Цели:
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.
- Выявить наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказать психологическую помощь и поддержку в выборе профиля дальнейшего обучения.
Задачи:
- Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.
- Активизация размышлений учащихся об их профессиональных интересах, склонностях и способностях.
- Применение диагностических методик для выявления области профессиональных интересов, склонностей и способностей.
- Привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Ориентационный курс «Я и моя профессия» включает в себя следующие этапы:
1. Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.
2. Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
3. Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания; интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.
Исходя из поставленных целей были выбраны следующие диагностические методики:
- «Диагностическая анкета» Г.В.Резапкина.
- «Анкета жизненного и профессионального интереса» Г.В.Резапкина.
- Вопросник «Коммуникативные и организаторские способности» В.В.Синявского и Б.А.Федорошина.
- Опросник «Айзенка».
- «Карта интересов» А.Е.Голмштока.
- «ШТУР» НИИО и ПП АПН СССР.
- «ДДО» Е.А.Климова.
По результатам диагностических исследований составляется «Карта выбора», в которой фиксируются результаты исследований, и дается рекомендация по выбору профиля обучения или направлению дальнейшего образования. Карта выдается учащимся индивидуально.
4. Профконсультационный (заключительный) – он включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях (реферат, выпуск газеты); групповую рефлексию. По желанию учащихся и их родителей проводятся индивидуальные дополнительные консультации.
Таким образом, разностороннее исследование
психологических особенностей учащихся, их
профессиональных интересов способствуют
расширению их знаний о себе, правильной
оценки своих склонностей, способностей, что дает
им возможность более объективно соотнести их с
требованиями избираемого профиля или профессии.
Индивидуальные результаты диагностических
исследований и практических работ учащихся
рекомендуется использовать с целью
индивидуальной накопительной оценки
«портфолио».
Тематическое планирование прилагается (Приложение 1).
Предполагаемые результаты работы
По прохождению курса обучающиеся будут знать:
- себя и свои возможности;
- понятия, как личность, темперамент, характер, мыслительная деятельность, психологический тип, тренинг.
По прохождению курса обучающиеся будут уметь:
- управлять своими эмоциями;
- эффективно сотрудничать с другими людьми;
- применять методы и приёмы самовоспитания, саморегуляции, самоадаптации, которые помогут им правильно найти своё место в жизни;
- развить свои потенциальные возможности и способности.
Разработка одного из занятий в двух вариантах.
Занятие 9 (первый вариант проведения)
Тема: «Ошибки в выборе профессии».
Беседа.
В любой сфере деятельности происходит смена
занятий, должностей по мере роста квалификации
человека. При этом наибольших успехов достигает
тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда.
Обратите внимание на то, что с каждым годом
появляются все новые профессии. Будьте готовы к
тому, что придется регулярно повышать
квалификацию, осваивать смежные специальности.
Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9
классе, фатальным образом определит всю Вашу
судьбу. Изменение выбора, освоение новой
специальности сделает Вас ценным специалистом,
востребованным в междисциплинарных областях
деятельности. Первая профессия, даже если Вы
затем передумаете и найдете что-то более
привлекательное, пригодится в неожиданных
ситуациях. Например, первое образование
искусствоведа поможет юристу по своему второму
образованию разобраться в сложных вопросах
наследования антикварных ценностей...
Что самое главное при выборе профессии?
Чтобы твоя работа в будущем была успешной и
приносила удовлетворение. Все, что способствует
такому выбору, хорошо, все, что противодействует,
плохо.
Можно выделить две ошибки, приводящие к
неверному выбору профессии. Это, во-первых,
неправильное отношение к различным
обстоятельствам выбора (к области деятельности,
к советам и поведению окружающих), включая и
недостаточную самостоятельность в принятии
решения; во-вторых, недостаточность знаний,
опыта, информированности о существенных
обстоятельствах этого выбора.
Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш
взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они
живут и что чувствуют?
Почему это произошло?
Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе
которой с помощью психолога сформулировать и
записать причины, приведшие к неправильному
выбору профессии: предубеждения, «за компанию»,
идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения
(на свой счет, на счет профессии).
В отношении ряда профессий существуют
предубеждения, которые заключаются в том, что
некоторые виды деятельности воспринимаются как
не престижные. Список этих профессий может
меняться в течение одного или нескольких
поколений. Так, профессия учителя, полвека
считавшаяся в нашей стране престижной, в начале
90-х годов перешла в разряд не престижных. Сейчас
ее репутация медленно восстанавливается. Как вы
думаете, почему это произошло? В отношении
профессии предрассудки проявляются в том, что
некоторые важные для общества профессии, занятия
считаются недостойными, неприличными (например:
мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен
для общества, чем химик или слесарь. Престижность
профессии должна учитываться – но после учета
Ваших интересов и способностей. Иначе будете
владеть (если будете) «модной», но не приносящей
удовольствия специальностью. Или, чего доброго,
окажетесь, непригодны к выполнению основных
рабочих функций...
Какие профессии вы считаете престижными и
почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж»,
«престижность»?
Горячая десятка
Ее можно вычислить благодаря аналитикам издательских домов, связанных с объявлениями о работе и сайтов по подбору персонала.
Профессия |
Количество запросов в месяц |
Программист | примерно 4000 |
Секретарь-референт со знанием иностранных языков | 3000 |
Инженер-технолог | 1600 |
Бухгалтер | 1500 |
Дизайнер | 1300 |
Менеджер по продажам | 1200 |
Менеджер по рекламе | 1100 |
Менеджер офиса | 1000 |
Юрист | 900 |
Логистик | 700 |
Довольно часто выпускники выбирают профессию
«за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том
случае, когда у друзей совпадают интересы,
склонности и способности к одной и той же
профессиональной деятельности. Плохо, если один
из них руководствуется только этим принципом. В
этом случае его, как правило, постигает жестокое
разочарование, и после долгих, иногда
мучительных поисков, он вынужден менять
первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В
худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься
нелюбимым делом. Какие последствия это будет
иметь для его карьеры?
Существуют профессии, которые могут быть тебе
противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё
состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в
основном, те, в которых требуется длительное
напряжение тех или иных физиологических систем.
Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики
– сердце...
Нередко интерес к профессии формируется под
влиянием книг, кинофильмов, знакомства с
интересным человекам, которому хочется
подражать. Каковы профессии героев популярных
современных фильмов? Как вы к этим профессиям
относитесь?
Ошибок можно избежать, если реально представлять
собственные возможности, знать особенности
своей нервной системы, памяти, внимания,
мышления, правильно оценивать уровень
подготовленности, интересы и склонности.
Занятие 9 (второй вариант проведения)
Тема: «Восемь углов профессионального самоопределения или ошибки в выборе профессии»
Цель: Познакомить с системой внешних и внутренних факторов и условий самоопределения, основными ошибками и правилами выбора профессии.
1. Вводная часть
Упражнение «Самооценка»
Вся группа становится на одной стороне зала.
Психолог: «Я буду задавать вам вопросы. Ответив
на вопрос, оцените себя по 10 бальной системе и,
пройдя по залу, остановитесь на том месте,
которому соответствует ваш балл.
– На сколько баллов вы заботитесь о своем
здоровье?
– Любите ли вы путешествовать?
– На сколько баллов вы соблюдаете диету?
– На сколько баллов вы определились в выборе
профессии?
– А теперь отметьте на «Дереве» уровень
готовности в выборе профессии.
2. Основная часть (Приложение 2).
Психолог: «Выбор профессии во многом определяется системой внешних и внутренних факторов и условий, которые необходимо знать и учитывать. Что же влияет на выбор профессии? Назовите факторы, учет которых, на ваш взгляд, необходим в ситуации выбора профессии.
На доске выписываются названные факторы. Можно использовать схему, которая раздаётся каждому подростку.
1. ПС – позиция старших членов семьи
Большинство родителей дают совет своим детям, либо дают полную свободу выбора профессии. Но есть и такие родители, которые диктуют свою волю детям. Так или иначе, а мнение старших членов семьи необходимо выяснить и хорошо обдумать, потому что зачастую им, как никому видны Ваши сильные и слабые стороны, они знают ваши интересы и склонности, способности и возможности. Не бойтесь советов и указаний, бойтесь безумно следовать им! В случае если мнения, советы кажутся вам необоснованными, проявляйте изобретательность в поиске доводов в пользу вашего выбора, а при их нехватке обратитесь за помощью и поддержкой к психологам.
2. ПТ – позиция товарищей.
Дружеские связи в вашем возрасте крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Если вы выбираете первое – работу или учебу с друзьями – рискуете потерять себя, свое призвание. Выбираете второе – профессиональное занятие по вашим интересам – рискуете потерять друзей. Но если это настоящие друзья, то риск потерять их исключен. Бойтесь потерять себя!
3. ПУ – позиция учителей.
Наблюдая за вашей учебой, педагог ставит своего рода диагнозы относительно ваших интересов, способностей, характера, вашей подготовленности для взятия профессиональных и жизненных высот. Обязательно проведите разведку позиции учителя относительно себя, поинтересуйтесь их мнением относительно вашего выбора.
4. ЛПП – личный профессиональный план.
Ваш личный профессиональный план должен включать в себя:
- дальнюю профессиональную цель;
- ближние профессиональные цели, пути достижения дальней;
- представления о собственных недостатках и достоинствах, которые могут повлиять на достижение намеченных целей;
- представления о возможных препятствиях на пути;
- знание путей преодоления препятствий;
- знание резервных вариантов на случай неудач по основному варианту.
5. СП – способности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека.
6. УП – уровень притязаний.
Уровень притязаний – это устойчивое представление человека о том, какое место среди людей он должен занимать.
7. ИН – информированность.
Обширная информация о выбираемой профессии. Поинтересуйтесь, как относятся к выбираемой вами профессии разные люди, и обязательно узнайте мнение о ней у профессионалов.
8. СК – склонности.
Склонность – нечто большее, чем просто познавательное побуждение, интерес. Одно дело – хотеть знать, другое – хотеть делать. Склонности проявляются в любимых занятиях.
3. Заключительная часть
Анализ ситуаций.
Ситуация 1 (Приложение 2, слайд 9).
Володя М., учащийся 9-го класса, собирается после
окончания 11 класса поступить в университет. Он
мечтает стать юристом. Его дед, юрист, намерения
внука одобряет. Друзья считают, что эта профессия
не совсем подходит для него. Учителя советуют
выбрать профессию, связанную с радиотехникой.
Мотивы выбора Володей этой профессии –
престижная, высокооплачиваемая работа. Володя
увлекается восточным единоборством, часами
может паять, ремонтировать, собирать
радиоприемники, магнитофоны. Учится Володя на «4»
и «3», больше всего ему нравятся уроки физики,
физкультура, уроки «Технологии».
Обозначаем эту ситуацию следующим образом:
Наличие фактора ЛПП (4) имеется, (Володя мечтает
стать юристом), обозначим в кружок.
Дед его намерения одобряет – есть фактор ПС (1).
Друзья выбора Володи не одобряют, поэтому фактор
ПТ(3) на схеме не отмечается.
Способности Володи не соответствуют его
профессиональным планам, СП (5) – не отмечаем.
Уровень притязаний Володи высокий – желание
получить высшее образование, но он не
соответствует его способностям. На схеме фактор
УП (6) отмечается, его можно соединить с ЛПП (4).
В данной ситуации можно предположить, что Володя
недостаточно информирован о профессии, ее
требованиях к специалисту, поэтому фактор ИН (7)
на схеме не отмечается.
Склонности Володи – СК (8) не соответствуют
ЛПП, фактор можно отметить, но не соединить с ЛПП.
В итоге получается, что в данной ситуации только
два фактора соотносятся с имеющимся
профессиональным планом. Можно сделать вывод,
что ситуация в плане реализации довольно
сомнительна.
Ситуация 2.
Учащийся 10 класса Дима И., хотел быть военным, но сейчас эта профессия кажется ему слишком хлопотной. У Димы нет определенных профессиональных интересов. Учится он на «4» и «3», увлекается рисованием, любит кататься на велосипеде, сам его ремонтирует. Родители Димы хотят, чтобы сын поступил в медицинскую академию и стал врачом-стоматологом.
Ситуация 3.
Оцените ситуацию собственного профессионального выбора. Покажите несколько имеющихся факторов, которые соответствуют вашим профессиональным планам.
Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности.
Список литературы:
- Ашихмина Л.П. и др. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. М., 2003.
- Журнал «Завуч» №3, 2004.Теория и практика образования.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? М., 1990.
- Новожилова Н.В. Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников. АПК и ПРО.
- Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. М., 2003.
- Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.,1991.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1997.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
- Чернышева Ф.Р. Программа изучения профессиональной мотивации и самоопределения. Екатеринбург, 2003.
- Чистякова С.Н. Элективные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. М.:АПК и ПРО, 2003.