Обучающие цели:
- Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;
- Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания
Воспитательные цели:
- Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.
Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами.
Этапы урока:
- Обозначение темы урока.
- Определение проблемы
- Работа в парах
- Обобщение мнений детей. Определения правил эффективного общения. Запись правил. Зарисовка образа проблемы “слушать” и “слышать”
- Работа в группах (все участники делятся в процессе упражнения на 4 группы). Определения правил эффективного общения. Запись правил.
- Рефлексия.
- Работа в группах по 4 человека.
- Презентация работы в группах. коллективное обсуждение, выбор правильного варианта.
- Подведение итогов. Дети предлагают свою формулировку изначально предложенного высказывания. Варианты вывешиваются на доску на магниты.-
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте!
Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.
Известно высказывание К. Морли, в котором он остроумно заметил, что “существует только один способ стать хорошим собеседником – это …”уметь слушать”.
В этом высказывании содержится один из секретов успешного общения, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться.
Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.
Упражнение 1.
Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.
Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник -Сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями. Поменяйтесь ролями. Закончили.
Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет в течение 30 сек. Обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.
Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.
Найдутся те, у кого произошло искажение информации.
Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?
Не видели партнера,
Что еще мешало?
Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .
То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?
Да.
В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” - значит. физически воспринимать звуки определенного значения.
Проговаривание и написание схемы.
СЛУШАТЬ | СЛЫШАТЬ |
“делать сознательное усилие | физически воспринимать |
услышать звук” или “обратить | звуки определенного значения |
на него внимание”, т.е. это волевой акт. | |
Чтобы слушать, необходимо желание. |
Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.
- Это еще одно правило эффективного общения
Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое — один говорит, другой слушает”.
А для того, чтобы захотеть слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить
- Эмпатию – это еще одно правило.
Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.
Упражнение “найди себе пару”.
Сейчас каждый из вас получит листочек, на котором будет слово, обозначающее какой-либо предмет. Вы прочитаете, запомните и уберете листочек в карман. Не говоря ни слова, только при помощи невербальных средств общения: жестов и мимики, вы должны найти еще несколько участников, у которых было то же самое слово. Когда вы сгруппируетесь я попрошу вас не разговаривать. Упражнение закончится как только все участники определяться в какой они группе. На работу у вас 2 минуты.
Ребята разделяются на 4 группы, садятся группами.
Какой вывод можно сделать на основе
полученного опыта?
Можете ли вы назвать следущее правило?
- Учитывать язык поз и жестов.
- Важна обратная связь – вербально, то есть слова!
Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.
Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.
ВЕШАЮ НА ДОСКУ ОПОРНЫЕ ФРАЗЫ
“Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …” и т.д.
Посмотрите, какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?
- Не оценивать собеседника
- Не перебивать
Вы получили представление о правилах взаимодействия, которые в психологии общения называются правилом активного слушания.
Выводы, к которым мы сегодня пришли являются для вас абсолютно новыми?
Ответы.
Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п.
В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок. И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.
Вы будете работать в группах, каждая группа получает задание (Приложение 1)- исходя из ситуации составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута. (Приложения 2, 3, 4, 5)
Представление результатов работы в группах.
С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд какой группе удалось оптимально
применить правила эффективного общения –
активного слушания?
Обсуждение
Вернемся к нашему высказыванию.
С учетом сегодняшнего опыта как бы вы закончили это предложение?
1) Напишите свои варианты на листочке.
ВЕШАЮ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ДОСКУ
2) ЗАПИСЫВАЮ ИХ ВАРИАНТЫ В СТОЛБИК ПОД ВЫСКАЗЫВАНИЕМ
В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать”. Вы оказались правы в своих ответах.
Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись.
Педагог раздает каждому участнику памятку эффективного общения. (Приложение 6).
Спасибо за урок. Вы были для меня приятными собеседниками.
Обсуждение.