Урок-конкурс "Знатоки" по теме цикла занятий "Уроки общения" для педагогов-психологов

Разделы: Школьная психологическая служба


Ход программы:

1. Вводная часть:
 Приветствие: Участники хаотично ходят по залу, на первую встречу с участником - кивок головой, на вторую – улыбнуться, на третью – сказать «привет».

2. Основная часть:
Сегодня у нас итоговое занятие, и оно пройдёт ввиде соревнований. Я хочу посмотреть, насколько вы усвоили правила общения, после наших тренингов.
И так, я объявляю конкурсную программу «Знатоки» считать открытым.
Вначале хочу представить членов независимого жюри.
Для начала мы должны разделиться на две команды.  

Упражнение «два поезда».
Выбираются считалкой «поезда», затем каждый поезд начинает свой путь, и участники «вагончики» прицепляются тем самым, составляя поезд. (Получились две команды)

Рефлексия на упражнение:
Что вы испытывали, когда выполняли упражнение? Легко ли было сделать выбор? Что вы чувствовали, когда вас выбирали?
Вот у нас две команды. Сейчас мы посмотрим, какая команда  сплочённей, дружней и быстрей, тем самым можете заработать первые баллы.

1 задание. Упражнение «Башмаки»
(все участники снимают обувь, и ведущий, перемешав её, раскладывает по разным углам комнаты)
Вы команда и вы команда (обращается к 1 и 2 команде) и ваша задача, взяв друг друга за руки, как можно быстрее и не размыкая рук, обуться в свою обувь. Если вдруг ваши руки разомкнулись, то вы своё путешествие за своими башмаками, начинаете заново, и вам придётся расстаться с уже найденными башмаками.
Жюри отслеживает правильность выполнения, быстроту и меньшую суету команд, тем самым присуждает баллы.

Рефлексия на упражнение с опорой на карточки, которые раздаются каждой команде.
Участники выбирают из списка те качества, которые соответствуют ощущениям от задания.

Карточки: сила коллектива, уважение, здоровье, успех, лидерство, терпение, воля, вера в победу, честность, целеустремлённость, важность правил.
Что вы испытывали, когда выполняли данное упражнение? Какие ощущения были у вас, и совпали ли они с теми, что указаны в карточке.
Вот, вы команды, а названий у вас нет.
Сейчас вы получите задание, от выполнения этого задания зависит, как будет называться ваша команда.

2 задание:
Вопрос 1 команде: Как называется выражение лица? (мимика)
Вопрос 2 команде: Как мы можем разговаривать, не применяя слова? (жестом).
Прошу жюри добавить баллы, за правильность ответов.
И так у нас команда «мимика» и команда «жесты».

3  задание:
1. Команде «мимика», задание «лица», предлагается определить, что выражают эти лица. ( Весёлое лицо, плачущее лицо, хитрое лицо, удивлённое лицо, испуганное лицо)
2. Команде «жесты» предлагаются картинки с изображением жестов, надо определить, что означает жест. (Можно использовать тест «руки»)
Жюри оценивает.
Для разминки предлагаю игру «зеркало эмоций».
Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны, желающий выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, испуг, отвращение, а остальные должны изобразить то настроение, которое показывает ведущий.
Вот мы немного отдохнули, теперь следующий этап соревнования.

4 задание: «правила общения»
Какая команда быстрее и больше вспомнит правила общения, (дается 2-3 минуты)
Жюри, внимательно слушает ответы и оценивает.
Секреты общения
 « Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же»
 «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя»
 «Умей слушать и слышать, и ты будешь услышан»
 « Будь вежлив, и у тебя будет много друзей»
 « Умей себя поставить на место другого, и ты сможешь понять его поступки».
Все вы помните правило:
 « Умей себя поставить на место другого, и ты сможешь понять его поступки», вот следующее задание.

5 задание: «Встань на его (её) место»
Командам даются ситуации, в которых один из героев необоснованно обижает другого. Для каждой ситуации выбирается водящий из противоположной команды, он играет роль обижаемого ребёнка или взрослого. В центре ставиться пустой стул - для обидчика и рассказывают о чувствах обидчика таким образом, чтобы объяснить причину своих действий. Ситуация будет разрешена тогда, когда – обиженный перестанет обижаться и сообщит об этом команде.
Жюри оценивают, как обыграли ситуацию команды и о том, как были высказаны чувства. И так, команда « мимика» разыгрывает ситуации для команды «жесты»,  команда должна выразить чувства обидчика. То же самое команда «жесты» для команды «мимика».

Ситуации:
 « Миша пришёл в школу нарядный и радостный – у него сегодня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел локтём Васю. Вася же так рассердился, что толкнул Мишу на пол. Миша упал, ударился и порвал новую рубашку»

« Сегодня не задавали уроков, Лена решила помочь маме: после школы забежать в магазин и купить хлеба на деньги, которые скопила от завтраков. « Вот мама обрадуется», - мечтала она. Правда,  в магазине рядом со школой не было свежего хлеба и ей пришлось пойти в дальний, поэтому, когда Лена подошла к своему дому, мама уже стояла у дверей с ремнём в руках. « Ты где же это, негодница, пропадала? Марш домой! Вот придёт отец, он тебе добавит!» - кричала мама.

 Примерные выражения чувств обиженного (можно подвести итог)
 Я - Вася. Вчера вечером я долго смотрел кино и сегодня не выспался. Мама накричала на меня, потому что я не хотел вставать. Сестрёнка съела мой пирожок, пока я мылся. А ещё я дома забыл тетрадь по русскому языку, получу двойку обязательно, поэтому я тебя и толкнул, Миша.
Я – мама. Я очень ждала тебя из школы, Лена.  Подогрела борщ, испекла твои любимые булочки. Но тебя долго не было. Сначала я смотрела в окно. Дети все прошли. Потом ходила по квартире, не зная, куда деть себя. А потом уже не смогла терпеть и выскочила на улицу. И поэтому я обидела тебя, Лена.

Задание 6:
Игровое упражнение «волшебные слова».
Чья команда быстрее назовёт слова, слова не повторять, (спасибо, пожайлуста, извините, простите и т.д.) Оценка жюри.
Все мы знаем, что мы в общении используем разные слова, с помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть.

Задание 7: « Жизнь»
 Каждая команда, приводит примеры, как можно словом приласкать человека, как ободрить.
Задание « из жизни»,  команда «мимика» приводит пример команде «жесты», а команда жесты, объясняет, что чувствует человек в такой словесной ситуации. Жюри оценивает.
Вот и подошло наше соревнование к заключительной части, подведение итогов. И пока подводятся итоги, мы поиграем в игру на внимание  «Тропинка»
Все встают и под музыку начинают движение. Даётся команда «Копна» - все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде « кочка» - дети приседают, положив руки на голову. По команде « тропинка» - опустив голову и положив руки на плечи, дети присоединяются друг другу. Те, кто нарушил правила, садятся на свои места. В конце игры определяются самые внимательные.
Итак, настал торжественный момент! Кто же победители?
Слово жюри.

Рефлексия на занятие:
Какое настроение? какое было? Какие задания были интересными? Что чувствовали, когда от вашего ответа зависел результат? Как лучше работать в группе или в одиночку?

3 часть: Заключительная

Ритуал «Прощания» (произвольный)

Презентация