В настоящее время в Липецкой области активно
развивается такое направление экспертной
деятельности, как судебно-психологическая
экспертиза по уголовным делам в рамках
ювенальных технологий, основанных на
международных нормах и принципах
восстановительного правосудия в отношении
несовершеннолетних, направленных на защиту прав
и интересов ребенка, профилактику детской
преступности, на реабилитацию и адаптацию
подростков в обществе.
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях
несовершеннолетних центральной задачей стала
диагностика несовершеннолетних
правонарушителей, а также последующая коррекция
и реабилитация как условноосужденных, так и
жертв насилия.
Исходя из этого остро назрела необходимость в
разработке индивидуально-ориентированных и
групповых программ по сопровождению
условноосужденных и жертв насилия.
Предлагаемая программа групповых занятий с
элементами тренинга разработана по запросу КДН
г.Липецка, Липецкого района по сопровождению
несовершеннолетних жертв насилия с учетом
выявленных в ходе диагностики личностных
особенностей.
Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки жертвам насилия, подвергшимся избиению со стороны одноклассников.
Контингент потенциальных участников программы: учащиеся 9 классов школ г.Липецка, Липецкого района.
Цель программы: обучение навыкам ведения конструктивного диалога со сверстниками в целях профилактики возникновения конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии.
Задачи:
1. Развитие коммуникативной, интерактивной и
перцептивной сторон общения с целью
предупреждения возникновения коммуникативных
барьеров.
2. Развитие способности к адекватной оценки
фрустрационной ситуации и умения находить
конструктивные пути выхода из нее.
3. Обучение приемам и методам снятия
нервно-психического напряжения в стадии
возбуждения.
Реализация данной программы необходима для адаптации жертв насилия среди сверстников и в социуме. Развитие коммуникативных навыков позволит им в будущем адекватно реагировать на фрустрационные ситуации и находить оптимальные способы их разрешения в целях профилактики конфликтных ситуаций, возникающих в подростковой среде.
Структура программы:
Программа коррекционно-реабилитационных занятий состоит из 4-х этапов:
1 этап – диагностический. Сбор проблематики для
последующей коррекции.
2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с
целью овладения навыками адекватного
взаимодействия со сверстниками в конфликтных
ситуациях.
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления
динамики происходящих изменений в личностной и
эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.
4 этап – консультативное
психолого-педагогическое сопровождение.
Занятия состоят из 3 блоков:
1 блок – познание (восприятие) себя и отношений с
окружающим миром. (Цель – отреагирование эмоций,
связанных с отношением к себе; рефлексия
индивидуальных потребностей и отношений с
другими людьми.)
2 блок – я и моя жизнь. (Цель – осмысление себя в
контексте собственной жизни; в контексте
психологического времени личности, включающем
психологическое прошлое, настоящее и будущее.)
3 блок – переживание критических (трудных)
ситуаций. (Цель – выражение чувств, связанных с
критическими ситуациями и их
переживанием-преодолением.)
Структура тренингового занятия:
Каждое занятие состоит:
- ритуал приветствия;
- упражнение на снятие нервно-психического напряжения;
- упражнение на сплочение группы;
- дискуссия с использованием мозгового штурма;
- упражнение на снятие напряжения;
- обратная связь (подведение итогов работы);
- ритуал прощания.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 1 академический час.
Используемые методы и методики (для диагностического этапа):
Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности (Г. Айзенк), «Тест цветовых предпочтений М. Люшера», тест – опросник для выявления акцентуаций характера (К. Леонгард), самооценка лидерства (В.В. Козлов), методика САН, методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), самодиагностика типового семейного состояния; метод опроса (беседа), метод наблюдения.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
К участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиотрические заболевания.
Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы.
Гарантия прав участника программы обеспечивается “Правилами работы”, которые вырабатываются на первом занятии.
Сферы ответственности участников программы и тренера (педагога-психолога).
Участники несут ответственность за:
– соблюдение правил групповой работы;
– свое поведение.
Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.
Он несет персональную ответственность за:
– жизнь и здоровье несовершеннолетних во время
проводимых им занятий, а также за нарушение прав
и свобод в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
– адекватность используемых диагностических
и коррекционных методов, обоснованность
рекомендаций;
– применение, в том числе однократное, методов
воспитания, связанных с физическим и (или)
психическим насилием над личностью подростка, а
также за совершение иного аморального проступка.
Ведущий обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, тренинговой работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
В ходе тренинговых занятий ведущий взаимодействует с родителями подростков, посещающих коррекционно-реабилитационные занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
1. Специалисты, реализующие программу, должны
иметь опыт тренинговой работы в подростковых
группах.
2. Уметь оценивать навыки группового
взаимодействия (есть ли контакт подростков в
процессе работы, все ли вовлечены в процесс
обсуждения, нет ли тех, кто занимает
выжидательную позицию, отсиживается).
3. Направлять ход обсуждения при разборе
фрустрационной ситуации.
4. Помогать подросткам почувствовать личностную
свободу, принять себя и сверстников такими, какие
они есть на самом деле.
5. Проводить занятия на высоком эмоциональном
подъеме.
6. Наблюдать за стилем поведения и творческим
самовыражением подростков.
Требования к материально-технической оснащенности занятий.
Размер помещения должен позволять
поставить стулья в круг и проводить подвижные
игры, то есть допускать быструю перестановку
мебели, содержать рабочую зону, и чистую зону (для
обсуждения). Стулья должны передвигаться
свободно, и их должно быть достаточное
количество.
В помещении должны отсутствовать препятствия,
отгораживающие участников друг от друга
(столы, парты, лишние стулья).
Столы нужны только для размещения
изобразительных, раздаточных материалов,
технических средств. Если тренинг проходит в
классе, необходимо вынести лишние столы и стулья
или расставить их по периметру.
Стены должны быть удобны для разменщения листов
бумаги, ватманов по ходу тренинга. Одна или две
стены должны быть предназначены для
развешивания работ перед началом обсуждения.
Художественное оформление стен репродукциями
должно быть минимальным и продуманным.
Необходимо учитывать освещенность, возможность
проветривания помещения до начала занятий, во
время перерывов, так как работа в шумном, мало
освещенном и душном помещении значительно
снижают внимание и повышают утомляемовсть.
Изобразительные материалы.
- Краски, карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, пастель (для рисования).
- Журналы, цветная бумага, фольга, текстиль (для создания коллажей или объемных композиций).
- Бумага для рисования разных форматов, цветов и оттенков, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших поверхностей, ножницы, нитки, клей, скотч и пр.
Технические средства.
Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения.
Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов, нарабатываемых в ходе занятий с элементами тренинга.
Сроки и этапы реализации программы:
1, 3 этап – диагностический (октябрь,
декабрь).
Первичная диагностика на этапе комплектования
тренинговой группы, итоговая диагностика по
завершению тренинговых занятий.
2 этап — коррекционно-реабилитационные
занятия с целью овладения навыками
адекватного реагирования на проблемные
ситуации, возникающие при взаимодействии со
сверстниками (ноябрь, декабрь).
4 этап — консультативное
психолого-педагогическое сопровождение – оказание
консультативной помощи (на всем протяжении
занятий и до конца учебного года).
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Повысятся адаптивные возможности подростков
жертв насилия, исходя из их социального опыта,
психического состояния.
2. Произойдут позитивные изменения в
коммуникативной, интерактивной и перцептивной
сторонах общения, исчезнут коммуникативные
барьеры.
3. Расширится круг видения проблемных
ситуаций.
4. Появится способность к адекватной оценке
фрустрационной ситуации и умение находить
конструктивные пути выхода из нее.
5. Несовершеннолетние обучатся различным приемам
снятия накопившегося эмоционального напряжения.
Система организации контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы
осуществляет педагог-психолог, который проводит
занятия, наблюдает и отслеживает динамику
изменений, происходящих у подростков в ходе
всего курса коррекционно-реабилитационных
занятий, а также по данным срезовой и итоговой
диагностики.
Родители также следят за изменением в личностном
развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере
у подростков.
Дальнейшее консультативное сопровождение после
завершения коррекционно-реабилитационных
занятий позволит и дальше наблюдать изменения у
подростков при помощи следующих методов:
наблюдения, опроса.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
У несовершеннолетних:
– повысится уровень толерантности к различным
фрустрационным ситуациям, научатся находить
эффективные способы решения своих проблем;
– разовьются способности к адекватной оценки
фрустрационной ситуации и умение находить
конструктивные пути выхода из нее;
– они обучатся приемам и методам снятия
нервно-психического напряжения в стадии
возбуждения.
Занятие 1
Цель занятия: установление контакта с подростками, создание доверительной обстановки в группе, положительной мотивации к занятиям.
Время: 45 мин.
Необходимые материалы: бумага, ручки, цветные карандаши.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: помочь подросткам больше узнать друг о друге.
Время: 10 минут.
Материалы: лист бумаги, ручки, карандаши.
Техника проведения: используя лист бумаги, подростки рисуют плакат, иллюстрирующий их образ жизни. В рисунке отражаются интересы, ценности, семья, друзья, род занятий.
Инструкция: возьмите лист бумаги. Вам необходимо будет нарисовать плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни. Отразите, по возможности, ваши интересы, ценности, семью, друзей, любимое занятие. Для выполнения задания используйте различные изобразительные средства.
Анализ:
1. Какое у вас настроение?
2. Трудно ли было рассказывать о себе через рисунок?
3. Что интересного вы узнали друг о друге?
4. Что вы ожидаете от предстоящей работы?
5. Готовы ли вы приступить к дальнейшей работе?
2. Обсуждение и принятие правил поведения
Цель: создание комфортной безопасной обстановки, способствующей самораскрытию и доверию.
Время: 5 минут.
Материал: лист ватмана, фломастеры.
Техника проведения: тренер предлагает обсудить правила работы в группе, внести свои дополнения и изменения.
3. Упражнение «Меняются местами те, кто...»
Цель: снять эмоциональное напряжение и сблизить участников.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники садятся по кругу, один из них — водящий, который выходит в центр. Водящий произносит, например, «Меняются местами те, кто одет в брюки». Задача участников группы поменяться местами, водящего — занять стул. Количество стульев на один меньше количества участников.
Инструкция: сейчас мы с вами поиграем в интересную игру и тем самым снимем напряжение. Сядем по кругу и выберем водящего. Количество стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Задача водящего произнести, например, «Меняются те, кто одет в брюки» или что-то другое. Задача участников группы поменяться местами. Водящему необходимо занять освободившийся стул. Тот из участников, кто остался без стула становится водящим.
Анализ:
1. Понравилась ли игра?
2. Как вы себя чувствуете?
3. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения?
4. Упражнение «Мои проблемы»
Цель:сбор проблематики, получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники
заполняют таблицу, а затем обсуждают. Обсуждение
проводится отдельно по каждому направлению.
Здесь следует стремиться к тому, чтобы
высказался каждый член группы. Очень важно
соблюдать последовательность обсуждения:
вначале негативный опыт, а затем — позитивный.
Материал: бланки на каждого участника
группы.
Инструкция:сейчас каждому я раздам таблицу, а вам нужно будет ее заполнить. Постарайтесь не отвлекаться, работать самостоятельно, не разговаривать друг с другом и отвечать как можно откровеннее.
Проблемы |
|
Во мне | |
В семье | |
С одноклассниками | |
С учителями | |
С друзьями |
Анализ:
- Что не нравится вам в жизни, в себе, в одноклассниках, учителях и родителях?
- Что нравится в жизни, в себе, в одноклассниках, учителях и родителях?
5. Упражнение «Рисунок по кругу несуществующего животного»
Цель: развитие добрых, внимательных отношений, учить умению принимать другого человека со всеми достоинствами и недостатками, развитие эмоциональной сферы.
Время: 10 минут.
Техника проведения: у каждого участника по листу бумаги и свой цвет карандаша. Лист сворачивается в три раза как театральная программка. Затем дается задание нарисовать несуществующее животное. Первый участник рисует голову и передает соседу слева, тот рисует туловище, следующий дорисовывает ноги, последний разворачивает лист, придумывает название животному и сочиняет про него историю. Чем больше число участников, тем меньший сегмент фигуры изображает каждый.
Материал: листы бумаги формата А 4, цветные карандаши.
Инструкция: возьмите по листу чистой бумаги и наиболее понравившийся цвет карандаша. Сверните лист в три раза, как театральная программка. По моей команде один рисует голову животного на одной трети листа, сгибает его, делает пометки, где будет находиться шея и передает следующему. Сосед рисует туловище животного, сгибает лист, делает пометки, где будут находиться ноги и передает рядом сидящему. Следующий дорисовывает ноги и отдает соседу, который разворачивает весь лист, придумывает название животному и сочиняет про него историю.
Анализ:
- Понравилась ли вам данная игра?
- Что вам было легче всего рисовать?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какая история вам больше всего понравилась?
- Какое у вас сейчас настроение?
6. Подведение итогов
Цель: получение обратной связи от участников группы.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы, а также пожелания на следующую встречу.
Инструкция: давайте подведем итог занятию. Каждый пусть выскажет свое мнение от проделанной работы и пожелания на будущие занятия.
Анализ:
1. Что принес вам этот день?
2. Что понравилось, запомнилось?
3. Какое задание показалось сложным?
7. Упражнение «Я – стоящий человек!»
Цель:повышение самооценки, развитие доброжелательного отношения друг к другу.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Каждый по кругу произносит 3 раза фразу: «Я – стоящий человек!» с разной интонацией, используя мимику и жесты. После чего участники прощаются друг с другом и дарят улыбки.
Инструкция: я предлагаю всем встать в круг. Сейчас каждый из вас по очереди произнесет 3 раза фразу «Я – стоящий человек!» с разной интонацией и разными способами. Желательно, чтобы ни движения, ни мимика, ни интонация не повторялись. А теперь давайте попращаемся друг с другом и подарим улыбки.