Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Весна"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель урока: проверка и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: запись на доске текста веснянки; запись стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»; миниатюра М.Пришвина «Рождение звука»; видеоролик «М.Пришвин»; диск «Этюд»; иллюстрации картин К.Ф.Юона «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень».

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений; индивидуальные сообщения; анализ иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»; работа со словарями; письмо по памяти; анализ текста стихотворения, миниатюры; сочинение-описание иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, - о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники, повторим и закрепим знания, полученные на уроках русского языка и литературы. В начале урока проведем лексико-орфографическую работу со словом «весна».

- Давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно все вместе.

 - Что слышится вам в этом слове?

Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.

- Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь.

Весна от «веселый»

- Подберите однокоренные слова к слову «весна». К какому словарю нам лучше обратиться?

Словообразовательный словарь.

Запись в тетрадях: весна – веснушка, веснянка, веснушчатый.

- Давайте разберем по составу данные слова.

- Вспомните пословицы, поговорки о весне.

Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. В марте курица из лужицы напьется. Весна красна цветами, а осень пирогами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Весна красна, да холодна.

- А сейчас загадки о весне.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)

Только снег в лесу сошел,
Я голубеньким расцвет. (подснежник)

- Какое у вас представление о весне?

Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. Весна – это победа солнца, света. Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них – зеленые листочки.

- А чем пахнет весна?

Талым снегом, первой водой, цветами.

2. На доске записан текст веснянки, русской народной песни

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

- Прочитайте про себя, а потом вслух.

 - Есть ли обращение в тексте?

весна

- А какое это предложение по цели высказывания?

побудительное

Задание: заучить текст и записать его по памяти.

Проверить у 2-3 учащихся: читают вслух и знаки препинания говорят.

3. Прослушивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды», положенное на музыку.

- Какова интонация стихотворения?

Бодрая, жизнерадостная.

- Каким рисует весенний день Тютчев?

- Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

Брег-берег; гласят – голосят, поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные Е, О.

- Кто такие гонцы?

Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы – это весенние воды, они предвещают наступление весны.

- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?

Глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие.

Задание: выпишите эти глаголы.

- Назовите эпитеты в стихотворении.

Брег сонный, молодая весна, тихие, теплые, майские дни, румяный, светлый хоровод.

- Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

Логическое ударение- это выделение слов в предложении интонацией.

Задание: прочитать стихотворение выразительно.

- А теперь мы прочитаем известные вам стихотворения о весне. Помните об интонациях, о паузах, о логическом ударении.

А.Н.Майков «Весна»; А.Н.Плещеев «Весна»; Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…».

- А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю диск и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, на речку.

Диск «Этюд»

- Ребята, какие звуки у весны?

Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.

- Обратимся, ребята, к лирической миниатюре писателя М.Пришвина «Рождение звука». В начале несколько слов о самом писателе М.Пришвине.

Видеоролик «М.Пришвин»

Чтение статьи М.Пришвина «Рождение звука»

- Как описано здесь утро года?

- Какие краски преобладают в этой миниатюре?

Светлые, рыжие.

- Как же рождаются звуки весны, ее голос?

Задание: составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры.

Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.

- Как М.Пришвин распространяет эти предложения?

С помощью эпитетов.

- Какой эпитет нашел писатель для слова «весна»?

Стремительная

- А какой еще она может быть?

Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и т.д..

4. Работа по иллюстрациям К.Ф.Юона

- Давайте, ребята, рассмотрим репродукции картин художника К.Ф.Юона.

Рассказ учителя о художнике и иллюстрации картины К.Ф.Юона «Весенний солнечный день»

Интерес к истории, к родной природе появился у Константина Федоровича Юона еще в детстве. Их семья жила на тихой окраине Москвы, в Лефортове. Потом К.Юон окончил училище живописи, и почти сразу же на московских выставках начала 20 века заявил о себе как художник, которого интересует пейзаж и прошлое Руси. К.Юон выступал на выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников». К.Юон понимал историю, как живое прошлое, органично вошедшее в современность. Потому он так любил матушку Москву с ее сорока сороками церквей, шумным гомоном пестрой толпы. К.Юон писал в Сергиевом посаде, Ростове-Ярославском, Пскове, Новгороде. К.Юон восхищался мощью и красотой белокаменных соборов, привольным пейзажем. Русская природа в его искусстве - величественная, торжественная. И наиболее привлекательным жанром был для него пейзаж, который становился очень чуткой, гибкой формой выражения отношения мастера к миру, к событиям современности.

Картиной, воплощения ликования жизни и света стала «Весенний солнечный день» (1910 г.). Мир воспринимается полным веселости и бодрого душевного задора. Многоплановая композиция картины ведет взгляд зрителя в глубину пространства – перед ним открывается панорама Сергиева посада, залитого солнечным светом. Играющие дети, женщина в шушуне, вышедшие из дома девушки в цветных душегреях, залюбовавшиеся красотой весеннего дня, грачи на деревьях наполняют картину какой-то озорной неугомонностью, предчувствием обновления природы. К полотну К.Юона весьма уместно подходят меткие по своему поэтическому определению пришвинские слова – «весна света». К.Юон вводит нас в мир праздника пробуждения природы, жизни. Единство природы и людей захватывает цельностью и органичностью. Цветовые пятна, как радостная весенняя капель, определяют настроение всего полотна. В «Весеннем солнечном дне» К.Юон от конкретного изображения местности поднимается до значительного лирического пейзажа – картины, несущего в себе образное представление о родном крае.

Сообщение ученика об иллюстрации картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (1929 г.)

Вся картина пронизана солнцем и ослепительно белым снегом с глубокими синими тенями. В картине мы видим угол деревянного дома, с выложенной поленницей, стройные березы, молодые сосны и вдалеке – заснеженные косогоры, лес. Стоят последние зимние дни и яркое, уже теплое солнце вот-вот растопит оседающий снег. На улице гуляют куры. Радуясь теплу и солнцу, ребята отправляются в одну из последних прогулок на лыжах. Четкое выделение изображаемых предметов как бы раздвигает раму картины, подчеркивает просторы пейзажа. Яркие, светлые краски придают ей праздничность.

Сообщение ученика на тему «Весна – любимое время года»

Скоро наступит весна. Сначала начнет таять снег. От яркого солнца на крышах повиснут ледяные сосульки. Весной все оживает. Громче щебечут птички. На проталинах появляются первые цветы. На деревьях набухают почки, а из них распускаются первые клейкие листочки. Зелень весной яркая. Все рады приходу весны. Муравьи просыпаются и начинают строить муравейник. Птички прилетают из дальних стран. Я люблю весну, потому что это время оживления природы.

- Сегодня мы более подробно остановимся на иллюстрации картины К.Юона «Мартовское солнце». Что изобразил художник на картине?

Изображена деревянная улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими быстро мчащимися облаками.

- Как пейзаж связан с жизнью человека, его трудом?

На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.

- Что вы видите в центре картины?

Стройные белоствольные березы, от деревьев падают длинные синеватые тени.

- Что вы видите на крышах домов?

Они покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз.

- А каким изобразил художник небо?

Оно большое-большое, без конца и без края.

- Ребята, а солнце есть на картине?

Нет, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.

- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение?

Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-розового. Такие цвета помогают художнику передать весеннее, радостное настроение.

- Каковы же ваши, ребята, впечатления от картины?

Казалось бы, ничего красивого нет, а между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенной будничный день.

Сообщение ученика об иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце» (1915 г.)

В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца. В картине изображается деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися белыми облаками. Пейзаж не существует сам по себе, он тесно связан с жизнью человека, его трудом, и не случайно художник изображает на переднем плане двух деревенских ребятишек на лошадях. Эти ребятишки сразу наполняют картину жизнью – и пейзаж весь преображается.

5. Сочинение-описание по иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце».