1. Статус программы
Исходным положением построения курса явилось предположение о том, что психологическая дисциплина в структуре среднего образования имеет особый статус. Она является и самоцелью, и средством для воспитания гармоничной личности.
Программа реализует следующие основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по психологии на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в виде контроля результатов.
2. Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; примерный план урока.
3. Общая характеристика учебного предмета “Психология”
Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабатываемых совместно с некоторыми их них, ни в коей мере не лишает е самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса.
4. Цели обучения психологии.
Изучение психологии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель: помочь старшекласснику стать духовно-развитой и социально-адаптированной личностью через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание себя, человеческих отношений.
Задачи:
- Дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
- Способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;
- Способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала;
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
5. Принципы организации проведения практических занятий
Стиль общения учителя и ученика – диалог на равных.
Постоянное обращение к актуальным вопросам.
В ходе занятий учащиеся и учитель выносят на обсуждение не вопросы, обозначенные в программе курса, а те вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Вопросы учебного курса – не цель, а средство решения первого ряда вопросов.
Работа на занятиях зачастую будет требовать разделения учебной аудитории на подгруппы.
Нормы и правила обсуждения вопросов и проблем в подгруппах.
Они могут быть такими: 1)“здесь и теперь”; 2) “уступи”; 3) “вопрошай, а не утверждай”.
Установка на успех.
Позитивная составляющая занятий достигается посредством ряда вопросов, адресованных учащимся: “Где это можно использовать?” и “Что положительного было для вас сегодня на занятии?”.
6. Формы и методы проведения занятий.
Формами проведения занятий могут быть: “лекция”, “семинар”, “групповая дискуссия”, “научная конференция”, “деловая игра”, “психологическая консультация”, “тренинг личностного роста”, “социально-психологический тренинг”.
Продолжительность каждого занятия – 40-45 минут (1 академический час).
7. Схема занятия
- Формулирование темы занятия, основных целей.
- Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
- Основная часть.
Возможны следующие варианты или их комбинация:
- Лекция.
- Активная беседа.
- Система упражнений.
- Заключительная часть.
8. Основные разделы и темы программы.
В связи с динамикой возрастного развития школьников предполагается наиболее эффективным введение теоретического курса психологии с VIII-го класса ( 1 час в неделю):
Шаг 1. “На пути к внутреннему Я” - VIII класс
Данный этап включает в себя вводный курс в психологическую науку, рассматривающий личность во взаимосвязи с окружающим миром и базирующийся, в основном, на психологии познавательных процессов:
I. Введение в психологию
1. Внутренний мир человека.
2. Самооценка, или что я думаю о себе.
3. Какой я и чем я отличаюсь от других?
II. Психология – наука о внутреннем мире человека
4. Психология – наука о внутреннем мире человека.
5. Предмет и задачи психологии.
6. Отрасли психологии.
7. Методы психологии.
8. Рисуночные метода исследования личности.
9. Психика человека: функции, структура.
10. Психика и особенности строения мозга.
11. Сознание – как высшая ступень развития психики.
III. Познание мира и себя в нем
12. Самопринятие. Самоуважение.
13. Уверенность в себе.
14. Застенчивость. Как преодолеть комплексы.
15. Как я познаю окружающий мир.
16. Понятие об ощущении.
17. Виды ощущений.
18. Восприятие. Свойства восприятия.
19. Нарушение восприятия.
20. Внимание: функции и свойства.
21. Виды внимания.
22. Наблюдательность и внимание. Тренинг.
23. Общее понятие о памяти.
24. Виды памяти.
25. Забывание. Как улучшить память.
26. Воображение. Виды воображения.
27. Развитие фантазии и воображения.
28. Понятие о мышлении и классификация явлений мышления.
29. Мыслительные операции.
30. Качества мышления и структура интеллекта.
31. Оценка интеллекта.
32. Способы активизации мышления.
33. Творческое мышление.
34. Познание себя в творческой деятельности.
Шаг 2. “Я – личность: проблемы самопознания” - IX класс
Данный этап является продолжением курса и от психологии познавательных процессов переходит на внутренний план, включив элементы профориентационной работы, раскрывая понятие личности в психологии и способствуя развитию рефлексии:
- Личность в психологии
- Психологическая культура личности.
- Понятие и структура личности.
- Формирование и развитие личности
- Периодизация развития личности.
- Жизненные кризисы.
- Особенности подросткового возраста.
- Проблема самопринятия и принятия собственной внешности.
- Взросление и проблемы ролевого поведения.
- Эмоциональные проблемы подростков.
- Наши эмоции. Свойства и виды эмоций.
- Высшие эмоции – чувства.
- Конфликтные эмоциональные состояния.
- Как справиться со стрессом? Аутотренинг.
- Механизмы психологической защиты личности.
- Воля. Волевые качества личности.
- Принятие решений. Как сделать правильный выбор.
- Интересы. Предпочтения, склонности.
- Направленность личности.
- Самосознание личности.
- Уровень притязаний личности.
- Потребности личности. Престиж.
- Мотивация поведения личности.
- Деятельность.
- Способности. Талант.
- Типология личности и личностный рост
- Понятие о темпераменте.
- Типы темперамента.
- Характер и его формирование.
- Сенсорная типология.
- Психосоциотипы.
- Психогеометрическая типология.
- Типы людей и “локус контроля”.
- Профессиональный тип личности.
- Учет особенностей темперамента и характера в деятельности.
- Заключительные занятия
- Я и мои цели.
- Планируем жизнь. Мое представление о будущем.
- Введение в социальную психологию.
- Я и ты: общение – это важно.
- Социальная психология как наука.
- Личность в социальной психологии.
- Социально-психологические типы личности.
- Социальное развитие человека.
- Пути и средства психологического воздействия.
- Социальная роль.
- Характеристики социальной роли.
- Пути социализации.
- Стадии развития личности в процессе социализации.
- Механизмы и институты социализации.
- Психология общения.
- Понятие и виды общения.
- Речь. Функции речи.
- Вербальные средства общения.
- Невербальные средства общения.
- Общение с взрослыми.
- Общение со сверстниками.
- Общение со сверстниками противоположного пола.
- Понятие социального конфликта.
- Типология социальных конфликтов.
- Способы поведения в конфликтах.
- Пути разрешения конфликтов.
- Как развить навыки самообладания при общении с неприятными людьми.
- Одиночество.
- Агрессия и гнев.
- Стили поведения в гневе.
- Толерантность в общении.
- Такт.
- Общение по Д.Карнеги.
- Общение и этика.
- Общение и этика.
- Имидж: элементы риторики.
- Понятие об этикете.
- Профессиональный этикет.
- Заключительное занятие.
- Тренинг: “Особенности эмоционального общения”.
- Группы и коллективы.
- Психология делового общения.
- Социальное устройство мира.
- Заключительные занятия.
Шаг 3. “Я и ты: этико-психологические основы взаимоотношения с людьми” - X класс
Данный этап предполагает продолжение курса психологии личности и направлен на изучение личности в малой социальной группе:
Шаг 4. “Я и мы: примите меня в человечество” - XI класс
Данный этап направлен на стимулирование адаптации выпускников в окружающем мире в постшкольный период, раскрывая особенности больших социальных группах и способствуя развитию навыков взаимоотношений с людьми, принадлежащих разным культурам:
1. Я и мы: личность, группа, коллектив.
2. Понятие и основные характеристики социальных групп.
3. Классификация типов взаимоотношений в группе.
4. Социометрия.
5. Психологический климат группы.
6. Эффективность работы коллектива.
7. Лидерство и руководство в группах.
8. Стили лидерства по К.Левину.
9. Референтная группа.
10. Феномен группового давления.
11. Групповая сплоченность.
12. Групповое принятие решений.
13. Психология делового общения.
14. Социальная психология и работа.
15. Собеседование при приеме на работу.
16. Конфликт на рабочем месте.
17. Психологические требования к менеджеру.
18. Связь особенностей личности с деловыми качествами человека.
19. Деловой этикет.
20. Визитная карточка.
21. Социальные нормы. Социальный контроль.
22. Конформизм и нонконформизм.
23. Понятие социальной установки. Стереотип.
24. Предубеждения и дискриминация.
25. Психология нации.
26. Психология толпы.
27. Преступления толпы.
28. Социальная психология политики.
29. Социальная психология и правосудие.
30. Психологические аспекты религии.
31. Психологические типы религиозных людей
32. Толерантность к другим: разные миры. Тренинг (3 занятия).
По завершении курса учащиеся будут владеть понятийным аппаратом общей и социальной психологии. Они будут владеть навыками информационного поиска, смогут анализировать явления окружающей действительности с точки зрения научной психологии, научатся формулировать и высказывать собственные мысли.
9. План урока в X классе по теме “Агрессия и гнев”.
Цели занятия:
- развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях;
- моделирование и выработка навыка приемлемого ответа в конфликтных ситуациях.
Условия проведения:
- группа из 10–20 человек.
Метод проведения:
- психологическая консультация.
Материалы:
- ватман, карточки с изображениями людей, выражающих различные эмоциональные состояния (Рисунок 1), карточки со средствами выражения агрессии, рабочие тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Ритуал приветствия
Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. Разминка: ведущий предъявляет случайную подборку фотографий, и предлагает учащимся по выражениям лиц догадаться, какие чувства, эмоции испытывают изображенные люди и кто из них является агрессивным. Учащиеся высказываются.
3. Упражнение “Ассоциации”
Урок продолжается групповым подбором ассоциаций к слову “агрессия”.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть “Явление агрессии”
Ведущий: Спасибо за изложенные мысли. Пришла пора узнать, что же по этому поводу считают психологи. Начнем с определения агрессии.
Агрессия – намеренное причинение какого-либо вреда другим людям. Существует несколько объяснений агрессии. И первое заключается в том, что люди совершают насилие, потому что это заложено в их природе. З. Фрейд утверждал, что агрессию порождает в основном сильное стремление к смерти или инстинкт смерти, свойственный всем людям. К. Лоренц предположил, что агрессия берет свое начало в унаследованном инстинкте борьбы, которым обладают как человеческие существа, так и животные. Однако социальные психологи отрицают точку зрения, что агрессия основывается на врожденных инстинктах. Хотя, пусть даже и так, но они (инстинкты) подавляются воспитанием и культурой. Не будь этого, человечество до сих пор находилось на стадии первобытно-общинного строя, где все решала грубая сила. Поэтому социальные теории придерживаются мнения, что агрессия – это приобретенное социальное поведение.
2. Тест “Золотая середина” (Приложение 1)
3. Упражнение “Пантомима агрессии”
Участникам предъявляются карточки, на которых указаны средства выражения агрессии (ногой, рукой без кулака, глазами, ртом, плечом, звуками “мяу”, “чик-чирик”, фразами “Здравствуйте”, “Что получил по контрольной?”). Ведущий предлагает выразить гнев этими средствами.
4. Притча “Волшебник” (Приложение 1)
Цель: подвести к осознанию существования разных стилей поведения в гневе; создать ситуации, где возможно изменить свой стиль поведения на более достойный и выигрышный.
5. Упражнение “Мозговой штурм”.
Цель: создать спектр альтернативных гневу способов ослабления стресса.
Ведущий: “Как мы увидели, существуют различные стили поведения в кризисных, стрессовых ситуациях. А какими способами пользуетесь вы, когда хотите справиться со стрессом (снять напряжение, успокоить гнев). Предлагайте все, что приходит в голову”.
III. Итог занятия
1. Обратная связь
Процедура: участники по кругу делятся переживаниями и впечатлениями от занятия.
2. Ритуал прощания
Аплодисменты.