Цель занятий: систематизировать знания учащихся о тексте, совершенствовать умение анализировать исходный текст и умение строить по нему сочинение - рассуждение.
Оборудование урока: Демонстрационный вариант ЕГЭ, таблица "Критерии оценивания части С", рекомендуемые книги.
Занятие№1. Вводное
. Задание С - сочинение-рассуждение по исходному текстуЛекция учителя по плану:
А) Какова структура задания 3(С)?
Б) Как оценивается задание С?
В) Рекомендации для успешной подготовки.
2. Комментарии к рекомендуемой литературе:
- Г.Т. Егораева. Русский язык. Выполнение части 3(С) Теория. Москва. Экзамен. 2005.
- Г.Т.Егораева. "Практикум 3(С). Москва. "Экзамен". 2011.
- Т.А. Долинина. Как писать сочинение на ЕГЭ. Алгоритм подготовки части С. Москва. Айрис -пресс. 2008.
- Ю.Н. Гостева, В.В.Львов. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. Москва. Экзамен. 2010.
3. Организационная часть: 1) завести тетрадь, 2) файловую папку, 3) пользоваться цветными ручками.
Занятие№2. Построение сочинения-рассуждения
Учитель: Итак, мы приступаем к непосредственным занятиям по подготовке к сочинению-рассуждению. Любое сочинение - это текст. И он строится по определенным законам. Как получается текст? Перечислите признаки текста.
Ученик: Есть тема, основная мысль, смысловая, грамматическая связь между предложениями. Присутствуют 3 смысловые части:
1. Вступительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть. Текст имеет смысловую законченность.
Учитель: Значит, в любом сочинении должны быть 3 части. Как строится сочинение-рассуждение?
Ученик:
1. Тезис (какое-либо утверждение)
2. Доказательство:
- аргумент№1
- аргумент№2
3. Вывод.
Учитель: Теперь вставим такое построение в общий план сочинения. Какое построение и сколько абзацев в нашем сочинении получится? Посмотрите таблицу критериев. Как мы должны строить собственное высказывание. Получится вот такой план сочинения:
- Вступительная часть.
- Постановка проблемы.
- Комментарий к проблеме.
- Позиция автора ( тезис нашего сочинения)
- Позиция ученика.
- Литературный аргумент.
- Аргумент из жизни.
- Заключение.
Значит, идеальное сочинение должно состоять из 8 абзацев.
Д.З. Найти в тексте все части (каждый получает свой вариант текста).
Занятие №3. Вступительная часть сочинения
Оборудование: Таблица "Виды вступлений к сочинению". Памятка
Учитель: Объем экзаменационного сочинения минимально 150 слов. Какой должна быть при этом вступительная часть? Минимально это з предложения. Есть разработанные 16 видов вступления. Познакомимся с ними (Приложение №1).
Памятка "Подсказка на экстренный случай"
* Начинайте сочинение с ответа на вопрос: как вы могли бы охарактеризовать этот текст? Что это - публицистика, научно - популярная статья, рассказ, эпизод из жизни или художественное описание?
* В 1 предложении определите стиль, в котором автор привлекает читателя к размышлениям над вопросом:
* Если не уверены, что все поняли, есть смысл начинать: " В этом тексте речь идет о:
* Если совершенно ничего не приходит в голову, то посмотрите В8, возможно там есть идея, от которой можно оттолкнуться.
Д.З. Написать 5 вариантов вступления на любой текст.
Занятие№4.
Практическое. Работа над вступительной частью сочиненияОборудование: Текст, таблица "Виды вступлений".
Учитель: Прочитаем текст (приложение №2).
Учитель: Чтобы написать вступительную часть сочинения, нам необходимо определить тему, основную мысль, проблему текста. Важно понять и авторскую позицию.
Ученик: Тема текста - о чести, об умении держать данное слово.
Основная мысль - понятие чести не может устареть, потому что честь - нравственное чувство. Учитель: Как обозначить проблему?
Ученик: Проблема сохранения понятия "честь", проблема верности своему слову.
Учитель: Итак, мы должны написать вступительную часть сочинения-рассуждения по проблеме чести. Подумайте и выберете наиболее подходящие варианты из таблицы.
Учащиеся пишут свои варианты. Каждый вариант анализируем. Читаем образцы.
Образцы:
Что такое честь? Это важнейшее нравственное чувство. Честь - нравственный стержень человека. Может ли это понятие устареть? О том размышляет автор статьи Д. Гранин. Проблема чести - одна из главных в его тексте.
Что такое честь! Не наблюдается ли подмена этого понятия другим, более высоким? Не устарело ли понятие чести? Над этими вопросами раздумывает в своей статье известный писатель Д.Гранин.
Д. Гранин - известный писатель, общественный деятель. Автор многих произведений, среди которых "Иду на грозу", "Картина". Награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" 3степени. Вопросы порядочности, чести волновали его всегда. В одной из бесед с В.В.Путиным он говорил, что морально человек должен чувствовать свою честь и совесть, "обязан сохранять свою порядочность и свое честное имя". Эта его статья тоже о чести. Проблема сохранения чести - одна из основных в этом тексте.
"Честь - это внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Так утверждал Шопенгауэр, философ и мыслитель. Пожалуй, стоит разгадать это высказывание. Я думаю так: я поступаю по совести - это честь, а поступаю я по совести, потому что у меня есть нравственный стержень - честь. Это нравственное чувство не может быть утрачено - его нужно беречь. Так утверждает и Д.Гранин, автор этого текста.
Я стремлюсь быть человеком чести. Думаю, природа подарила нам это чувство. И наша задача - не утратить его. Нужно научиться беречь свою честь. К таким мыслям пришел и известный писатель Д.Гранин в своей статье.
Д.З. - напишите другие варианты вступлений к проблеме чести.
Занятие №5. Формулировка проблемы исходного текста (К1)
Учитель: Проблема - это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это главный вопрос, на который он пытается найти ответ. Нужно найти в тексте основную проблему. Основная - это та,
*которая стала объектом раздумий автора
* к которой неоднократно возвращается
*по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Проблема может быть поставлена в виде вопроса. Необходимо упомянуть фамилию автора. Слово "проблема" должно прозвучать. Она формулируется либо как вопрос, либо проблема + существительное в родительном падеже. Например, автор предложенного текста затрагивает проблему милосердия.
ПРОБЛЕМА автором может быть:
*поставлена
*изложена
*рассмотрена
*выдвинута
*затронута
*поднята
* сформулирована
*исследована
*проанализирована.
ПРОБЛЕМА может быть:
*злободневной
*актуальной
*острой
*важной
*серьезной
*основной
*назревшей
*неразрешимой
*наболевшей
*главной
*сложной.
2. Практическая часть урока. Прочитаем текст. (Приложение 2)
Учитель: Мы уже определили проблематику текста. Сформулируем основную проблему.
Пользуясь памяткой, сформулируйте проблему и запишите.
ПАМЯТКА
В тексте
- исследуется
- анализируется
- поднимается
- затрагивается
- рассматривается:
Проблема (чего?) (родительный падеж)
- нравственного выбора
- экологии
- милосердия:
Ученик:
* В тексте Д. Гранина рассматривается проблема сохранения чести.
* В своем тексте автор поднимает серьезную нравственную проблему - проблему сохранения чести.
* Может ли устареть понятие чести? - вот главная проблема статьи писателя Д.Гранина.
Учитель: Продумайте переход от вступительной части к проблеме. Запишите варианты.
Образцы:
1. Д. Гранин - известный писатель, общественный деятель. Автор многих произведений, среди которых "Иду на грозу", "Картина". Награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" 3степени. Вопросы порядочности, чести волновали его всегда. В одной из бесед с В.В.Путиным он говорил, что морально человек должен чувствовать свою честь и совесть, "обязан сохранять свою порядочность и свое честное имя". Эта его статья тоже о чести. В ней он рассматривает важную нравственную проблему сохранения чести.
Я стремлюсь быть человеком чести. Думаю, природа подарила нам это чувство. И наша задача - не утратить его. Нужно научиться беречь свою честь. Об этом заставляет задуматься статья Д.Гранина. Автор поднимает в ней проблему сохранения чести.
Д.З. написать несколько вариантов вступление + К1
Занятие №6. Комментарий к проблеме (К2)
Цели: 1. Совершенствовать умение анализировать текст 2. Способствовать развитию творческих способностей 3. Научить комментировать проблему исходного текста.
Оборудование: текст на каждого учащегося, памятка, образцы комментария
Ход урока
1. Учитель: комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос. Какая она, эта проблема: философская, нравственная, политическая, экологическая или историческая. Насколько глубоко разработана. Какими речевыми средствами пользуется автор?
Например, для научно-популярного текста характерна логичность; у публицистического текста свои особенности: оценочность, призывность. Анализируя художественный текст, необходимо отметить, что автор создает зрительные образы.
В процессе комментирования не подойдут ни пересказ, ни цитирование. Проще поразмышлять над вопросом, связанным с текстом:
Памятка
- кому адресован ( узким специалистам, молодежи..)?
- как можно оценить степень актуальности
- как автор подходит к решению проблемы
- на каком жизненном материале строится текст
- типична ли ситуация, изображенная автором
- какое впечатление производит на читателя
- есть ли слова в необычном употреблении, которые остановили внимание, и благодаря которым автору удалось привлечь внимание читателя, донести до него свои мысли.
Комментировать проблему можно двумя способами:
От частных фактов к формулировке проблемы
От формулировки проблемы - к комментарию.
2. Прочитайте текст (Приложение 2)
3. Учитель:
Назовите основные вопросы, которые волнуют автора
Ученик: это вопросы чести, умения быть верным данному слову
Учитель: какие проблемы поднимает автор? Какая - главная?
Ученик: главная- проблема сохранения чести. Именно по ней заявлена позиция автора.
Учитель: Как вы думаете, актуальна ли проблема сегодня? К какой тематике вы отнесли бы эту проблему?
Ученик: это нравственная проблема, и я считаю, что она актуальна. Мы часто не задумываемся, как поступаем в тех или иных ситуациях. Наверное, жизнь наша была бы совершенно иной, если бы каждый поступал по чести.
Учитель: Как автору удалось привлечь наше внимание к этой проблеме?
Ученик: Во-первых, автор обращается к читателю риторическим вопросом. Во- вторых, он дает очень яркий пример того, как можно сохранить свою честь. А.П.Чехова и В.Г.Короленко мы знаем как наичестнейших людей своей эпохи. Это люди, которые никогда не шли на сделку со своей совестью. Об одном из их поступков и пишет автор. А в конце текста Д.Гранин глубоко иронизирует над теми, кто не умеет держать данного слова.
Мне кажется, умение быть верным своему слову тоже дело человека чести.
Учитель: Используя весь материал, составьте комментарий к проблеме.
Образцы:
* Комментируя эту проблему нельзя не отметить уверенность и твердость автора. У него нет сомнений в том, что у каждого из нас чувство чести - врожденное. Чтобы передать свои чувства и мысли автор использовал риторические вопросы. И эти предложения заставляют читателя задуматься. А затем следует яркий пример того, как можно сохранить свою честь и достоинство. Поступки хорошо известных нам людей говорят о том, как важна была для них честь. Читая Д.Гранина, убеждаешься в том, что чувство чести, собственного достоинства - естественное человеческое чувство и нужно научиться беречь его.
* Думаю, статья Д. Гранина адресована всем нам, молодым людям, которым стоит задуматься о себе, о своих поступках. Ведь в ней затронута очень важная нравственная проблема. Считаю, что это актуальнейшая проблема для тех, кто хочет идти по жизни с высоко поднятой головой, то есть с чувством собственного достоинства. Используя риторические вопросы, автор призывает читателя не сомневаться в том, что чувство чести есть у всех. Нужно только беречь его.
Д.З. написать вступление, К1, К2 по этому тексту.
Занятие №7. Практическое
Оборудование: Текст, памятки, таблицы: "Виды вступлений", "Критерии оценивания части С".
Учитель: прочитайте текст (Приложение 3)
2. Работа по тексту:
Учитель: О чем текст?
Ученик: Этот текст о том, как Д.Гранин собирается писать о честных и мужественных людях. Приводит имена будущих героев своей книги.
Учитель: что же хочет нам сказать автор, какова основная мысль текста?
Ученик: Основная мысль звучит в последнем предложении.
Учитель: как бы вы сформулировали проблему текста?
Ученик: В начале статьи автор сам пишет, что он хотел бы написать о благородных, порядочных людях, людях, обладающих честью. Поэтому я бы обозначил основную проблему как проблему чести и порядочности.
Учитель: Есть ли по этой проблеме позиция автора.
Ученик: Это последнее предложение текста. Автор утверждает, что рассказывать о талантливых, честных, порядочных людях - одно удовольствие.
Учитель: Приступим к работе над сочинением. Нам предстоит написать вступительную часть, К1, К2.
Рабочие материалы:
Тема - примеры честных людей и честных поступков
Проблема - чести
Основная мыль = позиция автора - Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях.
Образец:
"Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец", - этот яркий афоризм принадлежит В. Шекспиру. Мне кажется это точная иллюстрация к статье Д. Гранина. Ведь для иного человека вопрос чести - вопрос жизни. Человек поступает так, как велит его совесть, как велит его чувство долга. Его дела и поступки исходят из сердца. Он не думает о какой-либо выгоде для себя. Иначе поступить он не может.
Д. Гранин рассказывает нам именно о таких людях. В пример он приводит личностей, которых мы хорошо знаем. Сам автор пишет, что написал бы о них книгу, книгу чести. Основную проблему его статьи я бы обозначила как проблему чести.
Статья эта заставила меня совершенно по - другому взглянуть на жизнь и деятельность , например, Ч. Дарвина, К. Тимирязева. Ведь учебники биологии не говорят о личности ученых, больше говорится об их открытиях. Автор приводит нам примеры удивительного великодушия, порядочности. Хотя все личности знакомы читателю, автор называет не просто их фамилии и инициалы, а пишет полностью их имена, фамилии и отчества. Это знак огромного уважения автора. Для определения их поступков он употребляет прилагательное в превосходной степени - благороднейшие.
Д/з Закончить работу.
Занятие №8. Определение позиции автора (К3)
Оборудование: Текст, памятка.
Учитель: Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Это отношение автора к обсуждаемой проблеме. Может выражаться прямо ( научный, деловой, публицистические тексты), но и в подтексте ( художественный и публицистические тексты). Смотрите "Памятку" (Приложение 4)
Практическая часть урока. Прочитайте текст. (Приложение 3) Определите позицию автора. Как она выражена?
Ученик: Это публицистический текст, и в нем авторская позиция выражена прямо. Это последнее предложение текста: автору доставляет удовольствие рассказывать о талантливых, честных и порядочных людях.
Учитель: изложите позицию автора, используя разные клише.
Д\з напишите по данному тексту фрагмент сочинения: вступление, К1, К2, К3.