Применение высоких технологий в современной школе

Разделы: Информатика, Начальная школа


Введение.

В современном обществе стремительно нарастает количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого из нас становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Данный курс направлен на подготовку выпускников школы к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.

На сегодняшний момент в мире информационных технологий используются всё более сложные, наукоёмкие модели взаимодействия «человек – компьютер». Первостепенной целью преподавателя информатики и информационных технологий является, во-первых, довести до каждого ученика не только сумму знаний и умений, но и развить навыки профессиональной работы с применением информационных технологий, а во-вторых, привести содержание учебного курса в соответствие с потребностями личности в нашем информационном обществе, указывая на возможность реализации гуманитарных, этических, экологических и многих других компонентов. Учеба должна быть направлена на закрепление и развитие у учащихся способности усваивать в органическом единстве естественнонаучные и гуманитарные знания. Необходимыми задачами в преподавании информатики и информационных технологий должны быть:

  • освоение учащимися современных информационных технологий, в том числе путем организации производительного труда учащихся с применением информационных технологий;
  • развитие исследовательского мышления - умения ставить вопросы и искать ответы, умения наблюдать и интерпретировать результаты наблюдений;
  • освоение практических навыков исследовательского труда.

Компьютер - это орудие познания, инструмент интеллектуального труда. При общении с компьютером объединение профессионального труда школьников с основным учебным процессом достигается наиболее естественным путем, а доступные сегодня разновидности информационных технологий находят прямое применение в школьном учебном процессе.

Формирование культуры работы с информацией подразумевает развитие трех моделей применения информационных технологий в среднем образовании:

1) компьютер - инструмент познания,

2) компьютер - инструмент обучения,

3) компьютер - объект изучения.

В своей работе с информационными технологиями я остановилась на трёх этапах, используемых для полнейшего раскрытия поставленных задач, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности:

1) использование презентаций уроков;

2) создание презентаций – исследовательских работ с применением высоких технологий;

3) компьютерный класс – для учеников младшего школьного возраста.

Первые два пункта были подробно изложены в статье «Применение информационных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческой группы учеников» в сборнике Фестиваля 2004 г. Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на третьем пункте.

Компьютерный класс – для учеников младшего школьного возраста.

Компьютерная революция, свершившаяся в течение двух последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая место, которое в этой системе занял персональный компьютер, нужно, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

Работу с компьютером изучают в средних школах в основном старшие - 10 и 11 - классы, работа же с младшим звеном находится пока ещё в стадии эксперимента. Между тем, персональный компьютер постоянно совершенствуется, возрастает его производительность, при этом цена практически не меняется. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и имеется в большинстве семей. Однако очень часто компьютер приобретается любимому ребёнку «для развития», а на деле используется как дорогая игрушка. Переходя из класса в класс, ребята так и продолжают рассматривать компьютер не как инструмент познания, инструмент интеллектуального труда, а только лишь как смесь телевизора, игрушки и печатной машинки.

Представляется важным начать общение ученика с компьютером с младших классов школы, ведь важнейшим фактором развития в возрастном периоде 6 – 11 лет является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения. Рассмотрим подробнее эти сферы.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребёнка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представление), а также в формировании у ребёнка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка в возрасте 6 – 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное.

Мотивационную сферу ребёнка в возрасте 6 – 11 лет характеризует тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить статусный мотив, мотив «хорошей отметки», мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и признания себя сверстниками.

Основная цель развития Я-концепции заключается в том, чтобы помочь ребёнку стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

Поведенческие особенности ребёнка среднего детства определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу. Ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, также дети заняты получением трудовых навыков, и достаточно времени занимают игры. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны и любознательны, у них значительно расширяются сферы деятельности и общения.

Приведя вышеизложенные сферы к единому целому, можно сделать вывод о наилучшем применении современных компьютерных технологий в отношении развития детей младшего школьного возраста, и первые шаги в этом направлении – знакомство с возможностями компьютера, с его разнообразным использованием, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

В нашей школе широко ведутся разработки старшеклассниками мультимедийных презентаций на самые различные темы – от разработок по предметам, подробных рассказов о своих увлечениях до внеклассных мероприятий. Так почему же не сделать такие мероприятия для ребят-младшеклассников? Первой «ласточкой» в этом направлении была презентация, созданная мной в 2003 – 2004 учебном году, посвящённая 1000-летию Казани - виртуальная прогулка «Казань древняя и молодая» с викториной «Знаешь ли ты родной город?». Ребята готовятся к этой «прогулке» заранее, оформляют «входные билеты» - небольшие рисунки с видами Казани. Ученики старших классов – мои помощники – принимают эти билетики у входа, помогают ребятам пройти на свои места и, пока идёт экскурсия, наклеивают рисунки на кусок ватмана с надписью «Казань древняя и молодая». Получается красочное панно, которое дарится классу по окончании мероприятия. После экскурсии начинается викторина. Класс заранее делится на команды и начинается игра. Жюри состоит из учащихся старших классов, объявляется команда – победитель и раздаются призы. Мероприятие имеет большой успех, ребята, уходя, спрашивают, когда их пригласят ещё. Такую виртуальную прогулку в нашей школе совершали уже многие классы начальной школы. Мероприятие участвовало в районном конкурсе творческих внеклассных работ и было отмечено Дипломом II степени. Также под моим руководством учениками 11В Белоусовой Е. и Лукояновым А. была сделана презентация, посвящённая 200-летию КГУ, которая проходит как внеклассное мероприятие для учеников среднего звена.

Следующим этапом были внеклассные мероприятия, созданные учителем биологии Яковенко Т.В. – «Викторина для малышей» и «Бабочки Татарстана». На этих уроках ученики узнали интересные факты о жизни животных («Самые, самые…»), о бабочках (жизненный цикл бабочки, виды бабочек, сад бабочек), о Красной книге и немного поиграли: были предложены стишки - загадки о животных и растениях, на конкурсе капитанов отгадывали фрукты и овощи по вкусу и т.п. Также под руководством Яковенко Т.В. учащимися выполнены красочные презентации о казанском зооботсаде, объединённые в единое мероприятие «Виртуальная прогулка по зоопарку», которое наверняка будет интересно для учеников как младшего звена, так и среднего.

Сейчас к созданию презентаций–мероприятий приступили ученики. Очень интересную и познавательную презентацию по правилам дорожного движения «Осторожно – дорога!» сделал ученик 10А класса Христофоров О., и уже есть заказ на проведение такого урока. Ученик 10Б Храменков А. сделал презентацию-рассказ по астрономии «Солнечная система» по заказу завуча школы (учителя математики в 5 классах) Филипповой Л.А. Ученики 10Б Биктимирова Р., Дёмышева А. и Храменков А. создали необычайно подробную презентацию к 1000-летию Казани для учеников 4 – 6 классов, рассчитанную на несколько посещений компьютерного кабинета. Первые попытки в создании презентаций делают и сами малыши, которые приняли участие в конкурсе презентаций, проходившем в нашей школе в 2003 – 2004 учебном году. Также создаются презентации для ребят младшего школьного возраста по литературе («Сказки и легенды народов мира»), по географии («Занимательная география»), по истории (к 60-летию Победы).

Планируется большая дальнейшая работа по созданию мероприятий для учеников младших и средних классов, как силами учеников старшего звена, так и учителями-предметниками, что будет направлено и на приобщение ребят к миру информационных технологий, и на знакомство с новыми учебными предметами, пробуждению интереса к ним.

Заключение.

Цель курса информатики - помочь учащимся убедиться в том, что эта наука в своем развитии прошла путь от прикладной отрасли, ограниченной задачами документоведения и информационно-поисковых систем (от простейших механических до электронных), к научной дисциплине. Информатика как наука просто не могла бы развиваться, если бы ее методами и средствами не решались самые разнообразные задачи в жизни мировой науки - как для естественнонаучных, так и для гуманитарных областей знания.

Полученные знания и умения в области компьютерных технологий помогают ребятам усваивать в органическом единстве естественнонаучные и гуманитарные знания, прививать им навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий, развивать критическое мышление, адаптироваться в современной жизни и сделать правильный профессиональный выбор.

Список литературы.

Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10 – 11», Лаборатория Базовых Знаний, М: 2002.

А.Борзенко и др. «Мультимедиа для всех», Компьютер-Пресс, М:1996.

В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов «Общая педагогика», Владос, М: 2002.

Под ред. С.Ю.Циркина «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста», Питер, С-П: 2001.

Под ред. А.А.Реана «Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия», Нева, С-П: 2002.

Р.Кайл «Тайны психики ребёнка», Олма-Пресс, М:2002.

Д.Кун «Все тайны поведения человека», Олма-Пресс, М:2002.

Microsoft Office XP «Шаг за шагом. Практическое пособие», ЭКОМ, М: 2002.

Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). Федерация Интернет образования. М:2002.