Конспект урока-факультатива "Самосовершенствование личности". Тема: "Навыки самопрезентации" (8-й класс)

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8


Цель занятия: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.

Задачи:

  • Дать понятие: «самопрезентация»; «резюме»;
  • Познакомить с правилами составления резюме;
  • Познакомить с основами самопрезентации;
  • Рассмотреть понятие имиджа и определить из каких составляющих складывается это понятие.

Оборудование: интерактивная доска, маркеры, бумага.

Ход урока.

1. Введение в тему урока и определение задач урока.

Упражнение «Самопрезентация, или кто я?»

За 5 минут необходимо составить 10 слов или предложений, которые бы ответили на вопрос «Кто я?». Учитель показывает пример на интерактивной доске. Учащиеся делают работу на заготовленных карточках. В конце упражнения учащимся предлагается выбрать 3 самые лучшие самопрезентации.

Учитель: Вы сейчас выполнили упражнение «Кто я?» или по- другому представили свою самопрезентацию.
«Навыки самопрезентации»- это тема нашего урока. На данном уроке мы должны познакомиться с понятием самопрезентации, с основами самопрезентации, определить понятие имиджа. (План на доске) Приложение 1.

1.1. Работа над понятием самопрезентация.

1.2 Упражнение «Моя визитная карточка»

 За 3 минут предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажете в ней и каким образом оформите - это ваше дело. Помните: деловому человеку визитная карточка необходима для продолжения контакта, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности. (Пример показывается на доске). Рисунок 1.
 Выберите три лучших визитных карточки. Вы сейчас представили еще одну из форм самопрезентации.

2.Изучение новой темы.

За эту часть урока вы дважды имели возможность самопрезентовать себя.

- Что такое самопрезентация?

- В каких жизненных ситуациях мы чаще всего прибегаем к самопрезентации?

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ- это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. (надпись на доске). Приложение 1.

Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно

Недостаточно, однажды войдя в комнату, доброжелательно улыбнуться и подумать, что вам обеспечен имидж обаятельного человека. Самопрезентация — величина нестатичная, она поддается корректировке и подвержена изменениям, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Чем же располагает человек при общении с людьми, от чего зависит впечатление, которое он производит? (Опрос учащихся) (Заполняется таблица на слайде)

Это — взгляд, жест, мимика, улыбка, движения тела (атрибуты невербального поведения); интонация, темп речи (атрибуты вербального поведения); одежда.

Основой позитивной самопрезентации является гармония этих трех величин в контексте уверенности и доброжелательности. Психологами установлено, что именно у людей с положительной самопрезентацией окружающие предполагают наличие разнообразных достоинств; они более привлекательны как в профессиональной карьере, так и в личной жизни.

Важность самопрезентации понимали еще наши предки.

2.1 Вспомните пословицы и поговорки на эту тему:

«Встречают по одежке – провожают по уму».
«По одежке протягивай ножки».
«По Сеньке шапка».
«Не в свои сани не садись» и т. д.

Как вы понимаете эти пословицы?

2.2. Коллективное составление резюме.

Игра – деление на группы. Для этого нам необходимо поделиться на группы. Поднимите руки те из вас, кто считает себя лидером (ведущий оставляет 4 лидеров, остальные занимают свои места). Сейчас каждый лидер по очереди будет выбирать себе в группу по одному человеку, пока все участники игры не распределятся по группам.

- Вы уже не однажды слышали такое понятие резюме, кто- то пробовал его составить.

Сейчас мы должны познакомиться с понятием резюме.

Коллективная работа. Класс разбивается на 4 группы. Необходимо за 10 минут изучить теоретический материал и представить его в интересной форме.

1 группа: Понятие резюме. Цель резюме. Формы резюме.
2 группа. Основные блоки резюме.
3 группа. Требования к резюме.
4 группа. О чем не надо писать в резюме?

2.3 Представление теоретического материала группами.

2.4 Составление резюме воображаемого человека. Сейчас вашему вниманию будет предложена схема- шаблон резюме. Вы должны работая в группе заполнить схему на вымышленного человека. Приложение 2

2.5. Игра «Напиши свое имя»

Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, ощутите свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.

Возьмите себя за локоть и напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V- знак победы.

Следующая задача труднее — сконцентрируйтесь на правом бедре и напишите и по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключитесь на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнит это задание, должен снова подать мне знак. В заключении вы должны попробовать писать головой. Напишите в воздухе дату своего рождения. Тот, кто справился должны подать знак двумя руками.

Вам сейчас была дана возможность отдохнуть и самопрезентовать себя. Жесты играют немалую в этом роль.

2.6. Знакомство с понятием имидж.

В беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие.

Ведущий. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.

Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то окружающие просто отключаются от вас. Чтобы создать свой имидж, не обязательно быть от природы привлекательным человеком, необходимо умело использовать то, что у вас есть.

Учащиеся знакомятся с советами психологов относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор ее цвета. Приложение 3

Учитель. Женщинам в деловой одежде можно придерживаться классического сочетания «черный низ - белый верх», т.е. надеть белую блузку, длинную (или чуть ниже колена) черную юбку или брюки и черные туфли на низком каблуке. Но возможно, это совершенно не ваш стиль делового костюма. В таком случае стоит отойти от классического сочетания, и добавить немного оригинальных деталей и цветов. Мужчинам в деловой одежде стоит остановить выбор на элегантном пуловере или свитере поверх белой рубашки с воротником и классических брюках. Если для вас этот вариант деловой одежды неприемлем, обратите внимание на традиционную рубашку в тонкую полоску в сочетании с однотонным галстуком и брюками черного цвета или цвета хаки. Из обуви хорошо подойдут кожаные или лакированные туфли. Несомненно, деловая одежда очень важна, однако при этом не забывайте о деталях.

Давайте определим: от чего зависит выбор цвета нашей одежды?

Во-первых, ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА: темное можно носить круглый год, светлое - только в теплое время года. Во-вторых, УЧИТЫВАЙТЕ ИМИДЖЕВУЮ ЦЕЛЬ: какое мнение о себе вы хотите создать у окружающих, на какое впечатление вы рассчитываете (то ли бросаться в глаза, то ли казаться нейтральной, "как все", то ли эпатировать и т.д.)

Но цвет не будет работать на ваш имидж, если вы не учтете своих ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, и, выбранный вами, он не поможет подчеркнуть вашу собственную цветовую гамму.

Нельзя в официальной обстановке деловых встреч с партнерами быть в брючном костюме.
Это не только неписаное правило делового мира. Исследования психологов показывают, что такой костюм не способствует деловому успеху.

Нельзя "мини".

Деловой женский наряд должен быть длиннее, чем требует смелая мода. "Мини" все еще ассоциируется с самой древней профессией, и когда серьезные люди говорят о "мини", то подразумевают исключительно "итальянский вариант" - юбка до колен!

Платье или костюм? Платье - это внутрифирменная одежда, оно уместно, если вы находитесь в окружении только своих сотрудников.

Поэтому для работы я предлагаю как основную одежду костюм… Очень подходит для деловой одежды платье с жакетом в тон. Тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.

3. Практическая работа.

(Раздаются буклеты с рекомендациями по деловой одежде). Приложение 4

Используя полученные знания, члены группы создают «имидж-картинку» — цветной рисунок, коллаж и т.д., отражающий их представление о своем образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседования при приеме на работу).

4. Подведение итогов.

Назовите главный вывод, который вы сделали на нашем уроке.