса к предмету;
- воспитание у обучающихся навыков самостоятельного труда, самоконтроля;
- формирование ответственного отношения к делу.
Методы обучения :
- продуктивный метод – развитие мысли, синтез, обобщение (на этапе актуализации знаний);
- словесный метод – беседа (описание картин природы на организационном этапе);
- проблемный опыт – (этап постановки проблемы – для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений);
- креативный метод;
- практический метод- развитие практических умений и навыков;
Принципы обучения:
- принцип деятельности – на этапе постановки проблемы подвести обучающихся к решению ключевых задач урока, к самостоятельным действиям в новых условиях, поиску решения поставленной задачи;
- принцип психологического комфорта – создание творческой атмосферы;
- принцип непрерывности – обеспечение и создание целостной структуры урока.
Средства обучения: магнитофон, мультимедийный проектор – использование слайдов, компьютер, книга, тетрадь, орфографический словарик, слово учителя.
Содержание и структура урока
1. Организационный этап.
Слово учителя:
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Ученик:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Звучит фрагмент из «Времена года» П.И. Чайковского.
(Cлайд № 1, приложение)
Учитель читает стихотворение на фоне музыкального сопровождения.
3. Слово учителя:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель:
- О каком времени года шла речь? Как называется осень в ноябре?
- Говорят, что ноябрь – ворота зимы, сумерки года. Объясните , почему?
- Сегодня мы в гостях у осени.
4. Минута чистописания.
Учитель: Запишите в тетради число. Внимательно посмотрите на доску.
В ноябре зима с осенью борется.
- Как вы понимаете смысл написанного?
- Чем отличается предложение от слова?
- Запишите предложение, выделите в нём все ошибкоопасные места и поставьте ударение.
(Один ученик выполняет эту работу у доски с пояснением)
5. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
А) Словарная работа.
Слово учителя: Сегодня нам предстоит изучить новое словарное слово, попробуйте догадаться какое.
(Использование элемента театрализации.)
Диалог Рябинки и Гриба в исполнении обучающихся.
(Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Времена года».)
Рябинка
У осеннего ковра
Я одна, одна, одна.
Очень скучно на ветру
Рано-рано поутру…
Гриб
Нет, красавица, моя!
Среди листьев вырос я,
И любуюсь я тобой,
Алой ягодкой лесной.
Зря скучаешь, зря томишься,
Вот сейчас увидишь: птицы
Прилетят их поклевать.
Так чего же унывать!
Рябинка
Пусть летят, что за беда!-
Ягод хватит – это да!
Ну, конечно, горьковаты,
Но вкусны и мягче ваты.
Подморозил их мороз,
Сладости во вкус принёс.
Слово учителя:
-О какой ягоде шла речь?
(Cлайд № 2, приложение)
- Рассмотрите ветку рябины.
- Почему эта ягода получила такое название?
Слово учителя: Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой. «Рябые» говорили в народе. Гроздья среди резных листьев ярко, пёстро рябят.
Б) Задания.
1. Работа с орфографическими словарями (работа в парах)
Учитель: Найдите это слово в словаре, запишите и выделите орфограмму.
(Один ученик записывает слово на доске.)
2. Подберите однокоренные слова (запись на доске и в тетрадях)
Рябина
Рябинка
Рябинушка
Рябиновый
3. Выделите в словах корень, обозначьте орфограмму.
4. Запишите под диктовку предложение:
В ноябре одна ягода, да и то горькая рябина.
Учитель: Найдите в предложении словосочетание «сущ. + прилаг.», выделите главное и зависимое слова, поставьте вопрос, запишите словосочетание.
Рябина (какая?) горькая.
6. Усвоение новых знаний через постановку проблемы.
(Cлайд № 3, приложение)
прочный ночью снег ноябре выпадает в первый
Задание 1.
Слово учителя: Прочитайте слова и составьте из них словосочетания.
(Ученики выходят к доске и записывают словосочетания.)
Прочный снег, первый снег, снег выпадает, выпадает в ноябре
Слово учителя: Проверим, правильно ли мы составили словосочетания?
Самопроверка
(Cлайд № 4, приложение)
Задание 2.
Слово учителя: В каком из этих словосочетаний заключена законченная мысль?
Если в словосочетании есть законченная мысль, то как его можно назвать?
Снег выпадает.
- Какими частями речи эти слова? (сущ. +глагол)
- Составьте предложение правильно и запишите его.
(Запись у доски)
В ноябре первый прочный снег выпадает ночью.
- Уберите из предложения сочетание «снег выпадает». Что вы заметили?
В ноябре первый прочный ночью.
Является ли эта запись предложением? Почему?
- Что можно сказать о сочетании «снег выпадает?»
Запишите это сочетание:
(что?) Снег (что делает?) выпадает.
7. Обобщение силами обучающихся.
Слово учителя: Мы с вами выделили главные слова в предложении, центр предложения. Как вы понимаете значение слова центр?
Слово учителя: Центр - это срединная часть, например, центр города, торговый центр. И, оказывается, такой центр (главная часть) есть в предложении.
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
(Cлайд № 5, приложение)
Грамматический центр предложения
Главные члены предложения
Грамматическая основа предложения
Слово учителя: Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке ?
8. Физминутка.
Слово учителя: Нам пора отдохнуть. Представьте, что вы осенние листочки.
(Звучит отрывок из «Времена года» П.И. Чайковского, обучающиеся хором произносят слова и выполняют движения)
Листопад.
Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.Руки подняли и показали: это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем:
Крылья сложили назад.
9. Первичная проверка понимания (выработка умений переноса знаний).
Слово учителя: Сейчас мы поработаем по учебнику.
Задание 1.
Упр.89 стр.56
- Во 2,3,4 предложениях найти грамматическую основу, записать с вопросами.
(У доски работают 3 ученика.)
2 предложение: (кто?) Грачи (что сделали?) улетели.
3 предложение: (что?) Рябина (что делает?) мокнет.
4 предложение: (кто?) Ласточка (что сделала?) примчалась.
(Проверка осуществляется по рядам: 1 предложение проверяет 1 ряд и т.д.)
Слово учителя: Что мы называем грамматической основой? (вывод формулируется обучающимися).
Слово учителя: Мы сегодня в гостях у осени. Как себя ведут поздней осенью животные в лесу? Как они готовятся к зиме?
10. Закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа:
Задание 1.
Упр. 90 стр.57 (составление предложений о животных и птицах)
1 уровень сложности - Записать предложение по схемам (выполняется основной частью обучающихся)
2 уровень сложности (для сильных обучающихся)
Работа на компьютере - в парах (4 человека)
Задания:
- Выпишите грамматические основы из предложений
На траве в тени лежала роса. Рядом стоял куст черноклёна. Нарядный, он весь сиял под холодным осенним солнцем. - Выпишите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно, исправь ошибку.
А) Ночью над рекой опустился туман.
Б) Вода в бухте отражала скалы.
В) Шелестит плющ у балкона. - Какой частью речи являются однородные члены грамматической основы.
Каждую осень улетают в тёплые края журавли, дикие гуси, грачи, скворцы, жаворонки.
А) глагол
Б) имя существительное
В) имя прилагательное
(коллективное обсуждение полученных результатов)
Задание 2.
(Cлайд № 6, приложение)
Осенью на деревьях … давно … .
Слово учителя: Является ли эта запись предложением?
Что нужно сделать, чтобы появился смысл?
(Cлайд №7, приложение)
Осенью на деревьях листья давно облетели.
Слово учителя: Какой вывод мы можем сделать?
11. Подведение итогов урока.
- Оценивание ответов обучающихся;
- Выделение самых активных обучающихся;
- Оценка урока обучающимися.
12. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
(Cлайд № 8, приложение)
Слово учителя: Рассмотрите иллюстрацию. Дома вы должны будете составить предложения по картине и выделить грамматическую основу.
(Каждому обучающемуся раздаётся маленькая копия отсканированной репродукции.)
1 уровень сложности.
- Составить 3 предложения по картине, выделить грамматическую основу.
2 уровень сложности.
- Составить рассказ по картине, выделить грамматическую основу.