Разработка урока "Что значат ваши имена?"

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с происхождением и историей русских имен, обсудить результаты исследований учащихся о значении и происхождении их имен.

Задачи:

  1. Накопление знаний о происхождении и значении русских имен.
  2. Развитие речи учащихся, увеличение словарного запаса.
  3. Развитие умения аналитического сравнения слов.
  4. Развитие коммуникативных навыков учащихся.
  5. Формирование толерантного отношения к разным формам языковой культуры.
  6. Повышение общекультурного уровня учащихся.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Присутствие личных имен в языковой культуре устного народного творчества.
  • Пословицы и поговорки об именах. Работа с игровым материалом о пословицах.
  • Крылатые выражения, использующие личные имена.
  1. Славянские имена и их значения.
  2. Новый период наречения христианскими именами.
  3. Именные параллели.
  4. Представление исследовательских работ учащихся. Сочинения об именах.
  5. Имена в музыкальной и песенной культуре. Музыкальный конкурс “Послушай фонограмму”.
  6. Демонстрация рисунков.
  7. Закрепление знаний. Тест.
  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: словари, карточки со словами, распечатка с лексическим значением слова “святцы”, фонограммы песен, экспозиционный стенд с литературой, рисунки учащихся на тему “Что значит мое имя?”, портреты Гомера, о. Павла Флоренского, А.Ф. Лосева.

Методические приемы: слово учителя, сообщения учащихся, активизация мышления посредством выполнения творческих заданий, использование межпредметных связей с литературой, ИЗО, музыкой, историей, древними языками; защита рисунков, исследование происхождения и значения имен.

Ключевые слова и выражения: имена собственные, имена иноязычного происхождения, славянские имена, крещение Руси, наречение именем, древние языки, древнееврейский язык, латынь церковнославянский язык, древне-греческий язык, имена-характеристики, православные имена, святцы, именные параллели, тезка.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о наших именах. Мы узнаем, как, когда и почему появились имена, которые мы носим. Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных русских имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена.

Обратите внимание на эпиграф, написанный на доске. Прочитаем его вслух.

Ученик зачитывает эпиграф к уроку.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Гомер

Учитель: Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления о именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера?

Ученик: Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку.

Учитель: Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка.

Посмотрим, какие имена есть у нас в классе. Поднимите вверх карточки с именами, которые вы написали на предыдущем уроке.

Как много у нас в классе красивых разных имен, но есть среди вас и те, у кого имена одинаковые. Поднимитесь, пожалуйста, Оли, Марины, Саши, Димы.

Как же мы называем людей, носящих одно и то же имя?

Ученик: Тезки.

Учитель: Найдите в словаре и зачитайте лексическое значение слова ТЕЗКА.

Ученик: Тезка – человек, носящий одинаковое с кем-нибудь имя.

Учитель: Запишите это слово в тетради, запомните его написание и лексическое значение.

Это слово происходит от древнерусского слова “теза” и имеет ту же основу, что и “тъзъ” (запись оформляется на доске). Это слово имело значение “равный, одинаковый”. Форма эта является образованием от местоимения “тъ” (запись на доске), сравнимой по значению с местоимением “тот” с помощью частицы “зъ” (на доске).

Придумайте и запишите предложения со словом “тезка”.

Выслушиваются ответы двух – трех учеников.

Продолжение статьи

Приложения