Цель: актуализация развития психолого–педагогической компетентности (ППК) учителя
Задачи
- анализ и интерпретация результатов диагностики профессионально - значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной сферы;
- углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств
До начала педсовета педагогам раздаются индивидуальные графики оценки их готовности и адаптированности к педагогической деятельности, составленные психологом при подготовке к педсовету ( Школьный психолог 2005г. №12).
Также при подготовке к педсовету психологом была составлена общая диаграмма ранжирования ценностей учителями СОШ №10, проведен анализ анкетирования учителей на темы: «Зачем я работаю педагогом?», «Психологический портрет учителя» (Школьный психолог 2006г. №7).
ХОД ПЕДСОВЕТА
1. Вступительное слово директора школы
1) Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Как отмечает кандидат психологических наук Д.А.Иванов, «сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений». Учитель в совершенстве владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен «владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.». Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. «Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка». Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость. «Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.
2) Анализ и интерпретация результатов диагностики профессионально-значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной сферы.
3) Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств
2. Психолог. Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала.
а) Какими качествами, способностями он должен обладать?
Называются качества, присущие педагогам, которые записываются на доске:
- тактичность; способность к творчеству; работоспособность;
- способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;
- адаптированность; уровень саморегуляции;
- уверенность в своих силах и т.д.
б) Учителям предлагается выбрать из списка 10-12 качеств, наиболее характерных для каждого из них, и оценить, насколько они выражены (в процентах);
в) Обсуждение в группах по 4 человека - как эти качества проявляются в профессиональной деятельности и вне ее.
г) Психолог обращает внимание педагогов на их индивидуальные графики, в которых указаны многие из перечисленных качеств, и предлагает оценить, в какой степени у каждого из них выражено то или иное качество .
Затем предлагается общий график выраженности этих же качеств у всего педагогического коллектива школы (Приложение 1 – График оценки готовности и адаптированности педагогов СОШ №10 к педагогической деятельности), который для анализа необходимо соотнести с индивидуальными графиками педагогов.
Из графика видно, что у педагогов достаточно хорошо выражены коммуникабельность, адаптированность к педагогической деятельности, на хорошем уровне способность к творчеству и работоспособность, уровень саморегуляции.
Слабое звено - это уверенность в своих силах, что требует определенной коррекции.
Самоанализ. Обсуждение результатов
Психолог. Ценностно-смысловое ядро - одно из стержневых оснований личности. Каждый человек имеет определенную систему ценностей.
Упражнение «Ценности» (методика ценностных ориентаций Рокича).
В ходе обсуждения выберите из предложенного списка 3 наиболее приоритетные ценности которые характеризуют, по вашему мнению, педагога-профессионала. Аргументируйте, почему? (не менее 5 аргументов).
Далее просим обратить внимание на общую диаграмму иерархии качеств педагогического коллектива (Приложение 2 – Общая диаграмма ранжирования ценностей учителями СОШ №10)
Самоанализ. Обсуждение результатов
Упражнение «Время»
Цель – определение индивидуального вложения своего времени в течение суток
Педагогам предлагается анкета (Приложение 3).
Психолог. Время - ценность. Куда мы его вкладываем, то мы и получаем.
Задаём ли мы себе вопросы относительно своей профессиональной деятельности:
- Зачем я это делаю?
- Почему я вкладываю своё время в эту профессиональную деятельность?
- Есть ли от этого польза? А может быть вред?
- Насколько такое «капиталовложение» оправдано?
Самоанализ. Обсуждение результатов
3. Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств
Анализ и интерпретация результатов анкетирования на тему: «Зачем я работаю педагогом?»
В анкетировании «Зачем я работаю педагогом?» принимали участие учителя, педагогический стаж которых составляет от 4-х месяцев до 34 лет.
Мотивация работы в школе у педагогов различна, но наибольшее предпочтение отдается передаче знания и опыта детям. Учителям интересна та или иная область знаний (математика, физика, художественная литература и т.д.). Педагоги чувствуют свою ответственность за будущее детей. Далее предпочтение отдается зарабатыванию денег и большому отпуску летом. Воспитывать детей нравится не многим педагогам.
Есть и другие причины, по которым учителя работают в школе (нравятся коллеги; самосовершенствование при работе с детьми; желание быть полезной и востребованной, а не просто бабушкой и мамой; общение с детьми; повышение своего интеллекта ; работа в школе дисциплинирует, не дает расслабиться; просто нравится) (Приложение 4 - диаграмма результатов анкетирования «Зачем я работаю педагогом ?»)
Анализ и интерпретация результатов анкетирования с использованием методики «Психологический портрет учителя» (Приложение 5 )
Методика «Психологический портрет учителя» (Школьный психолог 2006г., № 7) направлена на изучение таких профессионально важных качеств учителя как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. Вопросы методики были скомпонованы таким образом, что каждое из изучаемых качеств занимает отдельный столбик. Преобладание одного из 3-х вариантов ответа по каждому вопросы дало нам основание отнести поведение учителей, их чувства и реакции к определенным группам, обобщенные характеристики которых будут представлены ниже.
1. Приоритетные ценности.
Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это свидетельствует о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворно работать и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
2. Психоэмоциональное состояние.
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
По результатам было выявлено преобладание второго варианта ответа. Такой показатель позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильность психоэмоционального состояния определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них. Проявляется как недостаточный уровень самообладания, склонность к тревоге, некоторые трудности социальной адаптации.
3. Самооценка.
Самооценка (самовосприятие) - это
оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная
педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Предпочтение
первого варианта говорит о позитивном самовосприятии,
свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям,
которые обладают позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу
живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им
психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не
враждебности; ученика всегда воспринимают
их как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям
возможно личностное развитие школьников.
4. Стиль преподавания.
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Характерны удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
5. Уровень субъективного контроля.
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
Конечно, каждый человек неповторим и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и поэтому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным к самому себе, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Упражнение «Качества», завершающее педсовет.
Предлагается список качеств. Каждому из педагогов из предлагаемого списка необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять , не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно . Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.
Упражнение способствует углублению процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, определению его профессионально-значимых личностных качеств со стороны педагогического коллектива.
ВЫВОДЫ
- Задачи, поставленные в начале педсовета, выполнены.
- Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах (лекции, семинары, тренинговые занятия).
Решение педагогического совета
Руководителю социально-психологической службы Черных Н.А. подготовить курс лекций, семинаров, тренинговых занятий для педагогов школы.
Литература
1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом : Учебно- методическое пособие. - М.2004. – 352с.
2. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.:Сентябрь, 2007.– 208 с.
3. Школьный психолог. 2005, № 12
4. Школьный психолог. 2006, № 7