Происходящие в современном обществе изменения в социально-экономическом положении многих семей приводит к формированию ценностных ориентаций подростков, не связанных с учёбой. С одной стороны, рыночные условия современной России требуют инициативных, целеустремлённых, образованных людей, с другой стороны, у значительной части детей потерян или слабый интерес к школе, учебно-познавательной деятельности.
Анализируя учебно-воспитательный процесс за 2005-2006 учебный год, было выявлено, что проблема познавательной активности учащихся, в том числе одарённых, стала актуальной и значимой для нашей школы. Стало понятно, что благодаря формированию особого отношения к учению учащиеся способны познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания как средство самосовершенствования. Так в 2006 году появился комплексно-целевой проект «Интеллект».
Перед школой встала задача оказать школьнику помощь как субъекту самосознания, самодеятельности, а педагогической деятельности придать характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен опытом между учителем и учащимися, т.е. оказание психолого-педагогической поддержки школьнику в развитии познавательной активности.
Цель, которую мы ставим для себя – создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития интеллектуальных возможностей учащихся, их творческих способностей.
Психологическая служба оказывает помощь в организации и развитии учебно-исследовательской работы в школе. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, работать в группе, решать проблемные ситуации — необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в УИК «Интеллект», позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьёт речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.
Мероприятия по реализации комплексно-целевого проекта «Интеллект»
№ | Направление деятельности психолога | Форма проведения | Сроки | Исполнитель |
1 |
Психолого-педагогическая экспертиза: - анализ показателей познавательной и творческой активности учащихся на уровне школы и района - анализ деятельности школы по организации работы с одарёнными детьми |
Педсовет | Сентябрь, 2006 | Директор, заместитель по НМР, заместитель по УВР, психолог |
2 |
Утверждение примерного перечня проектно-исследовательских работ | НМС | Рабочая группа (зам. директора по НМР, педагоги-предметники, психолог) | |
3 |
Систематизация банка диагностик уровня познавательной и творческой активности учащихся (Приложение 1) | Пакет документов | 2007 г. | Психолог, зам. директора по НМР |
4 |
Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одарённых учащихся (Приложение 2) | Консультации, родительские собрания | 2007-2009 гг. | Психолог, учителя-предметники |
5 |
Разработка программы изучения личности одарённого ребёнка, индивидуальных карт психологического развития одарённых детей. | Пакет диагностик, тестирования | 2008-2009 гг. | Психолог, зам. директора по НМР |
6 |
Обеспечение психологической помощи одарённым учащимся в развитии их познавательных, коммуникативных, организационных, потенциальных и реальных возможностей и способностей (Приложение 3) | Курс занятий с психологом | 2007-2010 гг. | Педагог - психолог |
7 |
Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одарённого ребёнка, его познавательных возможностей, способностей | Банк данных | 2008-2009 гг. | Психолог |
8 |
Разработка алгоритмов, памяток для одарённых детей по НОТ, способам ведения самостоятельной проектно-исследовательской деятельности | Банк данных | 2008-2009 гг. | Психолог, классные руководители, учителя-предметники |
9 |
Организация работы по выявлению профессиональных наклонностей одарённых детей- учащихся 9 классов | Диагностические срезы | 2007-2009 гг. | Психолог, классные руководители |
10 |
Сбор и систематизация материалов психолого-педагогического содержания в помощь учителям, работающим с одарёнными детьми (Приложение 4) | Банк данных, кафедры | 2007-2009 гг. | Заведующий библиотекой, психолог |
11 |
Оформление стенда «Организация работы с одарёнными детьми»: - Психолого-педагогические основы содержания работы с одарёнными детьми. - «Что такое одарённость?» - Информационный бюллетень о новинках психолого-педагогической литературы по данной проблеме - Перспективы работы с одарёнными детьми |
Педагогические выставки | 2009 г. | Зам. директора по НМР, психолог |
12 |
Диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время | Диагностические срезы | 2009-2010 гг. | Психолог, классные руководители |
13 |
Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта «Интеллект». Обобщение опыта работы | Семинар | 2010 г. | Зам. директора по НМР, психолог, зав. Кафедрами |
14 |
Подготовка пособия «Модель работы с одарёнными детьми» | Презентация | 2010 г. | Зам директора по НМР, годичная команда, рабочая группа |