В жизни хочется место свое мне, неизменное
место найти
И желанье бороться, работать, так, чтоб с нас
ручьями пот стекал,
Чтоб в завтрашнем строе творцов ты гражданином
достойным бы стал…
(Б.Мацявичус)
Содержание проекта
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
- недостаточная подготовка интеграции в общество сверстников, недостаточная сформированность социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение по причине состояния здоровья, недостаточность общения;
- повышение образовательного уровня детей с патологией зрения;
- появление вторичных отклонений детей раннего возраста ввиду позднего начала педагогического сопровождения;
- неумение родителей организовать и развивать игровую деятельность ребенка;
- недостаточность, а зачастую отсутствие специальных знаний и умений у родителей по воспитанию ребенка с патологией зрения;
Цели проекта:
- создание условий для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в возрасте от 6 месяцев до 7 лет;
Задачи, решаемые в результате внедрения проекта:
- психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция средствами игры;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
- психопрофилактическая и психокоррекционная работа с семьей;
- помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
- психолого-педагогическое обследование детей от 6 месяцев до 7 лет с нарушениями зрения при наличии согласия родителей (законных представителей).
Результаты от внедрения
Основные:
- на локальном уровне - создание инновационной структуры работы с родителями и детьми с нарушением зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение в целях интеграции их в общество сверстников; расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске;
- преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством педагогического просвещения родителей;
- развитие игрового взаимодействия родителей с детьми
- сформированность предпосылок учебной деятельности детей;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Сопутствующие:
- расширение информационно-методического банка МС(К)ОУ и направлений взаимодействия;
- развитие системы используемых материальных и моральных стимулов для мотивации педагогического коллектива;
- модернизация нормативно-правовой базы (локальных актов) по инновационной деятельности;
- пополнение “банка” игровой продукции в МС(К)ОУ.
Формы представления результатов:
- Интернет-сайт (страница) в городском образовательном портале
- Материалы выступлений на городских совещаниях, научно-практических конференциях (статьи в научно-практических журналах и соответствующих сборниках тезисов, публикации на сайте газеты “Дошкольное образование” -Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
- Компьютерная презентация по теме проекта
Критерии оценки ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты |
Критерии |
Средства оценивания |
Расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске; создание системы обеспечения интеграции детей с патологией зрения в общество сверстников; |
Системность информационных и методических материалов, обеспечивающих апробацию и внедрение работы в лекотеке с детьми с патологией зрения |
Информационно-методический банк |
Преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством пед. просвещения родителей; |
Доступность, охват детей работой, качество предоставляемых услуг. Уровень коммуникативности и коммуникабельности детей |
Статистические данные, отчет о работе. Анкетирование, опрос, интервьюирование. Пед. диагностика |
Развитие игрового взаимодействия родителей с детьми |
Уровень развития игровой деятельности |
Данные пед.диагностики |
Сформированность предпосылок учебной деятельности детей |
Уровень школьной готовности |
Пед.диагностика |
Гармонизация детско-родительских отношений |
Уровень взаимодействия “ребенок-родитель” |
Рисуночный тест “Семья” |
Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения
Негативные последствия |
Способы устранения |
1. Неприятие вводимой формы работы с неорганизованными детьми специалистами МС(К)ОУ в силу отсутствия мотивации |
Формирование мотивации через первоочередное создание соответствующей системы ценностей. Внедрение новшеств с опорой на базовые ценности и традиции МС(К)ОУ |
2. Неинформированность родителей детей, нуждающихся в посещении лекотеки, небольшое количество посещающих детей |
Сбор данных о семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, оповещение общественности через местные средства массовой информации. Выпуск информационного буклета. |
Обоснование актуальности.
В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является “взаимодействие педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.
В связи с этим возникает проблема обеспечения информированности родителей и педагогов о содержании, методах, приемах воспитательной деятельности друг друга, повышения педагогической культуры обеих сторон.
Особенно актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи в том случае, если дети имеют какие-либо отклонения в развитии. Тогда детский сад, помимо обычных для дошкольного учреждения задач, решает задачи коррекции, развития у детей процессов компенсации, реабилитации и абилитации воспитанников. Теснейшее взаимодействие детского сада и семьи в этом случае важно не только потому, что детей с проблемами в развитии сложнее воспитывать и обучать, но и потому, что позиция их родителей очень уязвима. Например, они часто испытывают чувство вины перед ребенком и друг перед другом, бывают растеряны, не видят будущего для своих детей, а нередко и стесняются их недуга.
Общественная значимость создания лекотеки для детей с нарушением зрения дошкольного возраста в городе заключается в том, что в данное время отсутствует структура работы специалистов с данным контингентом детей.
В настоящее время в городе имеется (по данным детской городской поликлиники на 01.09.2007г) выявленных детей с нарушениями зрения (6 детей дошкольного возраста и 1 слепорожденный ребенок раннего дошкольного возраста). Опыт показал, что реальные данные нуждающихся детей могут быть выше, так как некоторые дети не находятся на учете в детской поликлинике, ввиду того, что родители не видят необходимости постановки на учет.
Опыт создания лекотек имеется в г.Москве, Санкт-Петербурге, Звенигороде.
Проектирование деятельности педагогов в лекотеке опирается на ведущие педагогические концепции:
- Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин);
- Теория проблемного обучения (М.Махмутов, И.Я.Лернер);
- Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина),
- Теория индивидуализации обучения (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский);
- Теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Г.А.Берулава, Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская)
Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего и дошкольного возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Игра - основной метод лекотеки.
При организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения, актуальными являются следующие принципы:
- Доверительность отношений - обеспечение уверенности родителей в профессиональной компетентности, тактичности, доброжелательности педагогов, в их умении помочь решить проблемы, связанные с развитием ребенка, проблемы семейного воспитания.
- Личностная заинтересованность родителей, которые должны понять смысл своего педагогического просвещения;
- Подход к родителям как к равноправным партнерам взаимодействия;
- Утверждение их самоценности:
1) проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности, права на ошибки; 2) отказ от судейской позиции, оказание поддержки; 3) создание условий для максимального проявления положительных качеств родителей;
- стимуляция и поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- недирективность в игровом сопровождении ребенка”;
- уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку;
- адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка;
- оптимальная организация игровой среды
Новизна проекта:
- Использование лекотеки, как средства социализации детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения;
- Переход от традиционного (словесного) взаимодействия педагогов с родителями к деятельностному (практическому), когда прекращается декларативность утверждений и имеется возможность применения на практике полученной от специалистов информации
- Сохранение положительного опыта;
- Новизна проекта заключается в процедуре деятельности
Продолжительность внедрения проекта: один учебный год
Продолжительность реализации проекта: пять учебных лет
Территория, на которой будет осуществляться проект: коррекционный зал МС(К)ОУ
Целевые группы проекта:
В реализации проекта участвуют специалисты, находящиеся в штате МС(К)ОУ:
1) Учителя-тифлопедагоги. Основание включения: необходимость оказания квалифицированной тифлопедагогической помощи детям с нарушением зрения, наличие у педагога специального дефектологического образования
2) Учитель-дефектолог. Основание включения: присутствие детей со сложным дефектом, наличие у педагога специального дефектологического образования
3) Учитель-логопед. Основание включения: присутствие детей с нарушениями речи, наличие у педагога специального дефектологического образования
4) При необходимости привлекается инструктор ФИЗО. Основание включения: необходимость развития основных движений у детей, организации спортивного досуга, развлечения; наличие у педагога квалификации “педагог-дефектолог”
5) При необходимости привлекается музыкальный руководитель. Основание включения: необходимость развития музыкально-ритмических движений; наличие у педагога квалификации “музыкальный руководитель”.
Формы и методы деятельности по проекту:
1) Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др.
2) Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
воспитанников: программа коррекции и развития коммуникативных умений (вербальных и невербальных средств общения); программа коррекции и развития практических умений и социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей; программа коррекции и развития восприятия; программа коррекции и формирования навыков пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей; программа коррекции и развития речи; программа развития остаточного зрения; коррекционно-психологическая программа (разрабатывается психологом), направлена на поддержку детей, имеющих проблемы психики; педагогическая программа эмоционально-волевого восприятия детей с нарушением зрения; программа подготовки ребенка к письму и чтению, плоскопечатным или рельефно-точечным шрифтом (развитие осязания, тактильной чувствительности, ориентация на листе бумаги); программа предупреждения трудностей письма и чтения, возникающих на фоне аномального развития.
Объем финансирования:
Оплата работы специалистов (учителей-тифлопедагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда) производится из средств надтарифного фонда (“надбавка за сложность, напряженность и высокое качество работы”) в пределах - до 15%.
При спонсорской поддержке возможно приобретение игровой продукции (на сумму 13 076 руб) и программы индивидуального сопровождения Лонгитюд Б. на сумму 20 000 рублей, приобретение игрового комплекса БОС “Здоровье” (для дошкольных учреждений на сумму 209 957). Итого: 243 033
Развитие материально-технической базы лекотеки МС(К)ОУ
Наименование |
Сумма |
Игровая продукция (диски, книги, аудиокассеты) |
13 076 |
Программа индивидуального сопровождения ребенка “Лонгитюд Б” |
20 000 |
Приобретение игрового комплекса БОС “Здоровье” (для дошкольных учреждений” |
209 957 |
Итого: 243 033
Этапы реализации проекта:
В рамках данного проекта планируется:
- Создание на базе МС(К)ОУ двух консультационных пунктов: для детей с функциональными нарушениями зрения “Солнышко”, для детей с глубокими нарушениями “Лучик”.
- Подготовка специалистов- консультантов для работы с неорганизованными детьми.
- Создание группы психолого-педагогической экспертизы игровой продукции коррекционной направленности для детей
- регулярное рассмотрение результатов работы лекотеки на заседаниях методического объединения тифлопедагогов МС(К)ОУ, заседаниях творческих групп;
- подготовка ежегодных отчетов по деятельности лекотеки;
- организация систематического обсуждения с родительской общественностью и профессиональным педагогическим сообществом различных аспектов деятельности лекотеки;
- разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования работников, привлеченных к работе в лекотеке.
- расширение контингента детей с нарушением зрения, посещающих лекотеку (имеющих сложный дефект);
- создание неформального клуба общения родителей, посещающих лекотеку;
- концентрация тифлопедагогических кадров;
- накопление, подготовка, копирование и распространение методических материалов по вопросам тифлологии;
- просвещение общества по вопросам тифлологии;
- тифлологическая помощь для детей с нарушенным зрением от рождения до 7 лет.
- Использование игровой оздоровительной технологии “БОС-здоровье”
Управление и контроль за реализацией проекта:
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Дальнейшая работа будет связана с продолжением реализации работы в лекотеке, необходимой для системы социализации неорганизованных детей с нарушением зрения.
Эта работа будет включать:
В перспективе возможно создание центра зрения (на базе МС(К)ОУ), целью которого будет:
Возможности распространения проекта:
Опыт организации работы лекотеки возможен для распространения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида
Дополнительная информация:
Условия для реализации проекта в МС(К)ОУ
МС(К)ОУ начальная школа-детский сад “Ручеек” проводит работу с детьми с нарушением зрения с 1987г. С 1998 года учреждение работает с детьми начальных классов школы (с 1-4 класс). С (К)ОУ реализует Программу 1У вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л.И., рекомендованной Министерством образования РФ.