Глагол – самая сложная единица лексической системы языка и в то же время центральная единица этой системы. Глагол всегда называет процесс, действие и таким образом является основной единицей языка, представляющей действительность как движение и, посредством своих грамматических категорий, относящей эту действительность ко времени и субъектом и или объекту действия.
Тематическая группа «глаголов говорения» очень широко представлена в русском языке, так как именно эти глаголы отражают важнейшую потребность человека- потребность общения. Эти глаголы, как правило, обладают сложной семантической структурой, они чаще всего многозначны, и с этой их особенностью связаны так называемые «оттенки значений» и употребление в текстах различных стилей.
Тематическая группа «глаголов говорения» чрезвычайно востребована в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и учебной. Высокая частотность употребления глаголов говорения делает данное исследование особенно актуальным.
Материалом исследования послужили тексты учебников «Русский язык» 5-6 классы, авторы С. И. Львова и В. В. Львов.
Цель исследования: анализ глаголов говорения в научных и художественных текстах учебников.
Задачи исследования: выбрать из научных и художественных текстов лексику, входящую в тематическую группу «глаголов говорения», определить их стилистическую принадлежность и «оттенки значений» этих глаголов в текстах разных стилей.
В исследовании анализируются материалы «Русского семантического словаря» указанной тематической группы глаголов, представлена классификация глаголов говорения, их семантические группы и подгруппы.
При работе с материалами учебников исследуется частотность употребления глаголов говорения в научных и художественных текстах, особенности лексических значений глаголов и их функционирование в текстах разных стилей.
В заключение работы содержится вывод об особенностях реализации различных значений глаголов данной тематической группы в зависимости от стилистической принадлежности текста.