Урок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Работа гласных букв. Правописание жи-ши"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


I. Совсем недавно закончились новогодние праздники, запоздалое поздравление пришло из страны Графика.

— Как думаете от кого? (От букв, они там живут).

Что могли нам буквы пожелать? (Быть умными…).

(Читается поздравление на открытке).

Некоторые буквы у нас в гостях, узнайте их по описанию и запишите их на свободной строке.

1.

Печатная буква эта вроде шалаша,
Очень даже хороша,
Может и проста на вид,
А начинает алфавит. (а)

2. Эта буква обозначает согласный глухой парный звук. (Дети задают уточняющие вопросы и узнают букву "к").

3. Эта буква обозначает согласный сонорный звук. (н).

4. Эта буква обозначает гласный звук, умеет указывать на мягкость предыдущего согласного, есть в слове книга. (и).

5. С этой буквой мы познакомились только вчера, сами придумайте и загадайте про нее загадку. (ж).

6. Удивительная буква, обозначает гласный звук, в ней иногда прячется звук й … (е).

7. На этой букве как на лесенке можно сидеть и распевать песенки. А еще там я эту букву найду, где гамак висит в саду (н).

8. С этой буквы начинается отгадка к загадке

“Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет”. (Снег). (с).

II. Составив из этих букв слово, вы узнаете, на чем добрались к нам наши гости.

(На доске появляется слово “снежинка”).

- Есть ли в данном слове ошибкоопасные места, как они называются? (Орфограммы).

Что мы называем орфограммой? Запишите рядом звуковую модель данного слова, подчеркните орфограммы, попробуйте их объяснить.

(Запись на доске: снежинка, снижынка)

— Почему жи? Когда такой вопрос уже возникал? (Когда ши встречали).
— Что вас в этой ситуации удивляет? (Звуки ж, ш всегда твердые, а буква и указывает на мягкость. По логике надо бы писать букву ы).
— Хотите разобраться в данном вопросе?

III. Попробуем провести исследование в области графики и фонетики. Про страну Графика мы уже сегодня упоминали, там живут… (буквы).

А кто живет в стране Фонетика? (Звуки).
Какая между ними связь? (Буква — графический знак для звука.)
Правильно ли я вас поняла, что у букв работа такая — звуки обозначать? (Да).
У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука? (ы).
Где он находится? (После твердых согласных, шипящих, зв. ж).
Между какими буквами мы выбираем? (ы или и).
Значит, о работе каких букв будем говорить? (Гласных).
Назовите все изученные нами гласные буквы. (о и у ы а е ё я).
На какие две группы можно разбить все эти буквы? (Обозначение тв./мягк., умеют или нет обозначать 2 звука).
Я предлагаю вам принцип разбиения — количество выполняемых работ.
Какую работу выполняют все гласные? (Обозначают гласный звук, указывают на твердость или мягкость).
Понаблюдайте за группой слов и скажите, а всегда ли эти две работы выполняют буквы? (Придумывают слова, начинающиеся с этих букв.)

Оля Аня лед ряд
Ира ель мел рыба
ум елка мир  
ы… яблоко мука  

Делается вывод о том, что есть буквы, выполняющие как две, так и одну работу (о у а и), всегда выполняют две работы (е е я ы).

IV. Возвращаемся к слову снежинка.

— Что интересного мы знаем о звуке ж? (Всегда твердый).
— Надо ли еще раз обозначать его твердость? (Нет).
— З
начит, нам нужна буква, выполняющая сколько работ? (Одну, обозначить звук ы).
— Из какой группы будем выбирать букву? (Из первой).

Подставляем все буквы подряд, слово разрушается, подходит только буква ы.

Так почему жи? (Нужна буква с одной работой, а буква ы всегда выполняет 2 работы, обозначает гласный звук, и указывает на твердый. Ведь нет слов, начинающихся с буквы ы).

V. Запишем под диктовку несколько слов, обозначая работу гласных букв. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

Пушинка

Кружится

Ложится

— Что интересного заметили? (Везде есть сочетание жи, есть рифма).
— Попробуйте с данными словами сочинить стихотворение. (Работа в парах).
— У Сурикова есть такие строки:

“Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает ложится.”

— Что, кроме рифмы, есть в этих строках? (Настроение, ритм).
— До настоящих поэтов нам с вами конечно далеко, а вот на ровесников равняться стоит. А кто это — ровесники? (Проверяется толкование слова по словарю).

Первоклассница Настя Гутенко из школы № 93 нашего города сочинила вот такое стихотворение:

“Поутру проснулась Настя
И увидела в окно.
Белый снег искрится,
Словно серебро.

Звездочки-снежинки
В воздухе летают.
Белоснежным кружевом
Землю укрывают”.

— С чем Настя сравнивает снег? (С серебром).
— Почему? (Блестит).
— А снежинки с чем сравнивает и почему? (По форме резные, причудливые, а потому похожи на звездочки и кружево).
— С чем еще можно сравнить снег и снежинки?
— Меня заинтересовало слово кружевом. Почему буква е, ведь мы только что выяснили, что жи? (Версии детей). Поставьте в слове ударение и скажите, чем оно отличается от предыдущих слов?

Вывод.

Жи-ши- пишется с и, когда это сочетание звуков под ударением, в безударном положении эти звукосочетания могут обозначаться другими буквами.

— Какое важное открытие вы сделали сегодня на уроке?
— Что важно учитывать при обозначении звука ы? (Его положение).
— Что на уроке было интересным, а что главным?