Сегодня трудно представить образовательное учреждение без современного информационного обеспечения и соответствующего психологического сопровождения. В помощь психологам создано множество компьютерных программ и методик, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Хочу поделиться с коллегами опытом работы со специализированным комплексом компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton Studio «Психология в школе», который предназначен для эффективной работы психолога в образовательных учреждениях и занимает ведущее место среди других компьютерных методик. Авторы комплекса - сотрудники отдела изучения высших психических функций мозга человека НИИ Нейрокибернетики им. А.Б. Когана Южного федерального университета под руководством кандидата биологических наук А.Э.Тамбиева, которые создали комплекс совместно с коллегами Университета г.Тампере (Финляндия).Комплекс «Психология в школе» зарегистрирован в Российском фонде компьютерных программ учебного назначения (рег. № 1717), имеет сертификат соответствия Института информатизации образования, экспертное заключение вице-президента Российского психологического общества профессора П.Н. Ермакова.
Он состоит из семи тематических разделов, отражающих основные виды психодиагностической работы школьного психолога:
- Познавательные процессы
- Личность
- Состояние
- Отношения
- Развивающие методики
- Профориентационные методики
- Анализ результатов психологических экспериментов
Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Часть из них – известные авторские стандартизированные методики, такие, как Тест структуры интеллекта Амтхауэра, ШТУР, ШТОМ, Опросник Шмишека, Личностный факторный опросник Кеттелла, Цветовой тест Люшера, Личностный опросник Айзенка, Опросник для выявления агрессивности Басса-Дарки, АСВ, Карта интересов Голомштока и многие другие.
Часть из них являются интеллектуальной собственностью разработчиков комплекса, такие как пакеты «Ягуар» и «Зоопарк», которые не имеют аналогов, и дают возможность психологу исследовать такие познавательные процессы, как помехоустойчивость, переключаемость внимания, точность восприятия и т.д., от которых подчас зависит успешность обучения.
Продуманный подбор методик позволяет психологу работать со всеми участниками образовательного процесса – учащимися младшего, подросткового, юношеского возраста, педагогами, родителями. В частности, с помощью данного комплекса мы решаем следующие задачи:
- Выявление причин неуспеваемости
- Выявление синдрома дефицита внимания
- Оценка динамики развития познавательных процессов и способностей
- Работа с одаренными детьми
- Психологическая экспертиза новых образовательных технологий
- Анализ проблем личностного развития
- Анализ текущего психологического состояния учащихся, учителей и родителей
- Анализ текущего физического состояния учащихся, учителей и родителей
- Анализ межличностных отношений учащихся со сверстниками, педагогами, родителями
- Разрешение конфликтов между учащимися и педагогами
- Анализ родительско-детских отношений
- Профильное обучение учащихся
- Профессиональная ориентация учащихся
- Развитие познавательных процессов учащихся
- Оптимизация умственной работоспособности
- Профилактика негативных факторов работы с компьютером
- Психологический анализ педагогического коллектива
- Личностно-ориентированное образование
- Здоровьесберегающее образование
- Статистический анализ результатов групповых исследований
Компьютерная психодиагностика, в отличие от традиционной, с помощью данного комплекса предоставляет нам целый ряд существенных преимуществ:
- быстрое получение диагностических результатов, что крайне важно при консультировании;
- освобождение от трудоемких рутинных операций, таких как инструктирование, ведение протокола, обработка результатов;
- повышение точности регистрации результатов и устранение возможных ошибок обработки объемных тестов;
- повышение уровня стандартизации обследования;
- использование сложных алгоритмов обработки информации;
- создание банка психологических данных;
- наличие интеллектуального интерфейса, в частности возможность получения справки, развернутого психодиагностического заключения.
- удобство и компактность хранения психодиагностических результатов.
В любое время психолог может обратиться к базе данных, которая хранится в Менеджере профилей и распечатать на принтере результаты исследования (например, для родителей ребенка), что очень важно во время консультации. Протокол обследования выглядит так:
На наш взгляд, самой важной отличительной особенностью данного комплекса в отличие от других компьютерных методик состоит в том, что все тесты объединены в один комплекс и имеют единую базу данных, к которой психолог может обратиться в любое время. У него есть возможность проанализировать результаты проводимой коррекционно-развивающей работы с применением методов матстатистики, которые содержит Менеджер профилей. Так, например, мы хотим выяснить, зависит ли объем внимания от возраста испытуемых. В Менеджере профилей выбираем соответствующую задачу – например, расчет коэффициента корреляции и делаем расчеты, вернее, не мы делаем, а комплекс это делает за нас.
Мы видим в сводке, что существует очень незначительная обратная зависимость между возрастом испытуемых и объемом внимания.
Нельзя не сказать еще об одной очень важной отличительной особенности комплекса – наличии не только диагностических, но и развивающих методик, которые помогут психологам эффективно проводить коррекционно-развивающую работу. Так, например, Тренажер «Комфорт» содержит не только эффективные упражнения, но и прекрасную релаксирующую музыку, и замечательный интерфейс.
О преимуществах данного комплекса можно говорить очень много, что не позволяет нам сделать объем статьи. Думаю, что мой опыт будет полезен тем коллегам, которые еще не знакомы с данным комплексом. По всем вопросам об использовании комплекса коллеги могут обращаться ко мне по электронной почте.