Современная ситуация развития общества и исследования в области педагогики и профессионального образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого фундамента образования, который позволит ему стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознано определив наиболее актуальные приоритеты.
Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором – предварительного самоопределения в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей профессиональной деятельности. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
В условиях сельской школы организация профильного обучения и предпрофильной подготовки, несомненно, имеет специфические особенности. Связаны они, прежде всего, со следующими моментами: территориальной разбросанностью образовательных учреждений, удаленностью их друг от друга; отсутствием в районе учебных образовательных учреждений профильной направленности, училищ, техникумов; особыми социально-экономическими условиями. Практика свидетельствует, что уже на этапе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов явно обозначилась негативная тенденция: психологическая неподготовленность старшеклассников к осознанному самостоятельному выбору дальнейшей образовательной траектории. Эта проблема актуализируется для учащихся сельской школы.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в основной школе сможет обеспечить формирование мотивационно-потребностной сферы, выявить интересы, склонности и способности учащихся, в результате чего, может способствовать принятию оптимального решения в отношении своей будущей профессиональной деятельности. Тем самым подготовить учащихся к профессиональному старту. Под готовностью старшеклассников к профессиональному старту мы понимаем комплексное новообразование, представленное совокупностью личностных и профессионально значимых качеств и проявляющееся в способности определить для себя личностный смысл получения образования, в наличии ориентированности на углубленное изучение профильных предметов, в приобретении первичного опыта профильно-ориентированной деятельности. В способности мобилизации собственного потенциала для принятия решения о выборе стратегии построения собственного профессионального будущего.
Можно выделить два основных направления психолого-педагогического сопровождения: информационно-просветительское, направленное на развитие профессиональной ориентации учащихся; диагностикое, направленное на выявление способностей, особенностей характера и ценностных ориентаций учащихся.
В педагогической литературе встречаются различные определения сущности профессиональной ориентации. Она нередко понимается как ознакомление учащихся со всеми возможными профессиями, побуждение профессиональных интересов и их формирование. Практика убеждает, что невозможна целенаправленная ориентация на те или иные профессии путем лишь ознакомления с ними и привития соответствующих интересов. Замечено, что молодежь может знать хорошо ряд профессий, ко многим испытывать склонности, но не всегда в состоянии выбрать подходящую для себя. Выбор – сложное психическое действие. Оно особенно осложняется тем, что нужно выбирать безошибочно, с перспективой, с предусмотрением возможных последствий выбора.
Изучение профессиональной действительности и самопознания – основа правильного выбора будущей работы. Чтобы учащиеся приняли обоснованные решения в конкретной ситуации, им необходимо помочь в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. В первую очередь эта помощь должна прийти со стороны педагогов.
В МОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа» проектирование образовательного процесса происходит таким образом, чтобы в центре его внимания было формирование профессиональной направленности учащихся, их способности к сознательному выбору профессиональной деятельности и оказание помощи в самоопределении при выборе.
Особенно важен период предпрофильной подготовки, который необходимо начинать уже с 8 класса, так как учебные и познавательные интересы подростков неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием. У школьников происходит переход от этапа первичного выбора к профессиональному самоопределению. Он должен сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, взять на себя ответственность за этот выбор, понять готов ли он к намеченной специальности и оценить с этих позиций все школьные дисциплины.
Организация психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся проходила в несколько этапов. Вначале были получены сведения о предпочтениях школьников к той или иной профессии. С этой целью им было предложено проранжировать сорок наиболее распространенных профессий. Таблице 1 иллюстрирует фрагмент этого ранжирования.
Таблица 1. Наиболее значимые профессии для учащихся
|
8-е классы |
9-е классы |
10 класс |
Девочки |
Юристконсульт, учитель |
Преподаватель в системе специального образования, повар, программист |
Оператор ЭВМ |
Мальчики |
Механик, водитель автомобиля, слесарь-механик |
Программист, водитель автомобиля |
Программист, экономист |
Как видно из таблицы, среди мальчиков восьмых–девятых классов в ранге наиболее значимых преобладают рабочие профессии, востребованные на селе. А вот среди учащихся 10 класса лидируют профессии, далекие от профессий, востребованных на селе («программист», «экономист»). Следует обратить внимание на тот факт, что учащиеся 8-9 классов, которые хотят посвятить себя рабочим профессиям, как правило, не продолжают учебу в десятом классе. Для приобретения выделенных профессий девочками, им требуется, прежде всего, окончание средней школы. Об этом говорит и статистика выпускников Сосновской школы.
Таблица 2. Статистика выпускников школы по годам
|
2003-2004 уч. год, количество учащихся |
2004-2005 уч. год, количество учащихся |
Девочки |
10 |
11 |
Мальчики |
8 |
2 |
Следующим этапом психолого-педагогического сопровождения явилось выявления того факта, какие профессии хотят получить выпускники Сосновской школы и какие ценности выбранной профессии наиболее значимы для них.
Проводя анкетирование, получили: 20% учащихся хотят стать программистами или оператора ЭВМ, 15% – ориентированы на юридические профессии, а вот дизайнерами и экономистами хотят стать 12% девочек и мальчиков. Среди учащихся 8-9 классов востребованы такие рабочие профессии, как водитель автомобиля, автомеханик, слесарь, электромонтер, машинист крана. Эти результаты коррелируют с ранее установленными фактами.
Выбор профессий, связанных с информационными технологиями, большим количеством учащихся сельской школы, свидетельствует о влиянии на них не только местных социально-экономических условий. Несомненно, многие учащиеся переоценивают свои возможности и способности, недопонимая значимость и предъявляемые требования к профессиям из области информационных технологий. А такая профессия как "программист" требует развитости логического мышления и алгоритмических навыков, нежели умения пользоваться компьютером. Имеет место завышенная самооценка учащихся.
Очень важным моментом в выборе будущей профессии отводится источнику информации о ней. Таблица 3 иллюстрирует эту ситуацию.
Таблица 3. Источники информации о будущей профессии
Классы |
Источники информации |
|||
Друзья, знакомые |
Родители, родственники |
Педагоги |
Книги, СМИ |
|
8-10 |
31 % |
65 % |
22 % |
10 % |
Анализируя полученные данные видим, что учащиеся в большей степени прислушиваются к мнению своих родителей, так как, особенно, в возрасте 14-16 лет они являются авторитетами и советчиками для своих детей. Учащиеся данной школы не являются исключением. Среди учащихся 8-10 классов 12 % асоциальных семей.
Далее выяснялось, какие ценности выбранной профессии важны для нынешних сельских школьников (см. таблицу 4).
Таблица 4. Ценностные характеристики профессии
Ценностные характеристики |
% учащихся |
Благосостояние. Высоко оплачиваемая работа. |
73 |
Престиж профессии. |
51 |
Хорошие взаимоотношения в коллективе, понимающий руководитель. |
40 |
Собственная значимость в профессии. |
34 |
Удовлетворенность от собственной деятельности. Проявление своего таланта. |
33 |
Самосовершенствование. |
19 |
Умение контактировать с людьми. |
15 |
Месторасположение работы. |
14 |
Социальное обеспечение, привилегии, льготы. |
12 |
Проявление инициативы. Активная позиция. |
10 |
Как видно из таблицы, на первом место стоит – благосостояние, а вот проявление инициативы и активная позиция занимают последнее место.
Ранжирование значимости предложенных ценностей позволило выявить, что большое значение респонденты придают коммуникативной компетенции (умение контактировать с людьми, иметь хорошее отношение в трудовом коллективе и работа с умелым понимающим руководителем).
Радует и тот факт, что не прослеживаются иждивенческие позиции. Старшеклассники не ждут от будущей профессии больших социальных льгот и привилегий, а рассчитывают, прежде всего, на собственные силы в решении социальных проблем. Вместе с тем для них важен престиж профессии, который откроет им возможность самосовершенствоваться, раскрыть свой творческий потенциал, получать удовлетворение от работы. Однако, при этом, они не хотели бы занимать активную позицию и проявлять инициативу.
Следующий этап - выявления мотивов выбора будущей профессии. Таблица 5 дает представление о том, чем руководствуются учащиеся Сосновской школы при выборе будущей профессии.
Таблица 5. Мотивы выбора будущей профессии
Мотивы выбора |
Учащиеся, % |
||
8-е кл. |
9-е кл. |
10 кл. |
|
Высокая заработная плата |
55 |
57 |
63 |
Престижность профессии |
41 |
43 |
50 |
Спрос (востребованность) |
18 |
19 |
- |
Самореализация, раскрытие себя в профессии |
- |
19 |
38 |
Близость место расположения учебного заведения |
- |
14 |
- |
Перспективная профессия |
5 |
10 |
- |
Легкость поступления в вуз и учебе |
5 |
- |
- |
Как видим, приоритетным стал мотив высокой заработной платы, причем процент учащихся возрастает по степени их взросления. Понятно, что высокая заработная плата – это то, что должно удовлетворять элементарные потребности человека в обществе – иметь средства для обеспечения себя и членов своей семьи.
Наиболее важным мотивом выбора профессии является престижность работы абсолютно для всех школьников. Следующее место занимает у учащихся 8-9 классов – спрос (востребованность), а десятиклассники предпочли всего три мотива и на последнее место ставят – самореализацию, раскрытие себя в профессии.
Следует отметить, что на протяжении вот уже десятка лет выпускники Сосновской школы не выбирают профессии связанные с работой только на селе. Причиной тому, может служить тот факт, что это село находится в нескольких километрах от большого промышленного города. По статистике больше половины трудоспособного населения этого села работают на предприятиях города Новокузнецка.
Полученные сведения о профессиональных предпочтениях учащихся данной школы позволяют спроектировать необходимую систему предпрофильной подготовки. Она осуществлялась, прежде всего, через классные часы «Мой выбор профессии», конкурсы рисунков и плакатов «Профессии моих родителей», «Калейдоскоп профессий», профориентационные групповые занятия, курс «Выбор профиля обучения», экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения. А самое главное, эта работа ведется через кружки и занятия на базе Сосновского Дома творчества.
Результаты проведенной работы прослеживаются в следующей динамике. Если в начале учебного года только 75 % учащихся сельской школы выбрали профессию (16 % учащимся данная профессия выбрана из-за высокой заработной платы), то в конце учебного года уже 90 % школьников 8-9 классов знают, кем они будут. Оставшиеся 10 % учащихся колеблются в выборе будущей профессии между двумя, реже тремя профессиями.
В организации предпрофильной подготовки немалую роль играет психолог школы. В программу работы школьного психолога входят не только диагностические исследования, но и оказание непосредственной помощи в выборе профиля обучения и планирования профессионального будущего учащихся.
Таким образом, исследование показало, что у школьников сельской школы наблюдается внешний аспект ценностных ориентаций, мотива выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Это позволяет наметить дальнейшие шаги по проектированию предпрофильной подготовки учащихся основной школы, что обеспечит определенный «задел» для формирования готовности их к профессиональному старту.