Педагогический совет "Психолого-педагогическая компетентность учителя"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Цель: актуализация развития  психолого–педагогической компетентности  (ППК) учителя

Задачи

  • анализ и интерпретация результатов  диагностики профессионально - значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной  сферы;
  • углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию  его профессионально-значимых личностных качеств

До начала педсовета  педагогам раздаются  индивидуальные  графики оценки  их готовности и адаптированности к педагогической деятельности, составленные  психологом при подготовке к педсовету ( Школьный психолог  2005г. №12).

Также при подготовке к педсовету психологом была составлена общая диаграмма ранжирования ценностей учителями СОШ №10, проведен анализ анкетирования учителей  на темы: «Зачем я работаю педагогом?», «Психологический портрет учителя» (Школьный психолог  2006г. №7).

ХОД ПЕДСОВЕТА

1. Вступительное слово  директора школы

1) Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения  качества образовательного процесса.  С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Как отмечает кандидат психологических наук Д.А.Иванов, «сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений». Учитель в совершенстве  владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен «владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.». Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. «Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка». Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.  «Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.

2) Анализ и интерпретация  результатов  диагностики профессионально-значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной сферы.

3) Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию  его профессионально-значимых личностных качеств

2. Психолог. Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала.

а) Какими качествами, способностями он должен обладать?

Называются качества, присущие педагогам, которые записываются на доске:

  • тактичность; способность к творчеству; работоспособность;
  • способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;
  • адаптированность; уровень саморегуляции;
  • уверенность в своих силах и т.д.

б) Учителям предлагается  выбрать из списка 10-12 качеств,  наиболее характерных для каждого из них, и оценить, насколько они выражены  (в процентах);

в)  Обсуждение в группах по 4 человека - как эти качества проявляются в профессиональной деятельности и вне ее.

г) Психолог обращает внимание педагогов на их индивидуальные  графики, в которых указаны многие  из перечисленных качеств,  и предлагает оценить, в какой степени  у каждого из них выражено то или иное качество .

Затем предлагается  общий график выраженности этих же качеств у  всего педагогического коллектива школы (Приложение 1 – График оценки готовности и адаптированности педагогов СОШ №10  к педагогической деятельности), который  для анализа необходимо соотнести  с индивидуальными графиками педагогов.

Из графика видно, что у педагогов достаточно хорошо  выражены  коммуникабельность,  адаптированность к педагогической деятельности, на хорошем уровне способность к творчеству и работоспособность, уровень саморегуляции.

Слабое звено - это уверенность в своих силах, что требует определенной коррекции.

Самоанализ. Обсуждение результатов

Психолог.  Ценностно-смысловое ядро - одно из стержневых оснований личности. Каждый человек имеет определенную систему ценностей. 

Упражнение «Ценности»  (методика ценностных ориентаций  Рокича).

В ходе обсуждения выберите из предложенного списка 3 наиболее приоритетные ценности которые характеризуют, по вашему мнению, педагога-профессионала. Аргументируйте, почему? (не менее 5 аргументов).

Далее просим обратить внимание на  общую диаграмму  иерархии качеств педагогического коллектива  (Приложение 2 – Общая диаграмма ранжирования ценностей учителями СОШ №10)

Самоанализ. Обсуждение результатов

Упражнение «Время»

Цель – определение индивидуального вложения своего времени в течение суток

Педагогам предлагается анкета (Приложение 3).

Психолог. Время - ценность. Куда мы его вкладываем, то мы и получаем.

Задаём ли мы себе вопросы относительно своей профессиональной деятельности:

  • Зачем я это делаю?
  • Почему я вкладываю своё время в эту профессиональную деятельность?
  • Есть ли от этого польза? А может быть вред?
  • Насколько такое «капиталовложение» оправдано?

Самоанализ. Обсуждение результатов

3. Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств

Анализ и интерпретация результатов анкетирования на тему: «Зачем я работаю педагогом?»

В анкетировании «Зачем я работаю педагогом?» принимали участие учителя, педагогический стаж которых составляет от 4-х месяцев до 34 лет.

Мотивация работы в школе у педагогов различна, но наибольшее предпочтение отдается передаче знания и опыта детям. Учителям интересна та или иная область знаний (математика, физика, художественная литература и т.д.). Педагоги чувствуют свою ответственность за будущее детей. Далее предпочтение отдается зарабатыванию денег и большому отпуску летом. Воспитывать детей нравится не многим педагогам.

Есть и другие причины, по которым учителя работают в школе (нравятся коллеги; самосовершенствование при работе с детьми; желание быть полезной и востребованной, а не просто бабушкой и мамой; общение с детьми; повышение своего интеллекта ; работа в школе дисциплинирует, не дает расслабиться; просто нравится) (Приложение 4 - диаграмма  результатов анкетирования «Зачем я работаю педагогом ?»)

Анализ и интерпретация результатов анкетирования с использованием методики «Психологический портрет учителя» (Приложение 5 )

Методика «Психологический портрет учителя» (Школьный психолог 2006г., № 7) направлена на изучение таких профессионально важных качеств учителя как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. Вопросы методики были скомпонованы таким образом, что каждое из изучаемых качеств занимает отдельный столбик. Преобладание одного из 3-х вариантов ответа по каждому вопросы дало нам основание отнести поведение учителей, их чувства и реакции к определенным группам, обобщенные характеристики которых будут представлены ниже.

1. Приоритетные ценности.

Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это свидетельствует о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворно работать и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.

2. Психоэмоциональное состояние.

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

По результатам было выявлено преобладание второго варианта ответа. Такой показатель позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильность психоэмоционального состояния определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них. Проявляется как недостаточный уровень самообладания, склонность к тревоге, некоторые трудности социальной адаптации.

3. Самооценка.

Самооценка (самовосприятие) - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, которые обладают позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают  их как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.

4. Стиль преподавания.

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Это говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы  воздействия: побуждение, совет, просьба. Характерны удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

5. Уровень субъективного контроля.

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

По результатам было выявлено преобладание первого варианта ответа. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

Конечно, каждый человек неповторим  и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных  тестов. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и поэтому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным к самому себе, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Упражнение «Качества», завершающее педсовет.

Предлагается список  качеств. Каждому из педагогов  из предлагаемого списка необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять , не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно . Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Упражнение способствует углублению процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, определению его  профессионально-значимых личностных качеств  со стороны  педагогического коллектива.

ВЫВОДЫ

  1. Задачи, поставленные в начале педсовета, выполнены.
  2. Для развития  профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе,  стабильности психоэмоционального состояния,  необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах (лекции, семинары, тренинговые занятия).

Решение педагогического совета

Руководителю социально-психологической службы Черных Н.А. подготовить курс лекций, семинаров, тренинговых занятий для педагогов школы.

Литература

1. Банщикова  Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом : Учебно- методическое пособие. - М.2004. – 352с.

2. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.:Сентябрь, 2007.– 208 с.

3. Школьный психолог. 2005, № 12

4. Школьный психолог. 2006, № 7