Класс: 5
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
- Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
- Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
- Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Ход урока
1. Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, подписываем число (тринадцатое апреля), классная работа. Строчку, где должна быть записана тема, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему вы попробуете сформулировать сами.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно "Сказка про краски".
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Жёлтым. Синим. Красным.
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.
Скажите, ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом поможет? Почему?
Молодцы! Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Как она будет звучать, какие есть варианты?
Замечательно! Запишите тему в тетради "Имя прилагательное как часть речи". (Я пишу на доске).
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Чередование гласных в корне слова).
Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).
2. Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Всё, к чему прикасается прилагательное, преображается удивительным образом. Был, например, гриб. Попробуйте его описать.
А теперь прикоснулась к нему художница-прилагательное кистью. Каким стал гриб? (Красный, ядовитый, несъедобный, яркий, нарядный, заметный).
Мы сейчас назвали приметы (или черты), по которым признаем мухомор. Что же обозначает имя прилагательное? (признак предмета).
Обращаемся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте предложенные примеры и определите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам посовещаться в парах и прийти к единому мнению.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой).Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
(И. Токмакова).
Правильно, вопросы какой, чей.
А сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из комедии Фонвизина "Недоросль". Обратите внимание, как недалёкий Митрофанушка объясняет, что такое имя прилагательное. (сценка)
Ребята, а вы как думаете, к чему прилагается имя прилагательное? (К существительному).
Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, попросим Надю П. рассказать нам сказку, да не простую, а грамматическую.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа. "Что, если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?" - догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе - и дружба!
Скажите, ребята, как вы поняли эту сказку? Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что значит согласуется, подберите однокоренные слова. (соглашение, согласен).
3. А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ.
КАФЕ, КОФЕ, КОЛЬРАБИ, ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, МОЗОЛЬ.
4. И ещё один очень важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом предложения является имя прилагательное. На доске (и задание №2 карточки) записано предложение, в котором вам нужно найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Посовещайтесь в парах и подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Свежий воздух тих и прозрачен.
Да, действительно, имена прилагательные являются определениями и сказуемыми.
5. Физкультминутка.
Упражнение для рук и головы.
Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).
А теперь встали, и Лена К. предложит вам небольшую разминку.
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
6. А поскольку мы отдохнули, то сейчас я предлагаю вам выполнить задание №3. Вместо пропусков вы вставляете нужные слова или словосочетания и, таким образом, у нас появится готовое правило об имени прилагательном.
Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________.
Зачитайте, что у вас получилось.
А теперь откроем учебник на стр.93-94 и сравним правило с нашим выводом.
Читаем по пунктам и разбираем, все ли признаки прилагательного мы назвали?
7. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, попросим Артёма Р. рассказать о происхождении слова прилагательное.
Прилагательное (лат.) - "нечто прибавленное, приложенное". Дословный перевод с греческого языка - эпитет.
С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто объяснит, что это такое? Правильно, это яркое образное определение. Так где чаще всего используются прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту - стихотворению С. Есенина: см. задание №4)
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.
Какую картину природы вы себе представили? Как вы понимаете эпитеты роса жемчужная, озеро серебряное, блёстки алые?
То есть использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?
8. А сейчас, ребята, очень ответственная работа! См. задание №5. (читаю текст). Вам предложен текст. Тем, у кого карточка жёлтого цвета, нужно вставить на месте многоточий необходимые по смыслу прилагательные, для этого вы используете примечание и прилагательные можете взять оттуда. У кого карточка зелёного цвета, прилагательные, которые нужно вставить, придумываете сами, а у кого карточка фиолетового цвета, необходимо самим вставить прилагательные и текст озаглавить, но чтобы в названии тоже было имя прилагательное.(Смотри Приложение1)
9. А сейчас, поскольку урок близится к концу, скажите, что нового вы узнали об имени прилагательном как части речи?
Внизу карточки нарисуйте смайлик как результат вашей сегодняшней работы (всё ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?)
Улыбка - всем доволен и всё понял, недовольное лицо - остались вопросы.
Оценки.
10 Домашнее задание: учить стр.93-94, упр. 822 или сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном (на отдельном листке).