Преодоление барьеров в педагогическом общении посредством социально-психологических тренингов

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

В настоящее время затруднения, или «барьеры» общения рассматриваются с разных позиций в зависимости от основанияих анализа и подхода. Так, в рамках общепсихологическои интерпретации они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. В деятельностном подходе выделяются мотивационные и операциональные затруднения, соотносимые с двумя основными сторонами общения — коммуникативши и интерактивной. Они в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах[13].

В то же время затруднения человека в общении могут быть, соотнесены не только с характером деятельности или эмоциональными, когнитивными (например, когнитивным стилем) и другими сферами личности, но и быть следствием более глубинных и в то же время широких влияний. Можно выделить следующие основные области затруднений человека в общении: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений. Они, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях теоретического анализа действие каждой из них может быть рассмотрено отдельно[3].

Этно - социокультурная область затруднений

Затруднения этой области связаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по меткому выражению Л.В. Щербы, «отлито» в форме родного языка (эта же мысль высказывалась и В. Гумбольдтом), взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого он является.

Статусно – позиционно – ролевая область затруднений

Единство статуса учителя как репрезентанта школы, образования, его позиции — передачи, трансляции общественного опыта и его роли — развивающего, воспитывающего и обучающего субъекта выражается в авторитете учителя. Авторитет объединяет в себе как минимум две составляющие: авторитет личности и авторитет роли. Формируемый с первого школьного звонка авторитет учителя как носителя ценностей нового, неизведанного, необходимого для дальнейшей жизни, ценности учения является общепризнанным. Однако он часто приобретает черты непререкаемости, абсолютности, что исключает у ученика даже попытку высказать, а тем более отстоять свое мнение. В то же время роль педагога предполагает такие личностные качества, как компетентность, объективность, такт и желание помочь. Если же формальная роль педагога не наполняется ценностным содержанием и личностно он не авторитетен, то общение затруднено, оно становится фактическим или сугубо конвенциональным. Возникает ситуация неприятия учителя как партнера общения, что является предпосылкой дополнения конвенциональных ролей негативными межличностными отношениями.

Возрастная область затруднений

Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку (поэтому обращение педагога в классе «Дети» или «Мальчики и девочки» может вызвать негативную или скептически сдержанную реакцию). Затруднения общения могут возникнуть, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает мира музыки, живописи, танца, кинематографа, языка и ценностей молодежной субкультуры. В этом случае он не имеет общего предмета общения с учениками («С ним не о чем говорить, кроме физики» — такова оценка педагога как партнера общения). Проблема отцов и детей в педагогическом общении как бы просвечивает сквозь ткань ролевых отношений «учитель—ученик».

Область индивидуально – психологических затруднений

Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Во-вторых, это затруднение в педагогическом общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания педагогом негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др. Педагог как человек прежде всего должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности учеников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.

Педагогическая деятельность как область затруднений

В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, т.е. уровнем и арактером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения[4].

Межличностные отношения как область затруднений

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя (преподавателя). Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Что касается педагогического общения, то современная педагогика и практика образования доказали, что эффективное обучение сегодня, причем обучение результативное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества. Успешность педагогического общения зависит от умения преодолевать психологические барьеры в общении и соблюдения определенных правил общения:

  1. педагогическое общение не терпит суетности и пустозвонства. Слова не должны расходиться с делами;
  2. педагогическое общение – это требовательность к себе и к окружающим во всем, что касается учебы и воспитания;
  3. лаконичность в делах, поступках, речи; динамизм общения зависят от внутренней собранности личности.

Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения. Этим целям служат активные методы обучения.

Концепция и практика социально-психологического тренинга, получившая широкое развитие как у нас в стране, так и за рубежом, нацелена на совершенствование психологической культуры коррекции и самокоррекции как личности, так и группы, А это позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности. Этим целям соответствуют такие, например, виды социально-психологического тренинга, как тренинг коммуникативной компетенции, индивидуального стиля, самореализации личности, делового и партнерского общения, когнитивный, постдиагностический тренинг — коррекция, тренинг конкурентоспособности и др[5].

Как практически и с успехом реализовать уникальный дар вашей индивидуальности в деловых и межличностных отношениях? Как преодолеть скованность и напряженность, наиболее ярко выразить себя и свой стиль в общении с другими?

Эти и многие другие вопросы, связанные с индивидуальным развитием личности и с ее профессиональным ростом, можно успешно решить на основе применения таких активных методов, как разновидности социально-психологического тренинга.

 Условия проведения тренинга

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но, прежде всего, тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше.

В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.

Правила тренинга

1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.

2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.

4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.

5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т.п.

6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.

Комплекс занятий тренинговой программы рассчитан для педагогов   общеобразовательной школы.

Число групп определяется в количестве 7-12 человек, возрастной состав не ограничен.

План программы тренинга «Путешествие в мир взаимопонимания»

№ занятия Цель и задачи занятия Упражнения
1 Цель: Знакомство и заключение «договора»

Задачи:
1. Познакомиться с участниками и ведущими тренинга
2. Выяснение целей посещения тренинга и желаемого результата
3. Заключение «договора»

1. Правила тренинга
2. «Знакомство»
3. «Выяснение целей»
4. «Сиамские близнецы»
5. «Преодоление препятствий»
6. «Третий лишний»
7. «Зеркало»
8. Рефлексия

2

Цель: Совершенствование навыков общения

Задачи:
1. Создание атмосферы раскрепощённости
2. Снятие телесных зажимов
3. Усвоение навыков вербального и невербального общения
4. Эмоциональная разрядка

1. Приветствие
2. «Атомы»
3. В эфире
4. «Построиться в шеренгу»
5. Вырвись из круга
6. «Договориться молча»
7. Рефлексия
8. Маечка

3

Цель: Усовершенствовать навыки общения

Задачи:
1. Осознание важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
2. Развитие коммуникативных навыков
3. Снятие эмоционального напряжения
4. Установление контакта с партнером по общению.

1. Приветствие
2. «Апельсин»
3. «Разговор»
4. «Пианино»
5. «Убеди»
6. «Ящерица»
7. Рефлексия
8. «Лирика»

4 Цель: Научиться вырабатывать коллективные решения

Задачи:
1. Усовершенствовать умение слушать собеседника
2. Развить способность понимать точку зрения другого человека.
3. Снятие эмоционального напряжения.

1. Приветствие
2. «Круг доверия»
3. «Кораблекрушение»
4. «Кошка-Собака»
5. Рефлексия

5 Цель: Сформулировать выводы по поводу проведенного тренинга

Задачи:
1. Дать участникам обратную связь.
2. Продемонстрировать их достижения и недоработки
3. Развитие внимательного отношения друг к другу
4. Снятие эмоционального напряжения
5. Подведение итогов.

1. Приветствие
2. «Кошка-Собака»
3. «Чемодан»
4. Рефлексия

Игры тренинга представлены в Приложении 1

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс - 1996.

2. Антипина Н. Г. Педагогическое общение – М.– 2007

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р.-на-Д.: Феникс -1997-480с – с 317

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М.- 1987- с. 30-35

5. Кеннеди Г. Тренинг переговоров. Ситуационные модели – М. – 2005

6. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. - М.- Сфера- 2000

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение — М. - 1999. — С. 3.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М. - 1992.

9. Лобанов А. А. Основы профессионального общения // учебное пособие. — СПб: РГПУ - 2000 — С. 49—50

10. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии.— В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.— М.- 1995 - с. 124— 135.

11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М.,- 1996.

12. Румянцева Н. Д.Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса- М., – 2007

13. Поварницина Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1987.

14. Скаженик Е.Н. Деловое общение//Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, - 2006.

15. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов–на-Дону, Феникс - 2000г.

16. Цуканова Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. психол. Наук- М.,- 1980.