Класс: 9 – общеобразовательный.
Тип урока: сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи.
Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области).
Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны.
Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении.
Методы познавательные: эвристическая беседа и лекция.
Способ познания: индуктивно-дедуктивный.
Средства обучения:
УМК под редакцией доктора философских наук, профессора В.В.Бабайцевой и доктора философских наук, профессора Л.Д.Чесноковой:
- В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9 классы.
- Русский язык. Практика. 9 класс под редакцией Ю.С.Пичугова.
- Дидактический материал – предложения с прямой речью из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края;
- Обобщающая таблица по синтаксису;
- Портреты М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского…
- Выставка книг этих поэтов и писателей.
Цели урока
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями для знакомства с косвенной речью;
б) познакомить с основными способами передачи чужой речи с разрывом; с косвенной речью.
2. Практические:
а) закрепить (старое) умение расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;
б) сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью.
3. Общепредметные:
а) воспитывать
* интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного края и любви к малой родине, к отчему дому;
* языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
* нравственные качества школьников (понимание значимости малой родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним, эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;
б) развивать разные виды памяти(слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к прозе отечественных писателей.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Чужая речь – это высказывания
других лиц, ф включённые в авторское
повествование Из учебника теории Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачёв |
Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.М.Тютчев |
Берегите эту землю, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко |
ХОД УРОКА
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Содержание проверки и опроса | Методы и приёмы проверки |
|
Опрос индивидуальный и фронтальный с самостоятельными примерами из домашней работы |
( по домашнему заданию) |
Чтение и комментирование предложений с прямой речью, диалогом, вводными конструкциями, используя предложения из домашней работы ( предложения о природе родного края, об экологии) |
|
Вопросы учителя: – Можно ли из составленных дома предложений построить текст? Каким образом? Доказать свою точку зрения. |
|
Вопросы учителя: – Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края? – Что особенно понравилось в их высказываниях? – О какой экологической проблеме заставляют они задуматься? – Как, по-вашему, разрешить эту проблему? – Какова ваша роль как Человека на земле? |
Обобщение проверки домашнего задания. Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего задания
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Краткое сообщение целей урока;
обращение к эпиграфу, записанному на доске.
2. Эвристическая беседа по предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.
1) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин. Чувство родины – основное в моём творчестве.
2) Без Ясной Поляны любил повторять Л.Н.Толстой не было бы ни меня, ни моих сочинений.
3) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, что природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.
4) Человек по словам М.М.Пришвина – это часть природы, его нельзя разлучить с ней.
5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.
– В чём особенности структуры каждого предложения?
– Как можно решить пунктуационную задачу?
– Дать определение чужой речи и ответить, каким способом передана чужая речь в данных предложениях?
– В чём состоит цель изучения структуры таких предложений?
(См. эпиграф справа)
– Какие мысли и чувства вызвали строки? Какие душевные струны затрагивают?
– Какие строчки эпиграфов урока отражают эту тему? Дать отзыв.
(См. эпиграф справа)
3. Работа по Практике 9 кл. и Теории 5-9 кл.
а) Анализ схемы учебника практики №242 стр.117.
б) чтение теории 5-9кл. §217.
4. Небольшая лекция о способах выражения чужой речи и знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.
Исторический комментарий о причинах и времени появления пунктуации в русском языке.
Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка встречается осмысленное употребление точек (они ставились между словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике” (1755 г.)
Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова (1771г.) и др.
И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки (“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его известном труде “Русское правописание” (1885г.)…
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Обобщение и систематизация на основе таблицы, розданной учащимся. Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.
Способы передачи чужой речи |
|
С сохранением формы и содержания | Без сохранения всех особенностей речи говорящего |
1)перед словами автора “П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а. 2)после слов автора А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…” 3)с разрывом “П, – а, – п. (?) (!) (…)” “П, – а. – П. (?) (!) (…)” “П? – а. – П. (?) (!) (…)” “П! – а. – П. (?) (!) (…)” – П? – а А: – П.П! – П? – П! П. П… |
I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные ) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ]. |
Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!” |
[– =], (что – =). [ +++, – = …] |
2. Репродуктивные упражнения:
анализ и графическое оформление записанных под диктовку предложений.
- “Тихая моя родина, – писал в своём очерке Василий Белов, – ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.”
- “Липа – дерево важное, – говорил Егор, шагая по заросшей лесной дороге. – Она в прежние– то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.” (Б. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”)
- “Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает? – с горечью восклицает В.П.Астафьев в повествовании “Царь-рыба”. – Она в воде ходит, и заплачет, так мокра не видать, кричать она не умеет – это точно! Если б умела, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя ревели б.”
– Объясните роль метафоры в данном предложении.
– О какой пользе липы говорит Егор Полушкин своему сыну?
– Какую проблему затрагивает писатель в этом предложении?
3. Репродуктивно-продуктивные упражнения
Индивидуальные карточки
Задание: запись предложения в виде прямой речи и замена прямой речи косвенной при индивидуальном консультировании учителя
- Карточка №1.
- Карточка №2
- Карточка №3.
- Карточка №4.
- Карточка №5.
- Карточка №6.
- Карточка №7.
- Карточка №8.
- Карточка №9.
- Карточка №10.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
(М.Ю.Лермонтов)
Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.
(М.Ю.Лермонтов, “Княжна Мери”)
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клён перед костром зари.
(С.А.Есенин)
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
(С.А.Есенин)
Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, – такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить… Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами – прямо благодать!
(И.С.Тургенев о Спасском-Лутовинове)
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзкам, а к белым сказкам моей земли. (В.Белов, “На родине”)
Срединная наша Россия предстаёт у Бунина в прелести серых дней, покое полей, дождях и туманах, а порой в бледной лучезарности, в тлеющих закатах.
(К.Г.Паустовский)
Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи…
(А.П.Чехов, “Дядя Ваня”. Слова доктора Астрова)
Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало, заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками… и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте. (В.П.Астафьев)
4. Оценка ответов учащихся.
IV. ОБОБЩЕНИЕ
Вопросы учителя к учащимся:
– В каких местах нашего села, района, страны вам нравится бывать?
– Какое время года вы по-особенному чувствуете?
– Какими красками изобразили бы вечернюю зарю и заходящее солнце?
– Какого цвета ночное небо?..
– Ощущали ли вы запахи луговых трав, берёзовой рощи, хвойного леса?
– Вспомните советы Николая Рыленкова – согласны ли вы с утверждением, что в природу надо “всматриваться” и “вслушиваться”?
– Каким бы хотелось вам видеть родное село лет через десять?..
V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составить текст-рассуждение с элементами повествования, описания на тему урока; определите тему, цель, стиль предстоящей работы.
( Работа выполняется на отдельных листках, которые сдаются после урока)
VI. ИТОГИ УРОКА
Рефлексия: “Чему же я научился сегодня?”
Оценка деятельности учащихся
Обобщение. Отметки.