Цель семинара: проследить процесс адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшей профильной школе.
Задачи:
- Выявить проблемы адаптации десятиклассников к обучению в старшей школе;
- Выявить отношение и осознанность выбора профилей обучения;
- Определить методы коррекции проблем адаптационного периода;
- Подвести предварительные итоги первого триместра;
План работы семинара.
1. Цели и задачи семинара /заместитель директора по образовательному процессу/;
2. Адаптация учащихся 10-х классов к обучению в старшей школе /психолог школы/;
3. Результаты мед. осмотра, состояние здоровья учащихся /школьный врач/;
4. Предварительные итоги триместра, анализ "входного" контроля /зам.директора по образовательному процессу/;
5. Анализ результатов анкетирования учащихся по правоввым вопросам / социальный педагог/;
6. Характеристика классных коллективов /классные руководители/;
7. Обмен мнениями;
8. Итоги семинара. Выводы и рекомендации.
Выступление психолога "Итоги адаптации учащихся 10-х классов"
Ещё древнеримский врач Гален писал, что здоровье - это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности.
Определение здоровья, содержащееся в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) звучит так: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В этом определении подчеркивается неоднозначность соотношения между здоровьем и болезнями:
во-первых, отсутствие последних не является абсолютным критерием здоровья, в силу чего человек, здоровый по традиционным медицинским понятиям, может, тем не менее, располагаться в "зоне неблагополучия" и, следовательно, быть нездоровым по более строгим оценкам.
Во-вторых, в определении ВОЗ в один ряд с традиционными критериями здоровья - физическим (соматическим) и душевным (психическим) - поставлен критерий социальный. Неразрывность биологического и социального в природе человека делает такой подход вполне оправданным.
Говоря о здоровье, следует подразумевать его, как способность организма приспосабливаться к окружающей среде обитания, то есть адаптироваться. Понятно, что чем более совершенны механизмы приспособления, тем больше "запасы" здоровья.
Таким образом, уровень здоровья как показатель адекватности внешней среды для нормальной жизнедеятельности организма характеризует степень адаптированности человека к среде обитания.
В течение всей жизни организму приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшей профильной щколе.
Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. В нашей вопросе, мы говорим о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интелллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение здоровья, и оптимального самочувствия.
Известно, что в процессе эволюции развились различные пути и способы приспособления. Один из важных путей приспособления - это отсутствие реакции организма на раздражитель. Но не менее важен другой путь - реакции на различные раздражители. Реакции - это путь приспособления живого к вечно меняющимся условиям.
Изучение стресса показало, что эта реакция протекает стадийно. "Реакция тревоги" - первая стадия стресса - развивается через 6 часов после стрессового воздействия и длится 24-48 часов. Далее наступает стадия устойчивости. Селье установил, что в этой стадии устойчивость организма к вредным воздействиям повышена. Если раздражитель очень сильный или повторяется, то стадия устойчивости переходит в стадию истощения. Сильное или длительное напряжение приводит к повторному угнетению защитных систем организма. При встречи с сильным раздражителем основная задача - любой ценой получить энергию в короткие сроки, чтобы обеспечить необходимые условия для "битвы" или "бегства". Однако организму в начале приходится не усиливать, а ослаблять свой ответ. Складывается парадоксальное на первый взгляд положение: в ответ на действие сильного раздражителя активность основных защитных систем не нарастает, а, напротив, подавляется. Таким образом, изменения в эндокринной системе в реакцию тревоги представляют собой, по сути дела, не "призыв к оружию", а "призыв к разоружению", так как приводят к подавлению защитных систем организма. Вместе с этим повышается артериальное давление и свертываемость крови. Иные же функции, например, пищеварения, так же как и активность других желез внутренней секреции, ненужных для непосредственной борьбы с сильным раздражителем, - подавлены. Все эти приспособительные изменения, происходящие в первую стадию стресса, могут вызвать тяжелые последствия в организме, особенно в условиях гипокинезии и гиподинамии, когда изменения, присущие стрессу, не реализуются на мышечную работу.
Поэтому необходимо помнить, что реакция тревоги - это типичный пример того случая, когда защита достигается ценой повреждения.
Этим и объясняется выбор диагностических методик, используемых для изучения процесса адаптации.
1. Тест школьной тревожности ФИЛЛИПСА.
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у учащихся 10-х (профильных классов) в адаптационный период.
Тест школьной тревожности Филлипса позволяет изучить уровень и характер школьной тревожности учащихся среднего и старшего школьного возраста. Диагностика учащихся 10-х профильных классов проводилась в период с 5 по 19 октября 2008 года. Были продиагностированы все десятиклассники (35 человек). Результаты диагностики позволяют определить уровень тревожности учащихся по восьми факторам, содержательная характеристика, которых представлена в таблице.
Факторы | Содержательная характеристика |
1. Общая тревожность по школе | Общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. |
2. Переживание социального стресса | Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. |
4. Страх самовыражения | Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. |
5. Страх ситуации проверки знаний | Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей. |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем | Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. |
Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели:
- Уровень и характер школьной тревожности каждого учащегося класса по всем факторам;
- Количество учащихся в классе с низким и высоким уровнем тревожности;
- Общие показатели уровня тревожности по классу;
- Выявит наиболее тревожные факторы.
Анализ результатов диагностики по 10а классу:
- 44 % - учащихся класса тревожность не выявлена;
- 22 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности;
- 22 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов;
Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения.
Анализ результатов диагностики по 10б классу:
- 29 % - учащихся класса тревожность не выявлена;
- 18 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности;
- 35 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по одному фактору;
- 35 % - учащихся повышенный уровень тревожности по 2-3 факторам;
По классу повышенной тревожности не выявлено.
2. Дагностика школьной тревожности и работоспособности
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА.
Общий уровень работоспособности учащихся 10-х классов (по Люшеру).
класс | высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий |
10а класс | 27% | 17% | 34% | 22% | -- |
10б класс | 30% | 47% | 18% | 5% | -- |
Общий уровень тревожности учащихся 10-х классов (по Люшеру).
класс | высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | о |
10а класс | 11% | -- | 22% | 28% | 17% | 22% |
10б класс | -- | 5% | 24% | 20% | 31% | 19% |
3. Диагностика самочувствия, активности, настроения ОПРОСНИК САН.
С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 10-х классов в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены в таблице.
Параметры | 10а класс | 10б класс |
Самочувствие | 17 % -хорошее; 51 %- нормальное; 32 %- плохое. |
28 % -хорошее; 45 %- нормальное; 26 %- плохое. |
Активность | 45 % - нормальная; 55 %- плохая. |
9 %- хорошая; 55 % - нормальная; 36 %- плохая. |
Настроение | 9 % -хорошее; 21 %- нормальное; 70 % - плохое. |
100 % - плохое. |
4. Диагностика школьной мотивации.
Диагностика проводилась с целью, определения отношения учащихся 10-х классов к школе.
Параметры | 10а класс | 10б класс |
Высокая школьная мотивация, учебная активность. | 5 % | 33 % |
Хорошая школьная мотивация. | 65 % | 57 % |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами. | 23 % | 10 % |
Низкая школьная мотивация. | 6 % | -- |
Негативное отношение к школе. | -- | -- |
5. Диагностика состояния психологического климата в коллективе.
Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает:
- все учащиеся 10б класса высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;
- 64% учащихся 10а класса, также высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;
- для 27% - психологический климат класса, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо;
- 9% - оценивает психологический климат в классе, как очень плохой.
Выводы и рекомендации:
- анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно;
- высокого уровня тревожности в 10б классе не выявлено, в 10а - у двух учащихся;
- учащиеся показывают достаточно высокий уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию;
- идет стабильное формирование классных коллективов, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива;
- по результатам диагностики ученица 10а класса не адаптировалась к обучению в старшей школе;
- учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку;
- классному руководителю 10а класса продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики;
- учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности.
Выводы и рекомендации по семинару в целом, после обсуждения всех заявленных вопросов:
- Адаптационный период успешно проходят большинство учащихся 10-х классов, идет стабильное формирование классных коллективов;
- Выбор профилей обучения сделан учащимися самостоятельно и осознанно; состав профильных групп оставить без изменений;
- Организовать психологическую и педагогическую поддержку учащимися, у которых выявлена тревожность по отношению к школе;
- Классному руководителю 10а учесть данные психологической диагностики при формировании классного коллектива;
- Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей работе;
- Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики.
Ответственные: психолог школы, заместитель директора по ОП, классные руководители.