Цели:
- Повторить понятия род и число имён существительных
- Познакомить с формами только единственного и множественного числа имён существительных
- Повторить взаимосвязь слов в предложении
- Продолжить обучение работе со словарями (словарь трудностей, толковый словарь)
- Продолжить работу над правильностью речи
- Развивать речь учащихся
Вступление.
Дети здороваются с гостями. Это учителя школы, родители учеников и родители будущих учеников нашей школы.
Сегодня у нас необычный урок. В классе присутствует много гостей. Мы постараемся показать все свои знания по теме "Имя существительное" и поговорим о культуре речи, о правильном использовании слов в речи.
1. Орфографическая пятиминутка.
Дети записывают словосочетания под диктовку.
(2 ученика выполняют данную работу на откидных досках.)
- лесной шалаш
- луч солнца
- полевая мышь
- золотая рожь
- звёздная ночь
- прилетел грач
- На какое правило были даны данные словосочетания?
Дети разбирают по составу слова лесной, полевая, звёздная, прилетел (из предыдущего задания).
(2 ученика выполняют работу на откидных досках.)
- Почему надо писать слова правильно?
(Чтобы речь была понятной)
- Хорошо ли вы понимаете, что значит слово правильно? Проверьте себя по словарю.
К какому словарю обратимся? (толковый словарь, учебник, с.62)
Вывод. Для того чтобы писать слова правильно, надо не только знать правила корня, приставок, суффиксов. Надо знать и особенности частей речи.
2. Дети выполняют морфологический разбор имён существительных.
(2 ученика выполняют работу на откидных досках)
1 в - у озера
2 в - к реке
(Пример образца разбора.
1. у озера - у чего?, обозначает предмет, изменяется по падежам - имя существительное
2. начальная форма - что? озеро
3. постоянные признаки - средний род
4. употреблено в единственном числе, родительном падеже)
3. У имени существительного есть грамматическая категория, которая никогда не изменяется. Это род имени существительного.
- Назовите, какого рода может быть имя существительное.
- Как мы можем определить род имени существительного?
Дети записывают слова в три столбика по родам.
(Дети выходят к доске по очереди и записывают слова в 3 столбика, объясняя свой выбор.)
Вещь, врач, какао, глушь, семья, пальто, одежда, кенгуру, грабли, метро, рояль, калач.
- Какое слово оказалось лишним?
- Почему слово грабли оказалось лишним?
(Род имени существительного можно определить только в единственном числе)
- Для чего важно уметь определять род имени существительного?
(Чтобы правильно согласовывать слова друг с другом, правильно писать слова, чтобы была правильная и понятная речь.)
- Написание каких слов связано с правильным определением рода имени существительного?
(Дети возвращаются к первому заданию и приводят примеры: вещь, врач, глушь, рояль, калач)
Вывод: Существительные женского рода на шипящий согласный имеют на конце мягкий знак, существительные же мужского рода на шипящий согласный мягкого знака на конце не имеют.
- Всегда ли легко определить род имени существительного?
Для этого нам поможет "Словарь трудностей" (учебник с.65)
Это полезно знать.
В русском языке заимствованные слова сохраняют род, которые они имели в иностранном языке.
Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду,
сальто, шасси, домино - к среднему,
а слово шаль - к женскому роду.
Существительное кофе - мужского рода. Но те, кто говорит чёрное кофе, молотое кофе, тоже не делают ошибки. "Орфоэпический словарь русского языка" признаёт допустимым употребление этого слова как существительного среднего рода.
Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком.
В своей сказке А.П.Пушкин пишет: "Лебедь белая плывёт".
- Почему? Ведь имя существительное лебедь в русском языке мужского рода. (Дети дают свои ответы.)
4. Тема нашего урока "Учимся правильно употреблять слова".
Правила бывают не только орфографические.
В речи надо соблюдать и правила употребления слов, правила их связи друг с другом, правила построения предложений.
Списать, заполнить "окошки" в окончаниях, указать род имён существительных.
- талантлив: дитя (ср.р)
- знаменит.. фамилия (ж.р.)
- р.скошн.. пальто (ср.р)
- Назовите неизменяемое имя существительное.
- Какие ещё неизменяемые имена существительные вы знаете? (метро, кофе, кашне, кашпо, такси, шоссе, фортепиано)
- Почему эти имена существительные относятся к группе неизменяемых?
(Несклоняемые имена существительные не имеют падежных форм, у этих слов не выделяются окончания. Грамматические значения отдельных падежей по отношению к таким существительным выражаются синтаксически, например: выпить кофе, купить кешью, романы Дюма.
К несклоняемым существительным относятся:
1) многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю, -а (соло, кофе, хобби, зебу, кешью, бра, Дюма, Золя);
2) иноязычные фамилии, обозна-чающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный (Мишон, Саган);
3) русские и украинские фамилии на -о, -их, -ых (Дурново, Крутых, Седых);
4) сложносокращенные слова буквенного и смешанного характера (МГУ, МВД, завкафедрой).
Синтаксическая функция несклоняемых существительных определяется только в контексте.
Морж спросил у Кенгуру (Р.п.):
Как выносишь ты жару?
Я от холода дрожу!
- Кенгуру (И.п.) сказал Моржу.(Б. Заходер)
Кенгуру - несклоняемое существительное, обозначает животное, мужской род, в предложении является дополнением и подлежащим.
Вывод: в русском языке есть группа неизменяемых имён существительных.
Прослушивание урока "Неизменяемые существительные" с диска "Радионяня. Весёлая грамматика"
Дети анализируют ошибки, допущенные учениками, и ещё раз повторяют правило написания неизменяемых имён существительных.
- В форме какого числа стоит слово пальто?
- Назовите его форму множественного числа.
(Данное имя существительное не имеет формы множественного числа.)
- Назовите другие имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.
(молоко, листва. дружба, жара, сметана, Кавказ)
Вывод: есть группа имён существительных, которые имеют только форму единственного числа.
4. У имени существительного есть две формы числа - единственное и множественное.
- Но на все ли имена существительные распространяется это правило?
Дети выполняют Упр.531 в тетради на печатной основе.
Надо исправить ошибки, которые допущены в тексте учеником. Над словами-командирами надо указать нужную форму числа.
- острая ножница
- упала грабля
- санка съехала
- семья встретились
- детвора играли
- молодёжь веселились
- одежды промокли
- Чего не знал мальчик о словах?
- Назовите имена существительные, у которых нет формы единственного числа.
(ножницы, грабли, санки, очки, брюки)
Вывод: в русском языке есть группа имён существительных, у которых есть только форма множественного числа.
5. Правильность, понятность речи определяется также умением выражать свои мысли предложениями.
На доске записаны слова: изгородь, плющ?, зелён.., плотно, обвивал?.
Дети составляют из слов предложение, решают орфографические задачи, выполняют синтаксический разбор, выписывают пары слов.
Один ученик выполняет данную работу на доске. Он объясняет выбор пропущенных букв.
Зелёный плющ плотно обвивал изгородь.
- плющ обвивал
- ___________________________
- плющ (какой?) зелёный
- обвивал (что?) изгородь
- обвивал ( как?) плотно
Вывод: в предложении слова согласуются друг с другом в роде и числе.
6. Существуют определённые правила построения предложений. Соблюдать их не всегда просто.
Дети выполняют упр.532 в тетради на печатной основе.
Необходимо найти ошибки, исправить, определить род и падеж имён существительных, в которых были ошибки. Работа выполняется в тетради на печатной основе.
- Из.под п.льта у девочки выглядывал котёнок.
- Я учусь играть на пианине.
- Мы поедем встречать на метре.
- Вот какой у меня новый вещ? !
- Из?под пола выбежал маленький мыш?.
- Лоша.? - очень красивый животный.
- У меня к ча.ке есть и новое блюдца.
- Какой сильный в.юг на улице!
- Назовите два имени существительных, в которых ошибка при определении рода ведёт к орфографической ошибке.
7. Бывают и лексические ошибки при незнании правильного значения слов. Чтобы избежать таких ошибок, надо пользоваться толковыми словарями.
Упр. 533 (учебник)
В данном упражнении даны три примера ошибок дошкольников. Необходимо найти ошибки и исправить их.
Василиса Прекрасная ехала на тройке лошадей в золотом корыте.
Можно мне сегодня надеть легковое пальто.
Я так люблю картофельное перо!
- Какие ошибки допустили дети?
- Однокоренные или просто похожие слова спутали дети?
Дети объясняют значения слов: карета, корыто, лёгкий, легковой, пюре, перо.
(Лёгкий - незначительный по весу.
Легковой - предназначенный для перевозки пассажиров, багажа.
Карета - закрытый со всех сторон четырёхколёсный конный экипаж на рессорах.
Корыто - большая продолговатая посудина для стирки белья.
Пюре - протёртая масса из овощей, фруктов, ягод. )
8. Подведение итогов.
- Что мы называем правильной речью?
- Какие ошибки, кроме орфографических, могут встречаться в устной и письменной речи?
На уроке мы вспомнили о категориях рода и числа имени существительного,
о том, что неправильное определение рода у имени существительного может привести к орфографическим ошибкам,
О неизменяемых именах существительных,
Об именах существительных, которые имеют только форму единственного или множественного числа,
О согласовании частей речи в предложениях и словосочетаниях, о правильном лексическом употреблении слов,
Об использовании словарей.
Литература.
1. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко "К тайнам нашего языка" (учебник 3 класса)
2. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Тетрадь на печатной основе. 3 класс 3 ч
3. Г.Александрова "Занимательный русский язык" ("Тригон" Санкт-Петербург 1997 с 441-442)
4. Интернет http://www.traktat.com/language/book/sush/nosk.php
5. Аудиокомпакт-диск "Радионяня. Весёлая грамматика"