Ресурсное обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения детей дошкольного возраста
Исторически ПМПк ориентирована на детей с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПк попадают самые разные проблемы дошкольной дезадаптации в детском возрасте.
Для специалистов ПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум. Рекомендации ПМПк должны лечь в основу разработки новых технологий или использования имеющихся “готовых” технологий. [1]
Деятельность ПМПК непосредственно затрагивает вопросы психического и физического здоровья детей, а следовательно, перспектив развития страны в целом. и обеспечена нормативно-правовой документацией (приложение 1) (слайд 1), (слайд 2)
(слайд 1)
(слайд 2)
Функциями ПМПк являются:
- Экспертно-диагностическая функция,
- информационно-аналитическая функция,
- организационная,
- методическая,
- консультативная,
- функция сопровождения,
- просветительская функция [1]
Для того, чтобы реализовать заложенный в ребенке онтогенетический потенциал ПМПк способствует устранению отклонений в развитии следующими способами:
- ликвидация причин отклонений в развитии, например изъятие ребенка из неблагоприятных микросоциальных условий, которые привели к формированию отклонений в развитии;
- стимуляция развития, например, с целью устранения последствий социальной депривации ребенка или актуализации резервных возможностей развития ребенка; стимуляция может осуществляться путем оптимального насыщения среды сенсорной информацией, обеспечения эмоциональной поддержки и подкрепления, вовлечения ребенка в разнообразные формы деятельности и т.п.;
- коррекция (исправление) отклонений в развитии, например, для устранения последствий применения к ребенку неадекватных способов обучения и воспитания, формирующих или закрепляющих дизонтогенетическую структуру его развития;
- компенсация (восполнение) недостающих (дефицитарных) компонентов развития, например, при сенсорных, моторных и других нарушениях;
- реабилитация (восстановление) утраченных элементов развития, например, при различных вариантах поврежденного развития;
- “переструктурирование” искаженной структуры развития;
- “гармонизация” асинхроний и дисгармоний развития.
Методическая функция
Основными вопросами, которые нуждаются в обсуждении и согласовании членами ПМПк являются следующие:
1) Достижение договоренности об использовании в условиях ПМПК единого пакета диагностических методик для обследования детей с отклонениями в развитии.
Среди медицинских параметров важное значение имеют сведения об осложнениях во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном развитии.
Для педагогов-психологов имеется единый пакет диагностик обследования детей:
Диагностика развития познавательных процессов детей 4-5 лет , 5-6, 6-7 лет (слайд 3),
(слайд 3)
тест Векслера, представление ребенка педагогом-психологом на ПМПК.
(слайд 4)
Для учителей – логопедов имеется пакет обследования речи ребенка:(слайд 4)
Речевая карта обследования ребенка-дошкольника, анамнез развития ребенка
Воспитатели ДОУ на основе педагогического наблюдения составляют план индивидуального сопровождения ребенка. В МС(К)ОУ “Ручеек” ведется паспорт развития ребенка, в котором представлен путь развития (успехов в освоении программы) ребенка, индивидуальная работа воспитателя с ним. (приложение 2)
Функция сопровождения
Сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК осуществляется через ПМПк. Фактически это звено представляет собой обратную связь
Во времени такой контроль должен осуществляться в соответствии с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного ребенка. Однако в любом случае представляется важным осуществлять контроль развития ребенка не реже одного раза в год. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить какие-либо неблагоприятные проявления в состоянии и развитии ребенка и решить вопрос о возможных изменениях условий развития ребенка, включая условия получения образования и различные аспекты сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Немаловажным для ПМПК остается методическое обеспечение ее деятельности. Современные требования к обследованию ребенка в ПМПК обозначают две ведущие тенденции в отношении методического обеспечения обследования. Первая из них предполагает оснащение унифицированным набором стандартизованных экспериментальных методик, тестов, других методических средств. Вторая тенденция заключается в высокопрофессиональном владении этими средствами и гибком индивидуализированном их использовании по отношению к каждому конкретному ребенку.
Вопросы методической оснащенности ПМПк рассматривались неоднократно и именно этой стороне деятельности консилиумов ОУ уделялось пристальное внимание. С целью изучения мнения о методической оснащенности деятельности ПМПк был проведен опрос председателей ПМПк дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Ноябрьск:
В опросе приняли участие 20 человек.
Методическая оснащенность |
||
Варианты ответов | Кол-во | % |
Обеспечен полностью | 17 | 85% |
Достаточно хорошо | 3 | 15% |
Почти не обеспечен | - | - |
Не обеспечен вообще | - | - |
Выявленные проблемы методического оснащения ПМПк и сопровождения детей:
1) Создание банка данных о лицензированном диагностическом инструментарии обследовании детей дошкольного возраста
2) Создание банка данных методического обеспечения коррекционного процесса: педагогического опыта, теоретических и методических разработках в дошкольных образовательных учреждениях города (ежегодно обновляемого)
3) Формирование структуры раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии как неотъемлемого и базового структурного элемента коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии (по принципу работы Института раннего вмешательства г.Санкт-Петербурга)
Используемая литература:
1) Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка/под редЛ.М.Шипицыной.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.