Цели.
- Закрепить знания о типах склонения имен существительных; отрабатывать прием определения склонения у имен существительных в косвенных падежах.
- Развивать навыки и умения согласования слов в устной и письменной речи учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оформление доски.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствуем гостей улыбкой.
II. Проверка домашнего задания.
На ручей рябой и звонкий
За листком летит листок.
И струёй сухой и острой
Набегает ветерок.Н. Некрасов.
Назовите существительные. Определите их склонение (показывают на аббаках).
Как определяли склонение у существительных “за листком”, “струёй”?
III. Тема и цели урока.
Почему урок сегодня начали с определения склонения имен существительных?
Чем занимались на предыдущих уроках?
Сегодня мы закрепим и обобщим знания о типах склонения существительных; будем упражняться в определении типа склонений у существительных в косвенных падежах и выполнять творческие задания.
IV. Основная часть урока (по теме).
С какими частями речи сотрудничает имя существительное? (с прилагательным, глаголом).
1. Подобрать к словам однокоренные существительные (запись только существительных; определить склонение).
ездить – езда, ездок | веселый – веселье, весельчак | |
подарить – подарок, дар | честный – честь, честность | |
погрузить - погрузка | врачебный - врач |
2. Продолжаем наблюдать сотрудничество частей речи с именем существительным.
От данного слова образуйте три однокоренных существительных 1, 2 и 3 склонений.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | |||
старый | хитрый | бедный | глупый | |||
I старушка | хитринка | беднота | глупышка | |||
II старик | хитрец | бедняк | глупец | |||
III старость | хитрость | бедность | глупость |
3. Физминутка
Это правая рука,
Это левая рука
Справа – шумная дубрава
Слева – быстрая река
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
4. Назовите, пожалуйста, существительное, которым называется тема по природоведению, изучаемая нами сейчас. (Лес).
Какого склонения это существительное?
5. Расшифруйте и запишите предложение
13,6,19 – 15,1,26,6 2,16,4,1,20,19,20,3,16
Л е с - н а ш е б о г а т с т в о !
Объясните смысл нашего предложения. Найдите существительные, определите склонение.
Какой редкий цветок, растущий в лесу, занесен в Красную книгу? Каким вы себе его представляете?
6. А вот послушайте описание ландыша в стихотворении Е.Серовой.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем – а вдруг
Услышим я и ты.
А теперь посмотрим, каким вы его себе представляете и как изобразили (рассматривание рисунков учащихся).
7. Игра “пятый лишний” (устно).
Из “лишних” слов должны составить предложение.
дерево | лиса | |
солнце | лисий | |
тропинка | лисица | |
берегите | лес | |
река | лисёнок |
Почему именно выделенные слова “лишние”? (В 1-ом столбике все слова существительные, а это нет, во 2-ом столбике все однокоренные, а это – нет).
Определите склонение у оставшихся существительных (аббаки).
Что вы, как дети, сможете сделать для спасения природы?
8. Объясните выражение “Болеть душой”. Это как?
V. Творческая работа.
Кого или чего не хватает на нашей картине? (Обитателей леса).
Звучит грамзапись “Голоса леса”, а дети в это время “населяют” картину (лес) жителями. (Прикрепляют магнитами вырезанных из бумаги бабочек, лягушек, зверей, птиц и т.д.).
А теперь, дети, я попрошу вас написать мини-сочинение “Лес”. Напишите о том, что значит “лес” для вас? (Звучит тихая музыка “Голоса птиц”). Определите склонение существительных в вашем тексте.
Проверка сочинений.
VI. Проблемный вопрос.
На доске прикреплены карточки:
Поставьте эти существительные в Дательный падеж.
Почему в одном падеже окончания разные? Это и будет темой нашего следующего урока.
VII. Итог урока. Оценивание.
Как же определить склонение имен существительных в косвенных падежах?
Что понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Написать мини–сочинение о любом животном нашего края.
Спасибо за урок.