Правила успешного общения, или базовые принципы эффективного общения

Разделы: Школьная психологическая служба


Обучающие цели:

  • Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;
  • Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Развивающие цели:

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания

Воспитательные цели:

  • Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.

Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами.

Этапы урока:

  1. Обозначение темы урока.
  2. Определение проблемы
  3. Работа в парах
  4. Обобщение мнений детей. Определения правил эффективного общения. Запись правил. Зарисовка образа проблемы “слушать” и “слышать”
  5. Работа в группах (все участники делятся в процессе упражнения на 4 группы). Определения правил эффективного общения. Запись правил.
  6. Рефлексия.
  7. Работа в группах по 4 человека.
  8. Презентация работы в группах. коллективное обсуждение, выбор правильного варианта.
  9. Подведение итогов. Дети предлагают свою формулировку изначально предложенного высказывания. Варианты вывешиваются на доску на магниты.-

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте!

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.

Известно высказывание К. Морли, в котором он остроумно заметил, что “существует только один способ стать хорошим собеседником – это …”уметь слушать”.

В этом высказывании содержится один из секретов успешного общения, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться.

Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.

Упражнение 1.

Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.

Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник -Сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями. Поменяйтесь ролями. Закончили.

Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет в течение 30 сек. Обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.

Найдутся те, у кого произошло искажение информации.

Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?

Не видели партнера,

  • То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!

Что еще мешало?

Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .

То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?

Да.

В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” - значит. физически воспринимать звуки определенного значения.

Проговаривание и написание схемы.

СЛУШАТЬ СЛЫШАТЬ
 “делать сознательное усилие физически воспринимать
услышать звук” или “обратить звуки определенного значения
на него внимание”, т.е. это волевой акт.
Чтобы слушать, необходимо желание.

Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.

  • Это еще одно правило эффективного общения

Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое — один говорит, другой слушает”.

А для того, чтобы захотеть слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить

  • Эмпатию – это еще одно правило.

Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.

Упражнение “найди себе пару”.

Сейчас каждый из вас получит листочек, на котором будет слово, обозначающее какой-либо предмет. Вы прочитаете, запомните и уберете листочек в карман. Не говоря ни слова, только при помощи невербальных средств общения: жестов и мимики, вы должны найти еще несколько участников, у которых было то же самое слово. Когда вы сгруппируетесь я попрошу вас не разговаривать. Упражнение закончится как только все участники определяться в какой они группе. На работу у вас 2 минуты.

Ребята разделяются на 4 группы, садятся группами.

Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?
Можете ли вы назвать следущее правило?

  • Учитывать язык поз и жестов.
  • Важна обратная связь – вербально, то есть слова!

Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.

Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.

ВЕШАЮ НА ДОСКУ ОПОРНЫЕ ФРАЗЫ

“Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …” и т.д.

Посмотрите, какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?

  • Не оценивать собеседника
  • Не перебивать

Вы получили представление о правилах взаимодействия, которые в психологии общения называются правилом активного слушания.

Выводы, к которым мы сегодня пришли являются для вас абсолютно новыми?

Ответы.

Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п.

В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок. И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.

Вы будете работать в группах, каждая группа получает задание (Приложение 1)- исходя из ситуации составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута. (Приложения 2, 3, 4, 5)

Представление результатов работы в группах.

С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?

Обсуждение

Вернемся к нашему высказыванию.

С учетом сегодняшнего опыта как бы вы закончили это предложение?

1) Напишите свои варианты на листочке.

ВЕШАЮ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ДОСКУ

2) ЗАПИСЫВАЮ ИХ ВАРИАНТЫ В СТОЛБИК ПОД ВЫСКАЗЫВАНИЕМ

В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать”. Вы оказались правы в своих ответах.

Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись.

Педагог раздает каждому участнику памятку эффективного общения. (Приложение 6).

Спасибо за урок. Вы были для меня приятными собеседниками.

Обсуждение.