Об использовании компьютерного комплекса диагностических и развивающих методик Effecton Studio "Психология в школе"

Разделы: Школьная психологическая служба


Сегодня трудно представить образовательное учреждение без современного информационного обеспечения и соответствующего психологического сопровождения. В помощь психологам создано множество компьютерных программ и методик, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Хочу поделиться с коллегами опытом работы со специализированным  комплексом компьютерных психодиагностических и развивающих программ Effecton Studio  «Психология в школе»,   который предназначен для эффективной работы психолога в образовательных учреждениях и занимает ведущее место среди других компьютерных методик. Авторы комплекса - сотрудники отдела изучения высших психических функций мозга человека  НИИ Нейрокибернетики им. А.Б. Когана Южного федерального университета под руководством кандидата биологических наук А.Э.Тамбиева, которые создали комплекс совместно с коллегами Университета г.Тампере (Финляндия).Комплекс «Психология в школе» зарегистрирован в Российском фонде компьютерных программ учебного назначения (рег. № 1717), имеет сертификат соответствия Института информатизации образования, экспертное заключение вице-президента Российского психологического общества профессора П.Н. Ермакова.
Он состоит из семи тематических разделов, отражающих основные виды психодиагностической работы школьного психолога:

  1. Познавательные процессы
  2. Личность
  3. Состояние
  4. Отношения
  5. Развивающие методики
  6. Профориентационные методики
  7. Анализ результатов психологических экспериментов

Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Часть из них – известные авторские стандартизированные методики, такие, как Тест структуры интеллекта Амтхауэра, ШТУР, ШТОМ, Опросник Шмишека,  Личностный факторный опросник Кеттелла, Цветовой тест Люшера, Личностный опросник Айзенка, Опросник для выявления агрессивности Басса-Дарки, АСВ, Карта интересов Голомштока и многие другие.
Часть из них являются интеллектуальной собственностью разработчиков комплекса, такие как пакеты «Ягуар» и «Зоопарк», которые не имеют аналогов, и дают возможность психологу исследовать такие познавательные процессы, как помехоустойчивость, переключаемость внимания, точность восприятия и т.д., от которых подчас зависит успешность обучения.

Продуманный подбор методик позволяет психологу работать со всеми участниками образовательного процесса – учащимися младшего, подросткового, юношеского возраста, педагогами, родителями. В частности, с помощью данного комплекса мы решаем следующие задачи:

  • Выявление причин неуспеваемости
  • Выявление синдрома дефицита внимания
  • Оценка динамики развития познавательных процессов и способностей
  • Работа с одаренными детьми
  • Психологическая экспертиза новых образовательных технологий
  • Анализ проблем личностного развития
  • Анализ текущего психологического  состояния учащихся, учителей и родителей
  • Анализ текущего физического состояния учащихся, учителей и родителей
  • Анализ межличностных отношений учащихся со сверстниками, педагогами, родителями
  • Разрешение конфликтов между учащимися и педагогами
  • Анализ родительско-детских отношений
  • Профильное обучение учащихся
  • Профессиональная ориентация учащихся
  • Развитие познавательных процессов учащихся
  • Оптимизация умственной работоспособности
  • Профилактика негативных факторов работы с компьютером
  • Психологический анализ педагогического коллектива
  • Личностно-ориентированное образование
  • Здоровьесберегающее образование
  • Статистический анализ результатов групповых исследований

Компьютерная психодиагностика, в отличие от традиционной,  с помощью данного комплекса предоставляет нам  целый ряд существенных преимуществ:

  1. быстрое получение диагностических результатов, что крайне важно при консультировании;
  2. освобождение от трудоемких рутинных операций, таких как инструктирование, ведение протокола, обработка результатов;
  3. повышение точности регистрации результатов и устранение возможных ошибок обработки объемных тестов;
  4. повышение уровня стандартизации обследования;
  5. использование сложных алгоритмов обработки информации;
  6. создание банка психологических данных;
  7. наличие интеллектуального интерфейса, в частности возможность получения справки, развернутого психодиагностического заключения.
  8. удобство и компактность хранения психодиагностических результатов.

 В любое время психолог может обратиться к базе данных, которая хранится в Менеджере профилей и распечатать на принтере результаты исследования (например, для родителей ребенка), что очень важно во время консультации. Протокол обследования выглядит так:

На наш взгляд, самой важной отличительной особенностью данного комплекса в отличие от других компьютерных методик состоит в том, что все тесты объединены в один комплекс и имеют единую базу данных, к которой психолог может обратиться в любое время. У него есть возможность проанализировать результаты проводимой коррекционно-развивающей работы с применением методов матстатистики, которые содержит Менеджер профилей. Так, например, мы хотим выяснить,  зависит ли объем внимания от возраста испытуемых. В Менеджере профилей выбираем соответствующую задачу – например, расчет коэффициента корреляции  и делаем расчеты, вернее, не мы делаем, а комплекс это делает за нас.

Мы видим в сводке, что существует очень незначительная обратная зависимость между возрастом испытуемых и объемом внимания.
Нельзя не сказать еще об одной очень важной отличительной особенности комплекса – наличии не только диагностических, но и развивающих методик, которые помогут психологам эффективно проводить коррекционно-развивающую работу. Так, например, Тренажер «Комфорт» содержит не только эффективные упражнения, но и прекрасную релаксирующую музыку, и замечательный интерфейс.

О преимуществах данного комплекса можно говорить очень много, что не позволяет нам сделать объем статьи. Думаю, что мой опыт будет полезен тем коллегам, которые еще не знакомы с данным комплексом. По всем вопросам об использовании комплекса коллеги могут обращаться ко мне по электронной почте.