Школьная психологическая служба
-
Программа психологического сопровождения работы педагогического коллектива "Развитие субъектности педагога" 2009
Программа разработана на базе МАОУ прогимназия № 108 (г. Улан-Удэ) и успешно апробирована в практике различных ОУ. Программа позволяет предотвратить профдеформации педагогов, учитывает специфику женского коллектива.
-
Профессиональная ориентация школьников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов 2009
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5–6-х классов, связанное с темой «Профессии», в котором расширяются представления детей о такой профессии, как цветовод.
-
Воспитательное мероприятие "Чтобы не было беды" 2009
Представлен сценарий проведения турнира знатоков пожарной безопасности.
-
Методы снятия нервного напряжения у педагогов 2009
Сейчас много говорят о методах снятия нервного напряжения у педагогов. Надеюсь, что материал, который я вам предлагаю, будет для вас интересным. Данный семинар предполагает активное участие учителей в его проведении и подготовке. Для семинара мною были продуманы рабочие листы и создана презентация. В заключение даны некоторые рекомендации по проведению семинара, № 2, т.к. есть вероятность того, что учителя ваших школ, так же как, и учителя моей школы захотят продолжить работу по данной теме.
-
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие по городам и странам" 2009
Одно из важных условий в сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога - это создание у ребёнка установки на успех. Форма проведения интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда, на наш взгляд, достаточно эффективна. Дети на таких занятиях работают с большим интересом и с повышенной активностью. На них предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника.
-
Коммуникативные игры "Давайте поиграем!" (занятие с дошкольниками) 2009
Основная задача – предупреждение нарушений в общении детей со сверстниками. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем. Коммуникативные игры и упражнения учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают дошкольникам чувствовать друг друга, стимулируют проявление внимания к сверстнику. Эти игры могут быть полезны воспитателям, родителям, психологам. Их можно использовать на детских праздниках, развлечениях, досугах, прогулках, семейном отдыхе, в психопрофилактической и коррекционно-развивающей работе психолога.
-
Программа по профессиональному определению воспитанников в условиях школы-интерната "Дорога в жизнь" 2009
Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, прививается интерес к труду.
-
Советы психолога участникам конкурса "Учитель года" 2009
В данной работе представлены советы, которые помогут подготовиться к публичному выступлению. Предложены упражнения для развития педагогической интуиции и снятия напряжения.
-
Занятие психолога "Учимся доверию" для учащихся 11–12 лет 2009
Система психологических занятий для учащихся 5-6-х классов позволяет детям познать себя, успешно пройти процесс адаптации к обучению в среднем звене, узнать о возможностях человека, личных резервах, определить свое место в структуре межличностных взаимоотношений, выработать умения и использовать полученные знания в жизни. Наглядная, образная форма подачи материала вызывает большой интерес не только к себе, но и психологии как науке.
-
Учимся общаться и регулировать конфликты 2009
В современных школах и семьях огромное значение придается развитию уровня интеллекта, но необходимо вести работу по повышению уровня эффективного общения, умения управлять своими чувствами и эмоциями, обучать навыкам владения собой, разрешать конфликтные ситуации. В статье предлагается опыт использования стратегии разрешения конфликтных ситуаций, которая призвана помочь участникам ценить индивидуальность каждого, критически анализировать себя и свои поступки, осознать значимость общения, научиться бесконфликтному общению, тем самым воспитывая в себе качества толерантной и гармоничной личности.
-
Развивающее занятие по предшкольной подготовке на тему "Моя семья" 2009
Представленные занятия являются продолжением программы "Добрая школа" (начало опубликовано в 2007-2008 учебном году). Они направлены на выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в 1-й класс. В ходе проведения занятий активно используется оборудование сенсорной комнаты.
-
Становление культурно-образовательной позиции у младших школьников (на примере факультатива "Сказочное творчество") 2009
В настоящее время большое значение приобретает исследование проблемы становления человека как субъекта собственного развития. Активная позиция человека в отношении своего культурно-образовательного потенциала должна быть оформлена на начальных этапах школьной жизни. Поэтому для школьных психологов важной является разработка программ, сопровождающих младших школьников и предоставляющих им возможность приобретения опыта творческой деятельности в виде создания культурных продуктов с опорой на ресурс развития, приобретённый в учении.
-
Психологическое занятие для учащихся 10–12 лет специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Как справиться с плохим настроением" 2009
Дети с проблемами здоровья чувствительны и уязвимы к изменениям в процессе контакта с другими людьми, испытывают трудности адекватного выражения своего эмоционального состояния. На фоне этого у них наблюдаются резкие перепады настроения, беспокойство, напряжение, раздражительность. Негативные переживания не могут быть выражены ими в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Данное занятие направлено на обучение учащихся с проблемами здоровья адекватным способам разрядки психоэмоционального состояния.
-
Специальное коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2009
Специальное коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2-м классе относится к разделу программы "Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предмета". Тема взаимосвязана с уроком математики, поэтому не сложна для понимания детей. Занятие разработано в игровой форме "Путешествие на поезде", что позволяет заинтересовать детей в начале и активизировать их работу на протяжении всего занятия. Структура построена так, это в ходе занятия приходится возвращаться к пройденному этапу, что позволяет развивать наблюдательность, внимание и память. На каждом этапе подобраны такие задания, цель которых включает в себя решение и образовательных, и коррекционных задач.
-
Авторско-составительская программа социально-психологической развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста "Гармония" 2009
Дошкольный возраст предполагает не только овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становление базовых свойств личности: самооценки и образа "Я", эмоционально-личностной сферы, нравственных ценностей и установок. Действительно, маленькие дети находятся в "плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Обучая ребенка "взгляду со стороны", мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.
-
Взаимодействие школьных специалистов в коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников 2009
Проблема нарушения чтения и письма у младших школьников - одна из актуальных для школьного обучения, т.к. и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися. Нарушение чтения и письма чаще всего проявляется на фоне определённых расстройств в развитии таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление. Коррекционная работа, направленная на преодоление данных нарушений, это единое целое в работе логопеда, психолога и учителя.
-
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников 2009
Психологическое сопровождение в предпрофильном и профильном обучении имеет большое значение. Для того чтобы выбор профиля обучения был осознанным, продуманным, ученикам необходима информация о собственных психологических особенностях, склонностях, качествах, которые необходимо корректировать. В свою очередь, администрации школы и педагогам, ведущим предпрофильное и профильное обучение, необходима информация о запросах учеников, их интересах, потребностях, способностях, чтобы вносить коррективы в программы обучения, вводить новые курсы, учитывать психологические особенности учеников, способствовать психологическому и личностному развитию.
-
Эффективные приемы общения 2009
Повышение коммуникативной компетенции учащихся 15-17 лет. Занятие-тренинг проходит в рамках большого блока «Общение» в объединении "Школа Молодого Психолога" центра "Салям" г. Уфы.
-
Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов" 2009
Предлагается разработка одного из занятий для учащихся 2-го класса по развитию познавательной деятельности. Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет удерживать внимание учеников и делает работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. В результате коррекционно-развивающей работы ребята достигают значительных успехов в своём развитии и применяют знания и умения в учебной деятельности.
-
Занятие "Азбука делового человека, или Специалист в оригинальной упаковке" 2009
Профориентация - это не отдельные мероприятия, это система психологических, социальных мероприятий, помогающих личности выбрать профессию с учетом её желаний и возможностей, а также с учетом потребностей общества в кадрах по данной профессии. Урок дает учащимся представление о самих себе, тайм-менеджменте, деловом имидже, профессиональных качествах.
-
Психологические технологии на уроках психологии. Занятие "Лесные истории" (Методология использования метафорического повествования) 2009
Метафорическое повествование позволяет детям получить позитивный опыт переживания сложных жизненных ситуаций. Применение психотехник при использовании метафорического повествования: рисование по мотивам сказки; проигрывание сказки; творческая работа по мотивам сказки (анализ, рассказывание сказок, сочинение сказок) – усиливает педагогический эффект занятия. Занятие на примере авторской сказки.
-
Заседание круглого стола старшеклассников на тему "Болезни легче предотвратить, чем лечить" 2009
Такие мероприятия проводятся с целью профилактической работы за здоровый образ жизни подросткового поколения, формируя негативное отношение к различного рода вредным привычкам.
-
Занятие для старшеклассников "Семья и законы" 2009
На занятии учащиеся знакомятся с содержанием заключения брачного договора, учатся раскрывать содержание имущественных отношений супругов; развивать память, логическое мышление, диалоговую речь; воспитывать уважительное отношение друг к другу; углубить понимание собственных ожиданий от брака.
-
Роль мониторинга в психологическом сопровождении обучающихся школы 2009
В психологическом сопровождении обучающихся школы мониторинг играет большую роль, его данные обеспечивают контроль за динамикой психического развития обучающихся. Главное назначение мониторинговой деятельности в школьной психологической службе - не сравнение обучающихся друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка, отслеживание психического развития каждого ученика.
-
Программа элективного курса по психологии для учащихся профильных классов "Выбор профессии — выбор жизненного пути" 2009
Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Выбирать профессию следует с учётом профессиональных интересов, способностей к тому или иному виду деятельности, перспектив её востребованности на рынке труда. Однако профессиональное образование не гарантирует трудоустройства. Для решения вопроса об устройстве на работу и обеспечении своего карьерного продвижения необходимо учитывать особенности рынка труда и собственные возможности.
-
Урок общения для детей с легкой степенью умственной отсталости "Мой характер" 2009
"Уроки общения" - это практический курс обучения умственно отсталых детей школьного возраста основам коммуникации. Содержание предлагаемого занятия предусматривает развитие у умственно отсталых детей и подростков необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.
-
Большая психологическая игра "Дом наших отношений" 2008
Игра разработана для школьников 5-9-х классов общеобразовательной адаптивной школы. Целью игры является сплочение коллектива, активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе, формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе. Опыт может быть использован школьными психологами и творчески работающими педагогами.
-
Игра на развитие толерантности для подростков "Большой костер" 2008
В настоящее время подростки все чаще испытывают трудности при общении, особенно если отношения приходится строить по принципу "свой-чужой". "Большой костер" - игра на развитие толерантности для подростков, в которой учащимся дается опыт личного проживания ситуации общения с "чужими" и "своими". Количество участников - от 15 до 30 человек.
-
Консультация для родителей "Особенности подготовки к школе мальчиков и девочек" 2008
Представлена консультация для родителей. В основе консультации лежит материал для родителей об особенностях подготовки к школе мальчиков и девочек. В работе с родителями использовался эвристический метод консультирования, который заключался в сообщении информации двумя ведущими поочередно с опорой на схемы и наглядности.
-
Психологическое сопровождение детей с тотальным недоразвитием и ограниченными возможностями адаптации к образовательной среде, обучающихся на дому 2008
Психологическое сопровождение детей с тотальным недоразвитием и ограниченными возможностями, обучающихся на дому. Идея сопровождения состоит в необходимости проектирования образовательной среды для учащихся данной категории, исходя из возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом основных новообразований возраста.