Программа по проведению здоровьесберегающих занятий в сенсорной комнате психологической разгрузки "Мир детства"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель программы:

  • Развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции.

Задачи:

  • обучение методам саморегуляции и самоконтроля;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • формирование культуры межличностных отношений;
  • повышение мотивации к самосовершенствованию и обучение методам самомассажа.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный – выявление детей младшего школьного возраста, нуждающихся в психологической разгрузке.
  2. Основной – реализация занятий по программе, включающих игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка, на улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми. Сеансы релаксации, проводимые с использованием мягкого освещения, спокойной музыки или звуков природы, в зависимости от тематики комплекса.
  3. Заключительный – диагностика результативности коррекционной работы.

Ожидаемые результаты:

  • укрепление физического, психологического и духовного здоровья младших школьников;
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • повышение самооценки, уверенности в себе.

Тематическое планирование

Тема Цель Наименование упражнений, форм работы.
1. « Знакомство» Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Вступительное слово.
  • Знакомство.
  • Цветок – имя.
  • Шалтай – Болтай.
  • Два друга.
  • Релаксация «Игра с песком у моря».
2. «Все мы разные» Повышение уверенности в себе, развитие умения говорить о своих сильных сторонах, повышение внутригруппового доверия. Ознакомление со способами восстановления эмоционального равновесия.
  • Я умею.
  • Способы восстановления эмоционального равновесия.
  • Игра в философов.
  • Я не такой, как все, и все мы разные.
  • Мой портрет в лучах солнца.
  • Рефлексия занятия.
3. «Учись управлять собой» Обучение элементам аутотренинга, самостоятельному расслаблению организма, повышение сплоченности группы.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Солнышко и тучка.
  • Аутотренинг.
  • Рисунок дерева.
  • Поменяться местами.
  • Рефлексия занятия.
4. «Я один такой на свете» Обучение применению мимики и жестов в обыденной жизни, развитие умения находить положительные стороны в людях.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Рассказ о себе.
  • Комплименты.
  • Подарки.
  • Вопрос о тебе.
  • Мое настроение.
  • Игра – танец.
  • Рефлексия занятия.
5. «Диалог добра и зла» Развитие умения различать проявления добра и зла, снятие психоэмоционального напряжения, установление телесного контакта, обучение приемам релаксации.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Конспиратор.
  • Диалог добра и зла.
  • Письмо.
  • Массаж на снятие стресса.
  • Рефлексия занятия.
6. «Покажи себя со стороны» Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения других людей.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Комплименты.
  • Сказка о Маугли.
  • Пантомима.
  • Что я люблю.
  • Кем я себя ощущаю.
  • Ночь и день в джунглях.
  • Танец – игра.
  • Рефлексия занятия.
7. «Играем вместе» Обучение детей работе в группе, ознакомление с правилами взаимопомощи.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Что я не люблю.
  • Учитель Балу.
  • Совместный рисунок.
  • Игра – танец.
  • Рефлексия занятия.
8. «Мой мир» Помочь детям научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя.
  • Рефлексия предыдущего занятия.
  • Я люблю себя.
  • Психогигиена.
  • День рождения.
  • Дарю улыбку.
  • Пианино.
  • Колечко, колечко.
  • Рефлексия занятия.
9. «Дыхание жизни» Определение симпатии детей по отношению друг к другу. Обучение гимнастики соединения движения с дыханием.
  • Паровозик.
  • Река.
  • Ученый.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Доброе тепло.
10. «Доброе тепло». Обучение детей выражению своего настроения через движение, развитие симпатии друг к другу.
  • Хрустальный шар.
  • Барометр настроения.
  • Ласковое имя.
  • Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка.
  • Уходи.
  • Тух-тиби-дух.
  • Иди ко мне.
  • Поддержка.
  • Доброе тепло.
11. «Мы – самые лучшие!» Развитие сплоченности коллектива, дружеских чувств по отношению к участникам группы.
  • Барометр настроения.
  • Что я люблю делать.
  • Ласковое имя.
  • Мне нравится.
  • Барометр настроения.
  • Стул любви.
  • Царевна Несмеяна.
  • Доброе тепло.
12. « Помоги себе сам!» Развитие уверенности во взаимоотношениях друг с другом, обучение самомассажу головы.
  • Березка.
  • Сорви яблоко.
  • Ласковые слова.
  • Нет!
  • Гроза.
  • Доброе животное.
  • Самомассаж.
13. «Счастье» Развитие положительного эмоционального фона в группе, развитие внимания, памяти.
  • Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка.
  • Эстафета хороших известий.
  • Березка.
  • Прочисти мозги.
  • Опишите друг друга.
  • Коровы, собаки, кошки.
  • Три лица.
  • Доброе тепло.
  • Костер дружбы.
14. «Что такое хорошо?» Развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.
  • Эстафета хороших новостей.
  • Самоуважение.
  • Охотник и заяц.
  • Самомассаж.
  • Доброе тепло.
  • Костер дружбы.
15. «Потаенные места» Развитие навыков наблюдения и самонаблюдения, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Барометр настроения.
  • Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка.
  • Ласковые слова.
  • Волшебная котомка.
  • Иван да Данила.
  • Ночной поезд.
  • Постукивающий массаж.
  • Тряпичная кукла и солдат.
  • Доброе тепло.
  • Костер дружбы.
16. «Учись самовыражаться» Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения, самоопределение настроения.
  • Мне нравится…
  • Ласковые слова.
  • Волшебная котомка.
  • Барометр настроения.
  • Цветопись настроения.
  • Краски.
  • Доброе тепло.
  • Костер дружбы.
17. «Мы живем среди людей» Развитие позитивного сотрудничества детей, обучение приемам релаксации.
  • Эстафета хороших новостей.
  • Посылай и воспринимай уверенность.
  • Уходи.
  • Иди ко мне.
  • Гроза.
  • Распустившийся бутон.
18. «Школа жизни» Продолжать развивать чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона.
  • Барометр настроения.
  • Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка.
  • Ласковые слова.
  • Одюдюка.
  • Гроза.
  • Постукивающий массаж.
  • Распустившийся бутон.
  • Доброе тепло.
19. «Все самое интересное» Развитие психологической комфортности в группе участников, навыков самосознания, самоопределения.
  • Барометр настроения.
  • Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка.
  • Интервью.
  • Кого не хватает.
  • Тух-тиби-дух.
  • Акулы и матросы.
  • Уходи.
  • Иди ко мне.
  • Доброе тепло.
20. «Мое настроение» Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.
  • Скажи, что хочешь.
  • Коробка переживаний.
  • Волшебная подушка.
  • Разбуди дух.
  • Цветочный дождь.
  • Я сильный – я слабый.
  • Скучно – скучно…
  • Аплодисменты по кругу.
  • Спасибо за приятный день.
21. «Саморазвитие» Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально – личностной сферы ребенка.
  • Барометр настроения.
  • Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка.
  • Ласковые слова.
  • Мне нравится…
  • Подарок.
  • Зеркала.
  • Маски.
  • Зоопарк.
  • Иностранец.
  • Мы охотимся на льва.
  • Доброе тепло.
22. «Все кончается, а мы – остаемся!». Подведение итогов работы группы. Закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
  • Барометр настроения.
  • Подари камешек.
  • Барометр настроения.
  • Слушаем тишину.
  • Тень.
  • Снятие телесного напряжения.
  • Разговор с деревом.
  • Щепки на реке.
  • Дружеские объятия.

 Занятие 14 «Что такое хорошо?»

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.

  1. «Эстафета хороших новостей»

Цель: создание положительного настроя в группе.

Ведущий: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.

  1. «Самоуважение»

Цель: помочь детям лучше узнать себя, глубже понять свою индивидуальность, снятие психоэмоционального напряжения.

Ведущий: Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас действительно хорошими? Как вам показывает это мама, а как папа?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза глубоко... Теперь отправьтесь мысленно в то место, которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы видите там? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).

Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми... Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими... (15 секунд).

Послушайте, что они скажут...

Поговорите с человеком, который к вам пришел. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится... (15 секунд).

Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза...

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?

  1. «Охотник и заяц»

Цель: развитие умения действовать в нестандартной ситуации.

Играют два ребенка: один — Охотник, другой — Заяц.

Они встают напротив друг друга. Им обоим завязывают глаза, и им придется рассчитывать только на свои уши. Все остальные выстраиваются по краю поля, чтобы Охотник и Заяц нигде не ударились, и ведут себя очень тихо. Заяц пытается перебежать через поле. Если он окажется на другой стороне — он в безопасности. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит Зайца, чтобы его поймать.

  1. Самомассаж

Цель: обучение самостоятельному снятию напряжения рук.

Упражнения могут выполняться в положении сидя или стоя.

  • «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично:правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.
  • «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.
  • «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.
  1. «Доброе тепло»

Цель: сплочение группы, повышение внутригруппового доверия.

Ведущий: Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он — следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

  1. «Костер дружбы».

Цель: подведение итогов занятия.

Ведущий: Встаньте поближе друг к другу в круг, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем то же самое проделайте и с левыми руками.
Раскачивая руки вверх-вниз дружно произносим слова: «Раз, два, три! Огонек, гори!» Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Опускаем руки и говорим о своих ощущениях и впечатлениях, возникающих во время занятия.

«Почувствовав тепло», садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: «Спасибо! До свидания».

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001
  5. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  7. Матюшкин А.М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие// Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.