Цель: познакомить учащихся с происхождением и историей русских имен, обсудить результаты исследований учащихся о значении и происхождении их имен.
Задачи:
- Накопление знаний о происхождении и значении русских имен.
- Развитие речи учащихся, увеличение словарного запаса.
- Развитие умения аналитического сравнения слов.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
- Формирование толерантного отношения к разным формам языковой культуры.
- Повышение общекультурного уровня учащихся.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Присутствие личных имен в языковой культуре устного народного творчества.
- Пословицы и поговорки об именах. Работа с игровым материалом о пословицах.
- Крылатые выражения, использующие личные имена.
- Славянские имена и их значения.
- Новый период наречения христианскими именами.
- Именные параллели.
- Представление исследовательских работ учащихся. Сочинения об именах.
- Имена в музыкальной и песенной культуре. Музыкальный конкурс “Послушай фонограмму”.
- Демонстрация рисунков.
- Закрепление знаний. Тест.
- Подведение итогов урока.
Оборудование: словари, карточки со словами, распечатка с лексическим значением слова “святцы”, фонограммы песен, экспозиционный стенд с литературой, рисунки учащихся на тему “Что значит мое имя?”, портреты Гомера, о. Павла Флоренского, А.Ф. Лосева.
Методические приемы: слово учителя, сообщения учащихся, активизация мышления посредством выполнения творческих заданий, использование межпредметных связей с литературой, ИЗО, музыкой, историей, древними языками; защита рисунков, исследование происхождения и значения имен.
Ключевые слова и выражения: имена собственные, имена иноязычного происхождения, славянские имена, крещение Руси, наречение именем, древние языки, древнееврейский язык, латынь церковнославянский язык, древне-греческий язык, имена-характеристики, православные имена, святцы, именные параллели, тезка.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о наших именах. Мы узнаем, как, когда и почему появились имена, которые мы носим. Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных русских имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена.
Обратите внимание на эпиграф, написанный на доске. Прочитаем его вслух.
Ученик зачитывает эпиграф к уроку.
Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
Гомер
Учитель: Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления о именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера?
Ученик: Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку.
Учитель: Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка.
Посмотрим, какие имена есть у нас в классе. Поднимите вверх карточки с именами, которые вы написали на предыдущем уроке.
Как много у нас в классе красивых разных имен, но есть среди вас и те, у кого имена одинаковые. Поднимитесь, пожалуйста, Оли, Марины, Саши, Димы.
Как же мы называем людей, носящих одно и то же имя?
Ученик: Тезки.
Учитель: Найдите в словаре и зачитайте лексическое значение слова ТЕЗКА.
Ученик: Тезка – человек, носящий одинаковое с кем-нибудь имя.
Учитель: Запишите это слово в тетради, запомните его написание и лексическое значение.
Это слово происходит от древнерусского слова “теза” и имеет ту же основу, что и “тъзъ” (запись оформляется на доске). Это слово имело значение “равный, одинаковый”. Форма эта является образованием от местоимения “тъ” (запись на доске), сравнимой по значению с местоимением “тот” с помощью частицы “зъ” (на доске).
Придумайте и запишите предложения со словом “тезка”.
Выслушиваются ответы двух – трех учеников.