I. Совсем недавно закончились новогодние праздники, запоздалое поздравление пришло из страны Графика.
— Как думаете от кого? (От букв, они там живут).
— Что могли нам буквы пожелать? (Быть умными…).
(Читается поздравление на открытке).
Некоторые буквы у нас в гостях, узнайте их по описанию и запишите их на свободной строке.
1.
Печатная буква эта вроде шалаша,
Очень даже хороша,
Может и проста на вид,
А начинает алфавит. (а)
2. Эта буква обозначает согласный глухой парный звук. (Дети задают уточняющие вопросы и узнают букву "к").
3. Эта буква обозначает согласный сонорный звук. (н).
4. Эта буква обозначает гласный звук, умеет указывать на мягкость предыдущего согласного, есть в слове книга. (и).
5. С этой буквой мы познакомились только вчера, сами придумайте и загадайте про нее загадку. (ж).
6. Удивительная буква, обозначает гласный звук, в ней иногда прячется звук й … (е).
7. На этой букве как на лесенке можно сидеть и распевать песенки. А еще там я эту букву найду, где гамак висит в саду (н).
8. С этой буквы начинается отгадка к загадке
“Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет”. (Снег). (с).
II. Составив из этих букв слово, вы узнаете, на чем добрались к нам наши гости.
(На доске появляется слово “снежинка”).
- Есть ли в данном слове ошибкоопасные места, как они называются? (Орфограммы).
Что мы называем орфограммой? Запишите рядом звуковую модель данного слова, подчеркните орфограммы, попробуйте их объяснить.
(Запись на доске: снежинка, снижынка)
— Почему жи? Когда такой вопрос уже
возникал? (Когда ши встречали).
— Что вас в этой ситуации удивляет? (Звуки ж, ш
всегда твердые, а буква и указывает на мягкость.
По логике надо бы писать букву ы).
— Хотите разобраться в данном вопросе?
III. Попробуем провести исследование в области графики и фонетики. Про страну Графика мы уже сегодня упоминали, там живут… (буквы).
А кто живет в стране Фонетика? (Звуки).
Какая между ними связь? (Буква — графический
знак для звука.)
Правильно ли я вас поняла, что у букв работа такая
— звуки обозначать? (Да).
У нас возник вопрос по поводу обозначения какого
звука? (ы).
Где он находится? (После твердых согласных,
шипящих, зв. ж).
Между какими буквами мы выбираем? (ы или и).
Значит, о работе каких букв будем говорить? (Гласных).
Назовите все изученные нами гласные буквы. (о и
у ы а е ё я).
На какие две группы можно разбить все эти буквы? (Обозначение
тв./мягк., умеют или нет обозначать 2 звука).
Я предлагаю вам принцип разбиения — количество
выполняемых работ.
Какую работу выполняют все гласные? (Обозначают
гласный звук, указывают на твердость или
мягкость).
Понаблюдайте за группой слов и скажите, а всегда
ли эти две работы выполняют буквы? (Придумывают
слова, начинающиеся с этих букв.)
Оля | Аня | лед | ряд |
Ира | ель | мел | рыба |
ум | елка | мир | |
ы… | яблоко | мука |
Делается вывод о том, что есть буквы, выполняющие как две, так и одну работу (о у а и), всегда выполняют две работы (е е я ы).
IV. Возвращаемся к слову снежинка.
— Что интересного мы знаем о звуке ж?
(Всегда твердый).
— Надо ли еще раз обозначать его твердость?
(Нет).
— Значит, нам нужна буква, выполняющая сколько
работ? (Одну, обозначить звук ы).
— Из какой группы будем выбирать букву? (Из
первой).
Подставляем все буквы подряд, слово разрушается, подходит только буква ы.
Так почему жи? (Нужна буква с одной работой, а буква ы всегда выполняет 2 работы, обозначает гласный звук, и указывает на твердый. Ведь нет слов, начинающихся с буквы ы).
V. Запишем под диктовку несколько слов, обозначая работу гласных букв. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Пушинка
Кружится
Ложится
— Что интересного заметили? (Везде есть
сочетание жи, есть рифма).
— Попробуйте с данными словами сочинить
стихотворение. (Работа в парах).
— У Сурикова есть такие строки:
“Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает ложится.”
— Что, кроме рифмы, есть в этих строках? (Настроение,
ритм).
— До настоящих поэтов нам с вами конечно
далеко, а вот на ровесников равняться стоит. А кто
это — ровесники? (Проверяется толкование слова
по словарю).
Первоклассница Настя Гутенко из школы № 93 нашего города сочинила вот такое стихотворение:
“Поутру проснулась Настя
И увидела в окно.
Белый снег искрится,
Словно серебро.Звездочки-снежинки
В воздухе летают.
Белоснежным кружевом
Землю укрывают”.
— С чем Настя сравнивает снег? (С серебром).
— Почему? (Блестит).
— А снежинки с чем сравнивает и почему? (По
форме резные, причудливые, а потому похожи на
звездочки и кружево).
— С чем еще можно сравнить снег и снежинки?
— Меня заинтересовало слово кружевом.
Почему буква е, ведь мы только что выяснили, что жи?
(Версии детей). Поставьте в слове ударение и
скажите, чем оно отличается от предыдущих слов?
Вывод.
Жи-ши- пишется с и, когда это сочетание звуков под ударением, в безударном положении эти звукосочетания могут обозначаться другими буквами.
— Какое важное открытие вы сделали сегодня на
уроке?
— Что важно учитывать при обозначении звука ы?
(Его положение).
— Что на уроке было интересным, а что главным?