Методические разработки уроков русского языка в 9-м классе с применением компьютерного тренажера "Фраза"

Разделы: Русский язык


Специфика образовательного компонента русский язык определяется социальными функциями русского языка, являющегося средством общения и воздействия, познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщение к рациональной культуре русского народа, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Иными словами, учащиеся должны овладеть коммуникативной компетенцией (навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся); овладеть языковедческой компетенцией (освоить знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, сформировать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; овладеть культуроведческой компетенцией, то есть осознанием языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа).

Достижение указанных целей осуществляется мной в процессе совершенствования языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе более глубокого изучения тематического материала за счет использования современных технологий, в том числе компьютерных.

Например, при изучении темы “Бессоюзное сложное предложение” раздела о языке “Синтаксис” в 9 классе работу я планирую с компьютерной поддержкой. Для этого можно использовать возможности обучающей компьютерной программы “Фраза” ГУРУ СОФТ 2001, система упражнений которой не противоречит логике упражнений, содержащихся в учебном комплексе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой (этот учебный комплекс является основным в моей работе). Это будет выглядеть так:

1-ый урок. Работа с компьютерным тренажером “Фраза” по теме “Двоеточие в сложном предложении”, варианты 525,526.

Задача: понять логику постановки знака “двоеточие” и знака “тире”.

Система работы: учащиеся ставят знак, предлагаемый им компьютером, задают вопрос от одного предложения к другому, если это возможно, пробуют пользоваться алгоритмом действий. Учитель осуществляет индивидуальный подход, контролирует деятельность каждого ребенка, помогает ему в случае затруднений.

Домашнее задание: работа над ошибками. Прочитать №216 пособия “Русский язык. Теория. 5-9” под ред. В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой по теме “Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них”.

2-урок. На основании материала №216, а также подсказок из пособия Т.Ю.Угроватовой “Подсказки на каждый день” 9 класс за 11 полугодие (стр.17,18,24,37) и материала программы “Фраза” по теме “Двоеточие в сложном предложении” из вариантов 525,526 составляем опорный сигнал под названием “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”. Учитель работает вместе с детьми, затем работы сверяются. Выглядит сигнал примерно так:

Бессоюзное сложное предложение

БСП

ставятся

; : , -

Если части предложения самостоятельны

Если одно из предложений осложнено

:

Второе предложение объясняет первое (можно подставить “а именно что”)

Во втором предложении причина того, что произошло в первом (можно подставить “потому что”)

Второе предложение дополняет первое (можно подставить “что” и “что увидел”)

,

Если что-то происходит последовательно (можно подставить “а потом что”)

Если что-то происходит одновременно (можно подставить “и это, и то”)

-

Во втором предложении неожиданный результат

Быстрая смена событий

Во втором предложении противопоставление (можно подставить союз “а” или “но”)

Если в первом предложении время действия второго предложения (можно подставить союз “когда”)

Если в первом предложении условие того, что совершается во втором (можно подставить союз “если”)

3-урок. Индивидуальная работа с компьютерной программой “Фраза” (темы “Запятая в сложном предложении”, “Двоеточие в сложном предложении”, “Тире в сложном предложении”), во время которой учащиеся выписывают примеры в тетрадь, опираясь на условия выбора пунктограмм, отраженные в опорном сигнале.

Домашнее задание: дописать примеры в опорный сигнал из разных справочных материалов.

4-й урок. Анализ работ учащихся (групповая работа и индивидуальная). Самостоятельная работа – № 168, 169, 170 из “Подсказок на каждый день” 9 класс за 11 полугодие. Взаимопроверка. Выборочная проверка учителем.

Домашнее задание: выучить материалы опорного сигнала, понять логику постановки знака.

В 9-х классах, где я работала, я следовала этому планированию и практическая отработка знаний, умений и навыков показала довольно высокий уровень обученности в тех классах, где применялся комплексный подход в решении учебных задач с применением компьютерной программы “Фраза”.

Главной задачей современного педагога я считаю формирование интеллектуально-нравственной атмосферы. Нужно увлечь детей тем, что интересует тебя, сделать их сопричастными труду. Работая вместе с ними, помочь каждому проявить свою индивидуальность. проявить свою индивидуальность.