Начальная школа
-
Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в начальной школе 2005
Творческий подход в нашем опыте эстетико-воспитательной работы со школьниками достигается посредством гибкой технологии устно-песенного фольклора. Техники нацелены на актуализацию в каждом ребенке возможности личностного самовыражения и саморазвития.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Закрепление знаний о родовых и падежных окончаниях прилагательных" 2005
Конспект комбинированного урока русского языка в 4-м классе традиционной системы обучения по учебнику А.В.Поляковой для 3-го класса (1-3). Использование нетрадиционных форм на уроках с элементами игры имеет большое значение для сохранения работоспособности учащихся и достижения поставленной цели, а также для снижения длительного напряжения учащихся на уроке.
-
Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "В кругу семьи" 2005
"Цель воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете - их приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду". Маллер А.Р. Уроки по социально-бытовой ориентации организуются в форме классных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр). Цель занятий - сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни и быта людей.
-
Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "Праздничное чаепитие" 2005
"Цель воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете - их приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду". Маллер А.Р. Уроки по социально - бытовой ориентации организуются в форме классных занятий (проходят в виде сюжетно - ролевых игр). Цель занятий - сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни и быта людей.
-
Новые подходы к чтению в проекте RWCT (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо) 2005
Критическое рассмотрение текста, повышение качества чтения в логике проекта RWCT: конструирование новых собственных смыслов; развитие мыслительных действий учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формирование выводов); совершенствование социальных навыков учащихся.
-
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Охрана растений" 2005
Взаимодействие человека с природой - актуальная проблема современности. Недалёк тот день, когда будущее планеты окажется в руках наших детей, оттого, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Поэтому так важно сейчас помочь детям усвоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. Предлагаемый конспект урока показывает, как можно решать эту задачу.
-
Сочетание приемов и методов обучения как условие поднятия интереса учащихся к учению 2005
В данной работе актуальность темы обусловлена волнующей всех учителей проблемой привития учащимся интереса к учению, к каждому предмету. Ведь интерес к учению, вследствие которого появляется умение учиться должно, быть привито в начальных классах.
-
Реализация концепции личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников 2005
Представленный материал является авторской разработкой сценария праздника окончания начальной школы, на котором созданы условия для проявления творческих способностей учащихся через групповую и индивидуальную форму организации познавательной деятельности. Цель мероприятия: подвести итоги работы классного коллектива за четыре года.
-
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе" 2005
Гиперактивному ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в младшем школьном возрасте, когда осуществляется переход к ведущей учебной деятельности, и увеличиваются интеллектуальные нагрузки. Родители вдруг обнаруживают негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка. Проблемы воспитания и обучения таких детей особенно актуальны для родителей, учителей, психологов.
-
Урок для 3-го класса: "Знакомство с хвойными растениями" 2005
Экологию в начальной школе можно преподавать в виде отдельного курса или путём внесения экологических вопросов в уроки естествознания. Учащиеся получают знания по основным вопросам экологии, осваивают понятийный аппарат экологии как науки (приспособление к среде обитания, выживание в неблагоприятных условиях, связи между организмами и др.). В ходе урока предусмотрена работа с атласом, картой, доклады учеников, самостоятельная работа. Учащиеся расширяют знания о хвойных растениях, определяют значение растений в цепи питания, учатся строить простые пищевые цепочки.
-
Исследовательская работа учащихся на уроке математики при изучении темы "Площадь" 2005
Исследовательская работа учащихся на уроке математики при изучении темы "Площадь". Данный урок можно использовать в любой системе преподавания (Эльконин-Давыдов; Занков, традиционная система и т.д.). На уроке практически выясняется, как сравнить площади квадрата и прямоугольника при одинаковом периметре разными способами.
-
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3-м классе по системе Занкова. Тема: "Обобщающий урок. Природная зона – степи. Может ли пингвин жить в степи?" 2005
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3-м классе, занимающемуся по системе Занкова. На уроке пытаемся аргументировано объяснить предположение : «Может ли пингвин жить в степи?»
-
Урок математики в 4-м классе коррекции VII вида. Тема: "Деление чисел, оканчивающихся нулями" 2005
Урок математики в 4-м коррекционном классе 7 вида, главной целью которого является закрепление и систематизация знаний учащихся по теме: «Деление чисел, оканчивающиеся нулями».
-
Изучение регионального содержания параллельно с федеральным компонентом на уроках природоведения 2005
В статье рассматриваются вопросы реализации НРК ГОС в курсе начальной школы через уроки природоведения. Приводится тематическое планирование по классам, словарь географических и природных названий Мурманской области, а также игра?лото для закрепления знаний о родном крае.
-
Контроль и обобщение знаний по краеведению на уроках природоведения 2005
В статье рассматриваются вопросы обобщения и проверки знаний учащихся по краеведению в курсе начальной школы с использованием объектов природы Мурманской области. Приводятся вопросы и тестовые задания по природоведению с использованием НРК ГОС, а также вопросы итогового контроля знаний.
-
Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция" 2005
В данной работе систематизированы ошибки, которые нельзя исправить, выучив правила, и предложены специальные задания, с помощью которых можно провести диагностическую и коррекционную работу, по исправлению данных ошибок.
-
Урок КВН по русскому языку: "И та награда — в нём самом…" 2005
Урок русского языка проводился в связи с принципами развивающего обучения. Игровая форма урока, разнообразие видов работ способствует формированию развития речи и мышления. Основные цели - развитие смекалки, сообразительности, умения решать различные головоломки. Для урока характерна коллективно - распределенная деятельность. Дети рассуждают, обобщают, учатся применять знания на практике.
-
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: "Как живут растения? Как живут животные?" 2005
Перед учебным предметом "Мир вокруг нас" стоят очень серьёзные задачи в формировании гармонически развитой личности ребёнка: сближение с природой, формирование экологического сознания, гуманистических начал. Эти задачи будут успешно решаться при грамотном ведении предмета. Подготовить и провести качественный урок по окружающему миру нередко сложней, чем урок математики или русского языка. На уроках по данному предмету необходимо найти правильное соотношение содержательности и занимательности урока. Нужно избегать перенасыщенности, подавляющей мышление детей, а также и недосыщенности, не позволяющей детям активно мыслить и действовать. Своим урокам стараюсь придать логическую стройность и чёткость познавательной деятельности учащихся. В содержании природоведческого материала и деятельности детей на уроке должна присутствовать строгая логика. Она диктуется необходимостью выявить причинно - следственные связи в каждом рассматриваемом явлении или процессе. Лишь в этом случае уроки выполняют свою роль - осмысления окружающего мира и места человека в нём. При этом работа над осмыслением причинно - следственных явлений природы формирует навыки самостоятельного мышления.
-
Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе ("Школа России") по теме: "Алфавит. Подготовка к контрольному диктанту" 2005
Урок направлен на систематизацию знания учащихся о графическом и фонетическом строе русского языка, позволяет подготовить учеников к контрольному диктанту по теме "Звуки и буквы". Особое внимание уделяется расширению словарного запаса учащихся, формированию умения пользоваться словарем. Учитель видит главную задачу курса русского языка в начальных классах в воспитании активной жизненной позиции учеников, любви к родному языку.
-
Конспект открытого урока по математике. 3-й класс. Тема: "Табличные случаи умножения и деления на 7 и 8 (закрепление)" 2005
Урок в системе личностно-ориентированного обучения, направленный на закрепление знания таблиц умножения и деления на 7 и 8; призванный развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, а также на формирование умения работать с тестовыми заданиями.
-
Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского 2005
Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 - 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского.
-
Описание урока по русскому языку: "Рыцарский турнир". 3-й класс 2005
Организация работы по технологии ДЕМСОС (КСО) при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. В соответствии с материалами учебника необходимо продумать к работе комплекс учебно-методических пособий, который поможет учителю организовать деятельность целого коллектива и каждого ученика. На данном уроке идет закрепление изученного материала в игровой форме в целях повышения интереса к изучению русского языка. На уроке были использованы дидактические материалы, разработанные мною.
-
Работа по развитию речи учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения 2005
Развитие речи - одна из ведущих задач в современной начальной школе. Основная задача работы по развитию речи - формирование речевых умений. Пример работы над сочинением по рисунку, проводимом во втором классе. Оценивание творческих работ. Критерии. Примеры лексических упражнений, повышающие речевую культуру детей. Примерные упражнения с орфографическим словарем на уроках русского языка. Упражнения, способствующие расширению словарного запаса на уроках чтения. Развивающая деятельность на уроках внеклассного чтения. Анализ работы по развитию речи детей.
-
Организация работы по совершенствованию речи учащихся (на примере изучения темы "Глагол" в начальных классах) 2005
1. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. 2. Работа над синонимами и антонимами. 3. Прямое и переносное значение глаголов. 4. Работа над словосочетанием и предложением. 5. Работа над текстом.
-
Урок русского языка по теме: "Основной закон русского письма (или общее правило проверки орфограмм слабых позиций)" 2005
Материал раздела "Основной закон русского письма" позволит детям осознать всеобщность установленного ранее принципа письма, который они формулируют как закон русского письма. Отвечая на вопрос, из чего строятся значимые части слова, школьники обнаруживают, что морфемы построены не из каких- то отдельных звуков, а из рядов позиционно чередующихся звуков, т.е. из фонем. Учащиеся имеют возможность проследить позиционное чередование звуков в значимых частях различных слов не как факт, а как обязательный закон русского языка, как систему.
-
Итоговый урок-игра (или занятие-игра) на тему: "Природное сообщество леса. Природное сообщество водоема" 2005
Эта игра - соревнование для двух команд. Проводится на уроке природоведения, уроке ознакомления с окружающим миром, на занятии в группе продленного дня или на занятии в системе дополнительного образования. Предназначена для учащихся 3-го класса школы VII вида, но может использоваться и в массовой школе. В конспекте представлены различные задания, физминутка, стихи-загадки. Часть необходимого оборудования вынесена в приложения.
-
Диагностико-познавательный курс "Шаг за шагом" 2005
В этой работе мы постарались обозначить свои взгляды на проблему подготовки детей к школе. В практике учителя начальных классов уже существует программа "Преемственность" по подготовке шестилетних детей к школе. Ее авторы под руководством Н.Федосовой разработали предметные курсы. Мы, в свою очередь, нацелены не на предметное обучение, а, прежде всего, на развитие познавательных процессов ребенка. Наши занятия носят интегрированный и комбинированный характер, имеют сюжетную линию, включают развивающие и диагностические задания.
-
Турнир знатоков русского языка 2005
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3-го класса, направленное на повторение и закрепление изученного материала о частях речи. Занятие, построенное в игровой форме, способствует развитию умения распознавать части речи, развивает речь учащихся, формирует умение правильно оформлять свои мысли, помогает пополнить словарный запас, учит работать в группе.
-
Урок литературы по программе "Школа 2100": "Путешествие в историю литературы", А. Погорельский "Черная курица", 4-й класс 2005
Данный материал устного журнала представляет определённую познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской литературы и её истории.
-
Естествознание. 4-й класс 2005
Представлен сценарий урока-КВН для учащихся 4-х классов по системе Л. Занкова.